Технология формулирования результатов обученности в рамках государственных образовательных стандартов нового поколения на уроках математики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммуникативные универсальные действия Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий. Основа Стандарта системно-деятельностный подход, который предполагает: системно-деятельностный подход, который.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
Транксрипт:

Технология формулирования результатов обученности в рамках государственных образовательных стандартов нового поколения на уроках математики

1. Особенности подхода в образовательном стандарте второго поколения: Стандарт как общественный договор (между семьёй, обществом и государством). Стандарт как общественный договор (между семьёй, обществом и государством). Стандарт задает ориентиры развития системы образования. Стандарт задает ориентиры развития системы образования. Ориентация стандарта на результаты образования Ориентация стандарта на результаты образования

1. Особенности подхода в образовательном стандарте второго поколения: Системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход. Стандарт – совокупность трех систем требований: к структуре образовательных программ, к результатам освоения образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ. Стандарт – совокупность трех систем требований: к структуре образовательных программ, к результатам освоения образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ.

2. Виды результатов обученности Определены три группы результатов: Определены три группы результатов: Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Мета предметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Мета предметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Именно мета предметные результаты решают проблему успешного учения в школе. Именно мета предметные результаты решают проблему успешного учения в школе.

Предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Итак, что же дают универсальные учебные действия? Итак, что же дают универсальные учебные действия? Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Итак, что же дают универсальные учебные действия? Создают условия развития личности и ее самореализации на основе умения учиться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; Создают условия развития личности и ее самореализации на основе умения учиться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая само регуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Универсальные учебные действия личностные регулятивные коммуникативные действия познавательные

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу

На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).

Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста. Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий (коммуникативные учебные действия) Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, - находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; - сравнивать разные вида текста - по цели высказывания, главной - мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); - мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);

- различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; - анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; - составлять план текста: делить его на смысловые части; - озаглавливать каждую часть; пересказывать по плану.

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи; различать особенности диалогической и монологической речи; Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

описывать объект: передавать описывать объект: передавать его внешние характеристики, его внешние характеристики, используя выразительные используя выразительные средства языка; средства языка; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы(классификации); характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы(классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; приводить доказательства истинности проведенной классификации; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

составлять небольшие устные монологические высказывания, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; писать небольшие рефераты, доклады по математике, используя информацию, полученную из разных источников писать небольшие рефераты, доклады по математике, используя информацию, полученную из разных источников

3. Виды результатов обученности на уроках математики Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития; 2) в мета предметном направлении; 3) в предметном направлении.

4. Цели образования и проблемы их формулирования. Рождение любого урока начинается с осознания целей. В противном случае урок будет амфорным, случайным. Рождение любого урока начинается с осознания целей. В противном случае урок будет амфорным, случайным. Можно назвать две основных причины этого рассогласования: Можно назвать две основных причины этого рассогласования: 1. Педагоги декларируют одни цели, а в практической дея­тельности реализуют другие. 2. Вторая причина рассогласования целей и средств заключается в неопределённости формулировки целей.

Глобальная цель образования конкретизируется и реализуется в системе целей. В иерархии целей образования можно выделить три уровня: Перспективные цели (идеальные цели), их можно назвать цели – векторы. Перспективные цели (идеальные цели), их можно назвать цели – векторы. Цели-стандарты Цели-стандарты Цели практической деятельности педагога Цели практической деятельности педагога

5. Типовые задачи, направленные на формирование мета предметных и личностных результатов на уроках математики. Учебное задание 1. Учебное задание 1. Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера. Учебное занятие 2. Учебное занятие 2. Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера. Учебное занятие 3. Учебное занятие 3. Личностное самоопределение Личностное самоопределение Учебное занятие 5. Учебное занятие 5. Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности

Учебное занятие 4. Формирование коммуникативных действий 1. Кто прав? Формулировка результата обученности: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мне­ния партнёров по общению (коммуникативная рефлексия). Формулировка результата обученности: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мне­ния партнёров по общению (коммуникативная рефлексия). Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Упражнение: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Упражнение: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст и выработать общий ответ на вопросы. Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст и выработать общий ответ на вопросы.

Критерии оценивания: Критерии оценивания: 1. Понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; 2. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оце­нок или подходов к выбору; 3. Учёт разных мнений и умение обосновать собственное; 4. Учёт разных потребностей и интересов. 2. Общее мнение Формулировка результата обученности: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать Формулировка результата обученности: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать

Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 34 человека. Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 34 человека. Упражнение. Учащимся, сидящим парами (или за двумя соседними столами), предлагается выработать, а затем представить и Упражнение. Учащимся, сидящим парами (или за двумя соседними столами), предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному обосновать общее мнение по заданному вопросу, например: почему надо выполнять обещание? вопросу, например: почему надо выполнять обещание? Критерии оценивания: Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа; продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа; умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;

отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют). отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).

После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д. После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д. Проверим…

Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия Математика В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие. В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия 1. К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным 1. К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным 2. Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе 2. Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.) осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) диалог в большой группе (учитель – ученики); а) диалог в большой группе (учитель – ученики); б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики); б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики); в) диалог в паре (ученик – ученик). в) диалог в паре (ученик – ученик).

Инструментарий для оценки новых образовательных результатов Коммуникативные универсальные учебные действия. Проверяем умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент. Коммуникативные универсальные учебные действия. Проверяем умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.

Инструментарий для оценки новых образовательных результатов Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их. Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их. Дорогие родители! Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы _________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо: 1) ___ 2) _______ 3) ___________

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом результаты личностного развития не оцениваются применительно к каждому школьнику, а могут оцениваться лишь по отношению к образовательному учреждению. Поэтому в качестве основы для такой оценки должны быть использованы новые формы исследования: наблюдение по заданным параметрам и фиксация проявляемых учениками действий и качеств. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом результаты личностного развития не оцениваются применительно к каждому школьнику, а могут оцениваться лишь по отношению к образовательному учреждению. Поэтому в качестве основы для такой оценки должны быть использованы новые формы исследования: наблюдение по заданным параметрам и фиксация проявляемых учениками действий и качеств.