Боги Древнего Египта Альбом. Акен (Aken, Cherti, Kherty) - древнеегипетский бог, который перевозил души умерших через реку в подземное царство на лодке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Казаринов Антон 5 «Г» класс. Геб В мифах древних египтян бог земли. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего.
Advertisements

Боги Древнего Египта. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца Ра почитался.
Боги Древнего Египта Выполнил: Артыкбаев Руслан. Ра древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце»древнеегипетскийбогсолнца.
Боги Древнего Египта Разработка Нинель Юрьевны Бревновой гимназия 30 Г. Курган.
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Митина Марина, ученица 10 класса МБОУ «Ломовская СОШ Корочанского района Белгородской области»
5 КЛАСС РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. РА Центральной фигурой древнеегипетской мифологии является Ра, бог солнца. Его имя так и переводится – «солнце». В Фивах.
Как воспринимали мир древние египтяне Миф – «поэзия» древних египтян.
Боги Древнего Египта.. Акер Функция. Додинастическое божество земли. В "Текстах Пирамид" упоминается как один из богов Загробного Царства. Иконография.
Культура Древнего Египта. Египет – (греч.айгюптос), означает «загадка, тайна». Геродот («отец истории») впервые открыл Египет для европейцев 2500 лет.
5 класс Учитель Зёмка Н. А. Изображение богов Древнего Египта в мифах.
Подготовила Кускова Анастасия БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. БОГИ И ЖРЕЦЫ Древние египтяне верили, что природой управляют боги, что им нужно угождать и их нужно задабривать. Они строили.
Боги Египта. Амон Покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изоб­ражался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной.
Боги Древнего Египта
Боги Древнего Египта История Древнего мира 5 класс.
Люди с самого своего рождения не могли объяснить многие явления окружающего их мира. Как только они ни пытались объяснить непонятные им явления! Так появились.
1 Городская научно-практическая конференция школьников «Юность и наука - третье тысячелетие» БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Авторы: Богачёв Александр, Чернов Дмитрий,
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ПАНТЕОН БОГОВ Урок по МХК.
В египетской мифологии бог- создатель первых восьми богов. Птах - бог города Мемфиса. Изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем.
1 БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Автор: Поткина О.И. Москва 2012.
Транксрипт:

Боги Древнего Египта Альбом

Акен (Aken, Cherti, Kherty) - древнеегипетский бог, который перевозил души умерших через реку в подземное царство на лодке Месекет. В период появления Акена, Анубис стал просто богом бальзамирования, а Осирис хоть и был царём загробного мира, но в его управлении была лишь область Аара. Следовательно, Акен управлял всем Дуатом. Акен обычно изображался как человек с головой барана, стоящий на корме лодки и управляющий рулевым веслом. Главным центром его поклонения стал город Летополис (Letopolis) откуда возможно культ этого божества распространился и закрепился в средиземноморских мифах. В древнегреческой мифологии Акену соответствует перевозчик Харон. Акен

Акер, Акеру (егип. kr) малозначимый бог земли и покровитель умерших в египетской мифологии, одно из древнейших божеств. В ходе истории Древнего Египта роль Акера менялась. В додинастинастический период он был немовым божеством земли, в раннединастический считался воплощением (душой Ба) бога Геба. Позднее стал одним из богов загробного мира и одним из помощников Ра в его ежедневной битве с Апопом. Называют также Акеру (множественное число от Акер) в качестве покровителя «духов земли» змей. Иногда изображается в виде двуглавого льва (реже сфинкса). Символизировал объединение вчера и завтра, запада и востока. Акер

Амо́н (Амен, Амун, Имен) - древнеегипетский бог Солнца, царь богов (nsw nTrw) и покровитель власти фараонов. Уже в "Текстах Пирамид" Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Египтяне толковали его имя как "скрытный", он был невидимым дуновением воздуха. Его священным животным как правило считается баран с закрученными рогами. Как бог столицы Фивы Амон приобрёл в период Нового царства положение бога страны, который Амон-Ра воплощал сущность бога Солнца. И наконец его считали богом," который остаётся во всех вещах", как и душа "ба" во всех явлениях. Амон

Анубис Ану́бис (греч.), Инпу (др. егип.) - божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхние египетского нома г. Кинополь. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные - шакал, собака.

А́пис (Хапис) - священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса. В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба Нут принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини Апис

Апо́п (Апе́п, Апо́фис, греч. πωφις) - в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя. Апоп

Ато́н - единый бог солнца, монотеистический культ которого был введён фараоном Эхнатоном. Эхнатон построил в честь Атона великолепный белокаменный город Ахетатон, который играл при его реформе возведения Египта к единому богу, роль столицы. Изображается в виде солнца, тянущего свои ладони к людям. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона. Атон фигурирует в качестве малозначимого божества со времён Древнего царства. По одной из версий, культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма. Атон

Атум (Jtm) - бог первой творения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелио польскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса - океана Нуна (иногда его называют отцом Атума). Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика. Атум

Банебджедет (Банебджед) - в древнеегипетской мифологии - бог плодовитости, плодородия и рождаемости. Центром его культа был город Мендес (Джедет). Изображался Банебджедет в виде человека с головой барана. В Верхнем Египте его эквивалентом был бог Хнум. Женой Банебджедета была богиня Хатмехит (Хатмехет), которая, возможно, была богиней города Мендес. Банебджедет, Хатмехит и их сын Гор вместе составляли триаду божеств города Мендеса. Как правило, Банебджедет изображался с четырьмя бараньими головами, символизирующими четыре «Ба» бога солнца. Банебджедет

Баст или Бастет - в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы. Отец её - Солнце; мать - Хатор- Луна. Нут, богиня небес, - сестра ей, а брат её - Хонсу, изгоняющий злых духов. Муж - Бес. Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X-VIII веках до н. э. - город Бубастис. Атрибут Баст - музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки. Баст

Ба́та, Бат (егип. Bt) в египетской мифологии имя древнейшего божества, почитавшегося как в женском, так и в мужском образе. Бога Бата отождествляли с быком, центром его культа был город Каса (позже греч. Кинополь) столица 17- го нома Верхнего Египта. Также этот город был важным местом почитания бога-проводника в загробный мир - Анубиса. Анубис и Бата обычно считались братьями, что нашло своё отображение в сказке периода Нового царства о двух братьях, носивших имена Анубис и Бата. Бата

Бену - в египетской мифологии бог в виде цапли. Почитался в Гелиополе. Согласно мифу, Бену появился на возникшем из водного хаоса камне-обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Бену - «Тот, который из себя возник». Фетиши Бену - камень «Бенбен» (являлся также фетишем Ра) и дерево «Ишет» (на котором находится дом Бену). Бену считался ба (душой) Ра, впоследствии - Осириса и т.о. связан с культом мертвых. Древние греки называли Бену фениксом. Бену

Бес (Бэс, Бесу,Беза) - в древнеегипетской мифологии бог- карлик и весельчак, шут богов, покровитель домашнего очага, божество счастья и везения, а также главный защитник бедных, стариков и детей. Мужской аналог богини кошек Баст. Вероятнее всего, образ уродливого бога-карлика был заимствован египтянами из Нубии или же сложился в конце Древнего царства под впечатлением от находившихся при дворе фараонов VI династии карликов-пигмеев из тропических лесов Центральной Африки. Бес

Гор, Хор, ( r - «высота», «небо») - бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и, предположительно, Осириса (некоторые источники ставят отцовство последнего под сомнение и утверждают, что Гор был усыновлён им после смерти Исиды). Его супруга - Хатхор. Его главный противник - Сет. Одна из самых распространенных ипостасей Хора в период Нового царства - Хоремахет (или Хармахис в греческой транскрипции - «Хор на горизонте (небосклоне)»). Хор - бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Гор

Имхотеп древнеегипетский мудрец, врач и зодчий, визирь царя III династии Джосера (ок до н.э.), для которого он соорудил в Саккара первую ступенчатую пирамиду. Впоследствии Имхотеп был обожествлен. Ему посвящены храмы и часовни. При Птолемеях Имхотеп почитался как бог Птаха. Греки его отождествляли с Асклепием. Имхотеп

Иунит - в египетской мифологии богиня Гермонта (важного религиозного и культурного центра Верхнего Египта). По преданиям считалась одной из жен воинственного бога Менту, который также считался покровителем города Гермонта. Несмотря на то, что первые изображения египетской богини Иунит появляются лишь в период Среднего Царства, историки считают, что в Гермонте ей поклонялись и в более древние времена. Инуит

Иси́да (Изи́да) (егип. js.t, др.-греч. σις, лат. Isis) одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Имя богини, вероятно, означает "сиденье", "трон" и идентично знаку, который она несёт на своей голове. В эллинистический период Исида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля. Исида

Маат (Аммаат) - древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута - пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота. Так как народ Египта считал, что правда и мудрость - это хорошая пара. Маат

Маахес (также известен как Михос, Мисис, Мэйхес и Махес) - львиноголовый бог войны в древнеегипетской мифологии. Его имя означает «тот, кто правдив рядом с ней». Маахеса считали сыном богини-кошки (Баст в Нижнем Египте или Сехмет в Верхнем Египте), чьи повадки он и унаследовал. Маахес был божеством, которого египтяне ассоциировали с войной и погодой, с цветами лотоса и в то же время пожирателя пленных. Этого бога часто изображали с ножами в обеих руках. Места его культы были сосредоточены в Тарему (Летополь) и Бубастисе (Пер-Баст). Маахес

Мафдет. В ранней египетской мифологии, Мафдет изображается женщиной с головой гепарда. Её имя означает быстро бегущая. Мафдет олицетворяла правосудие, или скорее казнь. Она ассоциировалась с защитой королевской опочивальни и других священных мест. Также она была защитником фараона. В искусстве Мафдет показана как кошка, женщина с головой кошки или кошка с головой женщины, иногда с заплетёнными волосами, которые оканчивались хвостами скорпионов. Временами её показывали с причёской из змей. Она также изображалась бегущей по оружию палача. Говорили, что Мафдет вырывала сердца грешников и подносила их к ногам фараона. Мафдет

Меритсегер - в египетской мифологии богиня, олицетворяющая Фиванский некрополь; считалось, что Меритсегер охраняет кладбище и покой умерших. Изображалась в виде женщины или льва с головой змеи. Центр культа Меритсегер - поселок в районе современного Дейр-эль-Медине, где жили ремесленники - строители гробниц. Меритсегер считалась их покровительницей. Меритсегер

Месхенет (также Мешен[е]т, Месхент) - в египетской мифологии богиня, встречавшая человека при его появлении на свет, покровительница рожениц и помощница повитух. Когда ребенок появляется на свет Месхенет от радости пускается в пляс, а Бэсы и Таурт отпугивают злых духов, которые устремляются к новорожденному. Затем Месхенет вместе с супругом Шаи отправляется к Небесному Древу (Древу Хатхор) узнать судьбу новорожденного у Семи небесных богинь. С этого момента Шаи становится ангелом-хранителем человека, а Месхенет его оракулом. Супруги начинают следить за поведением человека при жизни, чтобы на суде в загробном мире рассказать обо всех поступках богам Великой Эннеады. Месхенет

Мехен (др. егип. тот, кто окружает) - бог в древнеегипетской мифологии. Самые ранние сведения об этом божестве стали появляться в Текстах Саркофагов. Мехен был богом-защитником и изображался в виде змея извивающегося вокруг бога солнца Ра, во время его ночного путешествия по Дуату. В немецко- египетском словаре Р. Ханнинга говорится, что Мехен или Мехенет это змея, представляющая собой эквивалент Уробороса Мехен

Мин (неправильная транскрипция Хем) - в египетской мифологии бог плодородия и покровитель странствующих караванов, почитавшийся в Коптосе. Почитался с додинастических времён, его культ стал упорядоченным при Царе Скорпионе (Серкете). Мину был посвящён салат латук. На ранних этапах древнеегипетской истории он отождествлялся с Хором, в период Нового царства - с Амоном (Амон-Мин, Камутеф). Мин

Мневис - в египетской мифологии божество, изображавшееся в образе чёрного быка и обнаруживающее много общих черт с Аписом. Как Апис в Мемфисе изображался земным воплощением Птаха, так и Мневис почитался в Гелиополе как живое воплощение верховного солнечного божества и демиурга Ра. Мневис

Монту (mn w) - древний бог города Ермонта, в области которого находились возвысившиеся и ставшие столицей Египта Фивы, которые также почитали Монту, откуда его традиционный эпитет - «владыка Фив». В фиванском пантеоне периода Нового царства Монту входил в состав триады Амон-Мут-Монту и считался сыном Амона и богини Мут. Первоначально Монту принадлежал к числу солнечных божеств и изображался нередко, подобно Ра, с головой кобчика; но при XIX династии получил характер бога войны. В этом образе он выступает в эпосе Пентаура как покровитель воинственного царя Рамсеса II в битве при Кадеше. Супруга Монту - Тененет. Монту

Мут, египетская богиня (собственно «мать») древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня- мать и покровительница материнства. Первоначально Мут считалась эпитетом вод Наунет, женской пары первоначального океана Нун, в системе мифологических воззрений, связанных с гермапольской Огдоадой. Со временем Мут сама стала выступать в образе богини- творца. Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона. Мут изображалась в виде женщины, с коронами и грифом - ее иероглифом - на голове. Имея собственного сына Хонсу, Мут усыновила также Монту, включив его в состав фиванского пантеона. Мут

Нейт - египетская богиня охоты и войны, покровительница Саиса в Западной Дельте. Возможно, Нейт соответствует карфагенской и берберской богине Танит. Культ Нейт также был распространён у ливийцев. Её иероглиф был одним из знаков их татуировки. Нейт

В Элькабе (египетское Нехбет), главном городе 3-го нома Верхнего Египта, почиталась богиня-коршун Нехбет. После того как Элькаб слился с соседним городом Иераконполем (египетское Нехен) и стал резиденцией правителей верхние египетского государства, Нехбет заняла место богини страны: она представляет Верхний Египет, в то время как в Нижнем Египте защитницей страны является богиня-змея Ухо. Животные обеих богинь становятся символическими животными обеих половин страны. Коршун и змея входят в царское украшение, особенно в головное, они становятся олицетворением обеих корон. Нехбет

Неферхотеп в египетской мифологии бог луны. Центр культа Неферхотепа Фивы. Имя Неферхотепа обычно присоединяется к имени Хонсу как эпитет. Неферхотеп

Нефтида (греч.), Небетхет (др.- егип. «Госпожа обители»), иног. Нефтис - в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Богиня гелиопольской Эннеады. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета, но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам. Нефтида

Нефертум - бог растительности. Сын Сехмет и Птаха (в другом варианте вырос из тела богини полей), олицетворение первозданного лотоса. Нефертум изображался в виде младенца на цветке лотоса или в виде юноши в головном уборе, напоминавшем цветок лотоса, из которого поднимаются два пера. Священное растение - лотос (эмблема Верхнего Египта), олицетворяющий красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти. Центр культа - Мемфис. Нефертум

Нун (др.-егип. «nwn» [Naun] «вода», «водный») в древнеегипетской мифологии существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Собственных мест культа и храмов не имел. Изображается в виде человекоподобного мужского божества. Изображение Нуна, держащего на руках солнечную ладью, можно увидеть в Осирийоне храма Сети I в Абидосе. Вместе со своей супругой-продолжением Наунет (др.-егип. Nwn.t) были покровителями разлива Нила, а также зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун

Нут (Ну, Нуит) древнеегипетская богиня Неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Гелиопольская эннеада богов. Она также персонифицирует небесный свод; ему соответствует художественное изображение женщины, которая согнулась над землёй, касаясь руками и ногами западного и восточного горизонта либо изображение коровы. Она - хозяйка светил, которые являются его детьми. Нут

Оси́рис (Ози́рис) (егип. wsjr, др.- греч. σιρις, лат. Osiris) бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Самым популярным из богов Египта. Озирис

Птах или Пта, одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике образ вечности), иным словом Птах - это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения. Птах

Ра (др.-греч. Ρα; лат. Ra) - древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) - в форме Хнума-Ра, Гором - в форме Ра- Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено. Ра

Рененутет, Рененут (егип. транслит. rnnt, rnnwtt) (обычно произносится как Эрнутет и Рененет) в египетской религии богиня плодородия, хранительница всего собранного урожая, мать бога зерна Непри. (иногда их обоих отождествляли с Исидой и Гором). Греческое наименование: Термутис или Фермутис («Жаркая»). Эта богиня по праву считается одной из самых древних и уважаемых, вне зависимости от эпохи и правящих династий. Главной задачей этой богини, без сомнения, можно считать помощь в сборе и хранении урожая (Рененутет делает это в обличии змеи). Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Рененутет

Сехмет (Сохмет) - богиня- покровительница Мемфиса, супруга Птаха. Сехмет («могучая») богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Сехмет

Се́лкет (также известная как Селчис, Селкет, Селкис, Селкхит, Селкит, Серкхет, Серкет-хетит и Серкуэт) - богиня в египетской мифологии - покровительница мёртвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Особенно почиталась в Нижнем Египте. Священное животное Селкет скорпион. Изображения Селкет в виде женщины со скорпионом на голове часто помещали (вместе с изображениями Исиды, Нефтиды и Нейт) на саркофагах и ящиках для каноп. Селкет

Себе́к (Собек, Собк, Сохет, Собки, Сокнопаис, по-гречески Сухос (греч. Σο χος)) древнеегипетский бог воды и разлива Нила, изображавшийся с головой крокодила; считается, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей. Сопоставлялся с Сетом, богом земли Гебом, с солнечным божеством Ра в форме Себек-Ра и с Осирисом. Себек почитался главным образом в Файюме, на берегах Меридова озера, в Ком- Омбо (Омбосе), Крокодилополе, а также некоторых других местах, большей частью близких к воде. Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства. Себек

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. St ) в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Хора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев. Изображался с головой осла. Сет

Сешат (женский род от «сеш», «писец») богиня письма в египетской мифологии. Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалась пантера, поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой изображалась семиконечная звезда. День рождения Сешат праздновался в один день с днём рождения Мафдет, поэтому предположительно Сешат является её сестрой-близнецом. Часто Сешат выступала в качестве проявления других богинь - Мафдет, Тефнут, Нефтиды. Сешат

Сокар - бог плодородия и покровитель мёртвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет С. «из Ра-Сетау», то есть из царства мёртвых. Изображался в виде сокола, нередко сидящим на холме возле некрополя. Отождествлялся с Птахом (Птах- Сокар), Осирисом (Осирис-Сокар) и считался его ба (душой) и мумией. Впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание С. С эпохи Среднего царства известен синкретический бог загробного мира Птах Сокар - Осирис). Праздник Сокара в птолемеевский период связывали с поворотом солнца к весне. Не носил отрицательных черт. Сокар

Татенен («поднимающаяся земля») - в древнеегипетской мифологии бог земли. Центром его почитания был Мемфис. Согласно воззрениям египтян, Татенен создал весь мир, богов и людей. Кроме того, он обеспечивал фараонам долгую жизнь. Позже Татенен отождествляться с Птахом, из-за чего имя бога Татенена стало синонимично имени Птаха. Птах-Татенен почитался как дающий пищу. Татенен

Таурт - в египетской мифологии богиня-покровительница женщин и детей. Священное животное Таурт - гиппопотам. Изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью и львиными задними лапами (иногда и головой львицы). Центр культа Таурт - Фивы, но ее почитание было широко распространено во всем Египте. Таурт

Тефнут, также Тефнет, хвалебное имя Нубийская кошка - в египетской мифологии богиня влаги. Она изображалась в виде кошки. Входит в гелиопольскую эннеаду. Центр культа Тефнут - Гелиополь. Согласно гелио польскому мифу, Тефнут и её муж Шу первая пара богов- близнецов, порожденная Атумом (Ра-Атумом). Их дети Геб и Нут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом. Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Тефнут

Тот от Тхотх (Θόουτ, Θώθ, Thoth, егип. Dhowtï, сб. Футий) - древнеегипетский бог мудрости и знаний с головой ибиса. Тот считался покровителем образования и письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним. Тот

Упуаут (др.-егип. «Открывающий пути»), Офоис (греч.) - бог войны в древнеегипетской мифологии. Упуаут был богом-волком, проводником умерших в Дуате. Культовым центром был город Асьют (Ликополис в греко-римский период). Некоторые учёные считают, что Упуаут был разведчиком, расчищающим путь для армии, для дальнейшего её продвижения вперёд. В одной из синайских надписей говорится, что Упуаут «открывает путь» к победе царя Сехемхета. Упуат

Уто или Уаджит в Древнем Египте богиня в виде красной кобры, покровительствовавшая одноимённому городу в дельте Нила, всей дельте, росшему в ней папирусу и, в конечном счёте, всему Нижнему Египту и его правителям фараонам. Изображалась в виде кобры, которая вьётся вокруг папирусного стебля (ср. кадуцей). В древнеегипетской мифологии «папирусоцветная» богиня выступала как кормилица юного Гора, которая помогла его матери Исиде спасти ребёнка от вероломства Сета, когда та пряталась в болотах Дельты. Уто

Хармахис (Хор-Эм-Ахет) (др.-егип. Гор на небосклоне), в египетской мифологии одна из ипостасей бога Гора, связанная с культом солнца. Изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола. Хармахис

Хапи бог Нила и покровитель урожая в египетской мифологии. Хапи олицетворял ежегодный разлив великого Нила, богатого плодородным илом, позволявшим египтянам выращивать хорошие урожаи зерновых культур по берегам этой реки. Его имя означает «Единственно текущий», что подразумевает течение Нила. Хапи был так же известен как «Повелитель рыб и птиц болотных», «Повелитель реки несущей растения». Хапи изображали как полноватого мужчину с синей кожей Хапи

Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Гора. Первоначально считалась дочерью Ра. В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. В Фивах Хатор в облике коровы почиталась как богиня мёртвых. Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов «золотая». Хатор

Хека в древнеегипетской мифологии считался богом магии. Египетское слово «Хека» означает магия. В Текстах саркофагов (в заклинании 261), говорится, что Хека существовал "ещё до наступления двойственности". Термин «Хека» так же использовался при совершении магических ритуалов, а коптское слово «Хик» берёт своё начало в древнеегипетском наречии. Хека

Хемен в древнеегипетской мифологии был богом-соколом. Часто почитался как божественное существо, имеющее много общего с Гором, как Гор-Хемен господин Асфиниса или Гор-ахти-Хемен из Хефата. Флиндерс Питри считает Хемена богом Туфиума (Эль-Тод). Именем Хемена был так же назван один из древнеегипетских городов (об этом упомянул в своих записях Флиндерс Питри во время обучения в Абидосе). Хемен

Хепри (Хепера, Хепра, Хапер) в египетской мифологии солнечный бог, изображавшийся в виде жука-скарабея. Из-за своего поведения (навозные жуки скатывают из навоза шарики и катят их к своему жилищу) скарабеи ассоциировались с силами, которые катают Солнце по небу. Ночью Хепри не прекращал свою работу, катая Солнце под Землёй. Хепри

Хнум в древнеегипетской мифологии бог плодородия, сын Нуна; бог-демиург, создавший мир на гончарном круге; его священное животное баран, с головой которого он изображался. Хнум считался владыкой опасных Нильских порогов. По его приказу бог Хапи каждый год поднимал уровень воды в Ниле. Входил в Элефантинскую триаду (Хнум, Сатис и Анукет), но почитание Хнума было распространено по всему Египту и в Нубии. Центры культа Элефантина и Летополь Хнум

Хех или Хух абстрактное божество египетской мифологии, ассоциировавшееся с постоянством времени и вечностью, олицетворение бесконечности, бескрайнего пространства. Его аналог греческий Хаос и Апейрон. Имя божества переводится как «бесконечный». Хех был андрогином, его женская форма Хаухет. Его иероглиф использовали в Древнем Египте как обозначение бесконечности. Хех

Шед бог в древнеегипетской мифологии. В народе его прозвали «спасителем». Это один из первых богов, о котором стало известно после периода Амарны. Олицетворяя собой спасителя, его отождествляли с Гором, в частности с «Гором-ребёнком». Шед не имел официального культа и мест поклонения. В глазах простых египтян он представлял собою спасителя отводящего от людей болезни, несчастья и опасности. На стеле Меттерниха он выступает в качестве победителя змей, скорпионов и крокодилов. Шед

Шу египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отждествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо Нут от земли Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. Шу

Ях, Аах (др.-егип. месяц, луна), в египетской мифологии божество луны,почиталось в Фивах. Ях

4 сына Гора (на иллюстрации слева направо) Хапи, Амсет, Дуамутеф, Кебексенуф Охраняли самого Осириса. Сопровождали умершего человека в царство мертвых и служили хранителями его внутренностей, которые во время бальзамирования и погребения сохранялись отдельно. Во время бальзамирования внутренности складывались в канопы, и помещались в погребальной камере. В канопе с головой шакала - Дуамутефа - хранится желудок, с головой павиана - Хапи - легкие, с головой сокола - Кебексенуфа - кишки, с головой человека - Амсет - печень. Каждый из богов считался выражением сущности одной из душ человека: Амсет ка, Дуамутеф - ба, Кебексенуф сах (т.е. мумия), Хапи сердце. Сыновья Гора

(Имсет)- в египетской мифологии - сын Хора, одного из главенствующих богов египетского пантеона. В канопе с головой Амсета хранилась печень умершего. Амсет (сын Гора)

Дуамутеф - бог, один из сыновей Гора. Связан с заупокойным культом: при бальзамировании умершего его желудок помещали в каноп с крышкой-головой шакала - бога Дуамутефа. В погребальной камере его статуэтка ставилась у восточной стены. Дуамутеф считался выражением сущности одной из душ человека - его Ба. В литературе часто путают его и другого сына Гора - Хапи. Следует помнить, что Дуамутеф - с головой шакала, а Хапи - павиана, а не наоборот. Дуамутеф (сын Гора)

Кеберксенуф - бог, один из сыновей Гора. Связан с заупокойным культом: при бальзамировании умершего его кишки помещали в каноп с крышкой-головой сокола - бога Кеберксенуфа. Кеберксенуф (сын Гора)

Хапи (сын Гора) в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. Хапи (сын Гора)

Источники Сайты: Википедия Перо Маат Египетский клуб Яндекс-Фото Мифология DreamWorlds Словари: Большой энциклопедический словарь Словарь по истории древнего мира Словарь Брокгауза-Ефрона При подготовке альбома использованы материалы: Энциклопедии: Большая советская энциклопедия Энциклопедия «Древние цивилизации» При поиске иллюстраций и пояснений автору пришлось полагаться на подписи под изображениями и информацию на сайтах и в энциклопедиях, где наличествуют разночтения. Любое несоответствие – не вина автора.