Э ТНОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Р ОССИИ Что каждый человек вкладывает в понятие - этнос? На уровне обыденного знания представителем собственной этнической группы человек воспринимает того, кто выглядит, как он, ведет себя, как он, и говорит на том же языке, что и он. И неудивительно, что при взгляде на представителя своего этноса мы часто ошибаемся в его идентификации. Даже на бытовом уровне мы понимаем, что человек – это прежде всего носитель сознания, а уж потом определенного комплекса анатомических особенностей. И поэтому мы отказываемся считать своим того, кто ведет себя не так, как мы, даже если он и выглядит похоже, и наоборот, без труда принимаем чуждого по внешности, но близкого по духу соотечественника.
Основным свойством этнической идентичности являются культурологические особенности этноса: культура, нравы и обычаи. Обычаи забываются, а культура ассимилируется культурой доминирующего этноса, если не будет внутреннего стремления к поддержанию собственной этнической самобытности. К тому же культурологический этнический портрет народа в разные исторические эпохи часто различается даже больше, чем между многими этносами одной эпохи. Не менее значительными бывают культурологические различия различных социальных слоев этноса. Что, например, заставляет казака, одетого в черкеску, считать своим русского предводителя уездного дворянства, а не гораздо больше на него похожего культурологически и даже объективно кавказского горца.
В х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д.Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном из заседаний общества в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык.
Р ОССИЯ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ Путешественники-академики интересовались как собственно русским населением, так, и еще более, жившими в пределах России инородцами, находя в них более оригинального и любопытного в языках, нравах и обычаях. Население Российской империи хотя и не столь пестро по своему составу заключает в себе массу племен и наречий с значительным преобладанием русского элемента, обнимающего около 3/4 населения. Основой для этнографической классификации принимается обыкновенно язык как наиболее характерный признак, с которым часто совпадает также религия и особенности быта. По языку народности России распадаются на две главных группы: говорящие на языках арийских, или индоевропейских, и говорящие на языках урало- алтайских. Небольшие сравнительно группы говорят на языках кавказских односложных, семитических и американских. Индоевропейские языки представлены главным образом языками славянской группы русским с его наречиями, польским, болгарским; в ближайшем родстве с ними стоят языки литовский и латышский.
Преобладающее большинство племен, обитающих в России, живет оседло и занимается земледелием. В последнее время и многие кочевые народы в пределах Р. все более и более переходят к земледелию (киргизы, калмыки и др.). Кочевой быт сохранился в большей или меньшей степени у некоторых тюркских народностей, как- то: киргиз-кайсаков, каракиргиз, калмыков и др., живущих гл. образом разведением рогатого скота, лошадей, овец, а местами также верблюдов и яков. Особый быт мы находим у оленеводов, к которым принадлежат особенно чукчи, самоеды, часть тунгусов и лопарей, в последнее время также зыряне, открывшие в этом прибыльный промысел. Звероловство составляет еще важный источник существования и прибыли в сибирской тайге, а также по берегам морей (бой тюленей, моржей, белых медведей и т. д.), начиная от Белого моря и Новой Земли и кончая побережьем Берингова моря (а также в Каспийском море). Рыболовство имеет особое значение (для севера) на Мурманском берегу, затем в Каспийском и Азовском морях, на Оби, у берегов Восточного океана.
Э ТНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ К АВКАЗА Кавказская этносоциальная общность являет собой результат коэволюционного взаимодействия весьма различных, в некоторые периоды истории даже антагонистических, систем (казаки-горцы, осетины-ингуши и т.д.). И если бы в различные периоды истории различные этнонациональные общности Кавказа периодически не принадлежали к самым различным надсистемам – Крымское ханство, Персия, Османская империя, Русь и т.д., тогда в результате продолжительного коэволюционного взаимодействия кавказские этносы сформировали бы гораздо более жесткую структуру. В результате мы имеем довольно слабо оформленную общность. Однако совсем игнорировать сложившиеся внутрисистемные связи здесь тоже нельзя. Более того, в последнее время явно складывается тенденция к движению в сторону все более интенсивного кооперативного взаимодействия на региональном уровне. Следует, таким образом, оценить глубину происходящих процессов и дать оценку складывающейся общности.