Из чего строятся слова?. Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего строительного материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как найти слово в словаре. Викторина-тест 2 1.Владимир Иванович Даль – а) известный переводчик, б) автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского.
Advertisements

Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Русской речи государь по прозванию СЛОВАРЬ… Информационно-исследовательский проект учащихся 4-б класса МОУ СОШ 4 г. Александров.
Этимология – это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.
ПРИЧАСТИЕ РАБОТА УЧЕНИКА 6 КЛАССА СУББОТНИКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ЕРМАЧКОВА АЛЕКСЕЯ.
Словари Н.А. Судья, заведующая библиотекой Лицея 4 г. Пскова 2009 год.
Автор : Крайнова И.А. Учитель начальных классов МОУ Толбинская СОШ.
Из чего строятся слова Строительная работа морфем 5 класс.
Тема урока: «Приставка и суффикс – значимые части слова». Севостьянова Лидия Александровна учитель начальных классов МОУ СОШ 9 Г. Елизово Камчатский край.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Состав слова урок русского языка 3 класс Полякова Лариса Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ 1 с. Илек Илекского района Оренбургской области.
Русский язык.3 класс Светлова Т.О.
Русский язык Состав слова Образование слов при помощи приставок 2 класс.
Работа ученицы 5 класса Скобкиной Надежды Смотри в корень.
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики. Презентация к учебному проекту 5 класс.
Русский язык УМК «Перспектива» 3 класс Тема: Как образуются слова? Смаглюк Надежда Сергеевна учитель начальных классов МАОУШ-И «Лицей-интернат 7» г.Бердск.
Транксрипт:

Из чего строятся слова?

Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего строительного материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре: Приставка Корень Суффикс Окончание. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла- «смыслиночку».И получаются интересные и выразительные слова.

Возьмем корень –ш-, который обозначает движение. К нему прибавим суффикс -л-, который в глаголах обозначает прошедшее время. Добавим окончание –и-. Соединив морфемы, получим слово ШЛИ. Добавим в игру приставки и получим целый «дорожный рассказ» : вышли, пошли, перешли, обошли, пришли. Приставкины «смыслиночки»

« Смыслиночки» суффиксов Суффиксы из одних слов делают другие. Из слова УЧИТЬ суффиксы могут сделать и УЧИТЕЛЯ,и УЧЕНИКА, И УЧИЛИЩЕ, и УЧЕНИЕ.

Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например,показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или неприятный. Маленьким, симпатичным существам дают названия с суффиксами –ат(а) – ят(а). ЗАЙЧАТА,КОТЯТА,ТИГРЯТА. Больших,грозных называют ЗАЙЧИЩЕ,КОТИЩЕ,ТИГРИЩЕ.

А бывают суффиксы- «дразнилки». Например,если вас обзовут словом,которое оканчивается на –ЮГА,вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга,не хитрюга и тем более не зверюга.

Знаете ли вы, что… … очень редкий суффикс –жди ( он встречается в словах дважди, трижди, четырежди) когда-то был не суффиксом, а целым словом? До 14 века в письменных памятниках встречалась только форма дъвашьды, которая получилась в результате слияния двух слов: дъва ишь ты – это означало приблизительно «два шага». Строго исторически мы должны бы писать «дважди», но ш перед д озвончались, в результате шд превратилось в жд. И теперь в словах дважди, трижди мы выделяем суффикс –жди.

«Смыслиночки» окончаний Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов – один или много: ДОМ – ДОМА С помощью окончаний образуются различные формы слова. Окончание – значимая изменяемая часть слова. Например,о слове, у которого окончание – яя, можно сказать, что это слово- прилагательное, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода.

Смотри в корень! У слов самое важное -корень.Это самая главная часть слова, которая несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными, или однокоренными. Поразмышляем над словом родник. Родник родит реку, а река течёт через всю родину, кормит народ. Все эти слова имеют общий смысл и общую часть –род-. В слове народ выделяется корень народ, но по происхождению это слово связано со словом род.

Много ли родственников у кольчуги? В старину в русском языке было слово коло- «колесо,круг». С ним по своему происхождению связано слово кольчуга и много других слов. Например,около,колобок,колбаса,кольцо,колесо, окольный ( путь),кольчуга.

Где же хранятся слова? Для хранения слов люди создали словари. Словари бывают разные. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфографические словари. Если хотим уточнить значение слова,обращаемся к толковым словарям и словарям иностранных слов,вошедших в русский язык. О происхождении слов рассказывают этимологические словари. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова объяснены значения более чем 85 тыс. слов. 17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит слов. Результатом жизни Владимира Ивановича Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором автор очень интересно и подробно объясняет, что обозначает каждое слово.

Эта занимательная этимология Этимология – наука о происхождении слов. Этимология тесно связана со строением слова. Этимология рассказывает о том, как срастаются друг с другом разные морфемы, например, корень с суффиксом, образуя новые корни, из которых вырастают новые слова. Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь-медведем, а невежда – невеждой? Все эти слова произошли от одного глагола ведать, то есть «знать». Ведьма – «знающая, знахарка»; медведь – «зверь, который ведает мёд»; невежда – « мало знающий человек». Для школьников есть специальный словарь, в котором даётся этимология многих слов. Он написан писателем Л.Успенским и называется «А почему не иначе?»