Смысловое чтение. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: оценка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысловое чтение в контексте новых ФГОС МБОУ г. Мурманска гимназия 3, заместитель директора по УВР С.А.Рачило.
Advertisements

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы Региональная научно-методическая конференция.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Требования к уровню чтения в основной школе. Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
Работа с учебно- научными текстами. Продуктивное чтение это– сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных.
Транксрипт:

Смысловое чтение

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: оценка информации

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт находить в тексте требуемую информацию решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Работа с текстом: преобразование и интерпретация - обнаруживать в тексте доводы - сравнивать и противопоставлять информацию разного характера Интерпретировать текст: - делать выводы из сформулированных посылок - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста

Работа с текстом: оценка информации -определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации -находить способы проверки противоречивой информации – критически относиться к рекламной информации Выпускник получит возможность научиться:

Основные компоненты сформированного навыка чтения чтения Техника чтения Понимание текста (извлечение его смысла, содержания)

Полноценное чтение - процесс, включающий не только овладение техникой чтения, но и совокупность ЗУН, приобретаемых на уроках по всем предметам с целью извлечения смысла, содержания текста

Полноценное чтение Задачи: поиск информации интерпретация рефлексия

подходы к совершенствованию обучения чтению овладение приемами осмысления, понимания информации, содержащейся в тексте

организация проблемных и поисковых ситуаций развитие понятийного мышления осмысление УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению современные образовательные технологии мотивация освоение приемов осмысления текста выполнение типовых заданий

Критерии создания текстовых проблемных ситуаций : необычность познавательной задачи новизна, яркость фактов противоречивость неполнота содержания деформация текста представление разных точек зрения на тему и т.д.

Современные образовательные технологии : технология развития критического мышления через чтение и письмо технология проектной деятельности модульная технология кейс-технологии

кейс-технологии : Кейс-технологии - синтез проблемного обучения, информационно- коммуникационных технологий, метода проектов

кейс-технологии : Главное предназначение - научиться работать с информацией: - анализировать информацию - сортировать ее для решения заданной задачи - выявлять ключевые проблемы - прорабатывать и находить их решение

технология развития критического мышления через чтение и письмо : СХЕМА: вызов реализация смысла рефлексия

Вызов: : предположение по заголовку, ключевым словам верные и неверные утверждения перепутанные логические цепочки смысловые несуразности кластеры и т.д.

реализация смысла : Инсерт (применение какого- либо эффекта к звуку) ведение записей: двойных дневников, бортовых журналов эффективная лекция чтение с остановками

рефлексия : заполнение кластеров, таблиц организация различных видов дискуссий написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе) исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Типовые задания НОО, начало освоения ООО, 6-11 лет ООО, лет I. «Озаглавливание текста»«Эпиграф» II. «Учимся задавать вопросы»«Постановка вопросов к тексту и составление плана» III. «Диалог с текстом»«Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении» IV. «Сочиняем сказку (миф, рассказ)» «Понимание научного текста» V. «Нарушение логических цепочек» «Поиск смысловых несуразностей» «Исправление деформированного текста» «Освоение приема логического запоминания»

Типовые задания I. «Озаглавливание текста» «Эпиграф» (подбор эпиграфа к тексту) Цель общая - овладение приемом выделения концепта (основной мысли) Требования к тексту: 1 новизна (для обеспечения мотивации) 2 доступность (для понимания) 3 объем по мере овладения умением выделять концепт текста увеличивается Приобретаются умения выделять концепт, аргументировать выбор Используем на всех предметах «Эпиграф» (сочинение рассказа по эпиграфу). Умения адекватно интерпретировать смысл эпиграфа -устанавливать связь между смысловыми фрагментами -составлять текст, основываясь на понимании концепта Используем на литературе, истории

Типовые задания II. «Учимся задавать вопросы» «Постановка вопросов к тексту и составление плана» Цель общая - овладение приемом постановки вопросов к тексту Приобретаются умения - составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст; -выделять субъект (подлежащее: о чем говорится во фрагменте текста?) и предикат (сказуемое: что говорится о субъекте текста?) Предлагаем инструкцию - схему вопросов Умения -адекватно выделять субъект и предикат -составлять план -воспроизводить текст с опорой на план

Типовые задания «Учимся задавать вопросы разных типов» «Постановка вопросов к тексту и составление плана» - простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило? - уточняющие: Если я правильно понял, то…? - объясняющие – о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось? -вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…? - оценочные: Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? - вопросы на выявление эмоционального отношения: Понравился ли вам…? - вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил..? Ступенчатая модель постановки вопросов, ориентированных на развитие творческого потенциала личности (Эрика Ландау): I. Объективные вопросы 1 уровень вопросов – «Описательный» (дает начало осмыслению): Кто? Что? Где? Когда? 2 уровень вопросов - «Казуальный» (требует понимания и установления связи): (Почему?) II. Субъективные вопросы. 3 уровень вопросов: Что нового ты об этом узнал? Какие чувства пережил? 4 уровень вопросов – «воображаемый»: что было бы, если...? Можно ли найти альтернативу решения данной проблемы? 5 уровень вопросов – «оценочные» вопросы, подготовленные решением всех предыдущих 6 уровень вопросов – вопросы, ориентированные на будущее: Что еще интересует тебя в этой проблеме? Что еще тебе хотелось бы узнать?

Типовые задания «Учимся задавать вопросы разных типов» «Постановка вопросов к тексту и составление плана» Приемы переработки информации ( приемы изучающего чтения): -составление плана -составление граф-схемы -составление сводной таблицы -тезирование

Типовые задания III.«Диалог с текстом» «Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении» Умения -задавать вопросы к тексту, опираясь на смысл прочитанного -прогнозировать развитие сюжета -вербально определять концепт текста Умения -адекватно использовать приемы осмысления -выделение концепта текста в виде заголовка и эпиграфа -составлять план В-вопрос (задать вопрос к тексту) О-ответ(дать ответ на вопрос) З- заглянуть в будущее (и представить, что произойдет дальше) П- проверить себя (сравнить ответ, прогноз с текстом) В (постановка вопроса и поиск ответа на него) ВПр (постановка вопроса-предположения : А не потому ли…, что…? Может быть, это объясняется тем, что…?) АП (Антиципация плана изложения - предвосхищение того, о чем (о ком ) будет говориться) АС (Антиципация содержания изложения - предвосхищение того, что именно будет сказано дальше) Р (Реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное осмысление)

Типовые задания «Диалог с текстом» «Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении» …З Именно поэтому каждое клеточное деление начинается с удвоения хромосом, каждая их которых теперь состоит из двух одинаковых частей. П В З Есть ли у кошки усы? Настоящих, оказывается, нет. Их роль играют вибриссы – длинные жёсткие чувствительные волосы. На усы они похожи, но выполняют другие задачи (АП): кошка воспринимает ими информацию об окружающем. Текст об А.Невском Победа русских над войском немецких рыцарей-крестоносцев. …Князь подъехал к ликующим псковитянам, за ним, понурив головы, шли немецкие пленники. Оборотившись к ним, князь грозно произнес (АС): «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет» Текст о битве новгородцев под предводительством Александра Ярославича в 1240 г. …Князь Александр получил почетное прозвище Невский. Было ему 20 лет (Р).

Типовые задания IV. «Сочиняем сказку (миф, рассказ)» «Понимание научного текста» Овладение приемом антиципации Структурирование научного текста и составление конспекта (предложена схема структурирования текста, в схеме даны вопросы, соответствующие графы схемы заполняются обучающимися)

Типовые задания V. « Нарушение логических цепочек» «Поиск смысловых несуразностей» «Исправление деформированного текста» « Освоение приема логического запоминания» Типовая задача: чтение текста - составление плана, граф-схемы Задания: -взаимопроверка -пересказ в парах с опорой на план, граф- схемы -составление устной и письменной аннотации с опорой на план, граф-схемы -подготовка учебных докладов с подбором иллюстративного материала

Приемы осмысления текста: Постановка вопросов и поиск их ответов -простые -уточняющие -объясняющие -творческие -оценочные -практические

Приемы осмысления текста: Постановка вопросов- предположений Прием озаглавливания Антиципация плана изложения Антиципация содержания изложения

Приемы осмысления текста: Реципация Создание текстовых проблемных ситуаций Критический анализ

Приемы переработки информации : Составление плана Тезирование Составление граф-схемы Составление сводной таблицы Комментирование Логическое запоминание учебной информации

Подведём итог: ШАГ1 Умение определять основную мысль текста. Способы определения идеи: 1)найди предложение, в котором заключена главная мысль; 2) найди ключевые фразы и соедини их в один тезис; 3) самостоятельно сформулируй главную мысль по ключевым словам.

Подведём итог: ШАГ 2 Умение вычленить микротемы. 1) Построй вопросный план (с.57). 2) Выдели ключевые слова и кратко сформулируй идею каждой микротемы – ответа на пункты вопросного плана. 3) Соотнеси каждую микротему с общей идеей текста.

Подведём итог: ШАГ 3 Умение выделить абзацы. Подумай, соединение каких микротем в 1 абзац правомерно? Для этого соотнеси каждую из микротем с общей идеей текста