Духовно - нравственное развитие обучающихся средствами краеведческого материала Из опыта работы Петровой С. Ю., учителя русского языка и литературы
Источник изменений Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует государственный заказ образованию как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач в области духовно - нравственного развития и воспитания детей и молодежи, выход на метапредметное обучение
Актуальность изменений Актуальность изменений вытекает из потребностей Общества Семьи Личности в удовлетворении нравственных потребностей, в стремлении к обретению внутренней системы ценностей, осознанию осмысленностей собственного бытия, формированию нравственной мотивации
Идея изменений Создание образовательной среды, способствующей использованию краеведческого материала, использование в работе личностно - ориентированного обучения, интеграция всех форм организации учебного процесса позволит принять учащимся духовно - нравственные ценности своих земляков
Цель педагогического опыта - организация аналитической творческой деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей через последовательную разнообразную работу с краеведческим материалом Для достижения данной цели были определены следующие задачи : ознакомить учащихся с литературой родного края, его фольклорными и историческими традициями ; формировать умения видеть за страницами биографий и строчками произведений переживания, настроения, реальные события, их общечеловеческий смысл ; формировать исследовательские навыки обучающихся ; воспитывать нравственные качества : совесть, веру, долг, ответственность, патриотизм.
Новизна опыта предполагает наличие сквозных содержательных линий Концептуальный уровень содержания - использование Концепции духовно - нравственного воспитания и развития как идеологической основы деятельности. Опора при освоении содержания на метапредметность - использование мета предместов « Знание » и « Проблема ». Проблемный характер содержания - выделение в содержании образования проблем и поиск их решения. Интегрированный характер содержания - интеграция областей знаний, способов организации деятельности и компонентов. Соответствие содержания уровню научно - технического прогресса - использование современных образовательных и информационных технологий, инструментов и средств. Включение в содержание субъектного опыта учащихся.
Дидактические материалы для проведения уроков русского языка Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вят.. ий край в виде дымков.. ой игрушки. Появились новые типы матрешек. Тиражные экземпляры потеснились, дав место уникальным автор.. им изделиям. Название кружева – « кукар.. ое » - это производное от названия города Кукарки ( ныне г. Советск ).. Фактура капокорня очень заметная, сравнимая с фактурой обработанной кароль.. ой березы. Из бересты в россий.. их деревнях изготавливали лапти, плетенки, короба, корзины, шкатулки, игрушки и так далее. Урок в 6 классе «Различение на письме суффиксов -К- и –СК- имен прилагательных»
Сбор материалов для описания памятников войны Подготовка к уроку развития речи в 8 классе «Описание памятника, расположенного в моей местности»
Уроки внеклассного чтения Уроки внеклассного чтения по произведениям вятских писателей проводит Шургина Т.М., районная детская библиотека На урок внеклассного чтения по произведениям А.А.Лиханова приглашена библиотекарь школы Захарова Т.Ю.
Темы проектов, выбранные учащимися, по итогам изучения курса « Литературное краеведение » учебный год Жестокая голодная война в произведениях А. М. Рыжова ( Лобанова Валя ) Великорецкий крестный ход ( Масленников Никита ) Природа Санчурского края в стихотворениях А. М. Рыжова ( Китаева Юлия ) Природа родного края в стихотворениях Ф. Р. Столяровой » ( Немихин Дмитрий, Полозов Андрей ) « Прошла по земле война …» ( Никитенко Софья, Неганова Дарья ) Образ учителя в литературе Вятского края ( Бабинцева Мария ) – проект стал призером районного конкурса « Юные исследователи Вятского края »
Знакомство с творчеством А. М. Рыжова Фотография дневниковых записей А.М.Рыжова, с которыми работали участники проекта Встреча учащихся 8 б класса с дочерью писателя М.А.Гринченко
Внеклассное мероприятие « Дети войны » «Ребенок войны», бабушка Кислицына Дмитрия в гостях у учащихся О своей прабабушке рассказывает Зверева Ксения, 5 а класс
Вахта Памяти 2010 года Учащиеся 5 а класса читают книги о войне и работают над проектом «Дети войны»
Акция 2013 года « Бессмертный полк »
Районные конкурсы чтецов На Рыжовских чтениях выступает Богачев Андрей На конкурсе «Люблю тебя, Россия!» заняла призовое место Сотникова Екатерина
Экскурсии и поездки В гостях в Шишовской сельской библиотеке учащиеся 8 а класса Слет воскресной школы в д. Соболево
Диагностика по местодике Милтона Рокича « Ценностные ориентации »
Методика Н. Е. Щурковой « Качество личности » Качества личности Считаю себя нравственным и умеющим строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения 34,5 % 63 % 82 % Затрудняюсь ответить, считаю ли свои поступки нравственными и умею ли строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения 51,5 % 31% 14 % Не считаю, что должен строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям 14 % 6 % 4 %
Победители и призеры районных мероприятий 2014 год Краснощекова Анастасия – победитель конкурса чтецов « Люблю тебя моя, Россия » в номинации « Проза вятских писателей » Дудинова Виктория – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Карташева Кристина – победитель районного конкурса сочинений о войне « История войны в судьбе моей семьи » Китаева Юлия – победитель районного конкурса « Дорогой памяти » в номинации « Памяти павших будем достойны » Бабинцева Мария - победитель всероссийского конкурса « Медиаобразование приходит в школу », член Лиги юных журналистов Кировской области Неганова Дарья – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, участник регионального этапа
Общественное признание Книга стала Дипломантом конкурса на приз Академии детско –юношеского туризма в номинации «Золотой компас» в 2012 году, признана «Лучшей гуманитарной книгой 2014 года»