В презентации использованы материалы лекций ректора АКИПКРО В.И. Матиса, д.п.н., профессора Особенности федерального государственного образовательного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Основные направления ФГОС Занятие 2 МОУ Игринская СОШ 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
«Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»
МБОУ Лицей 1 городского округа город Мантурово костромской области.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
1 - Я радуюсь, когда… - Я обижаюсь, когда… - Я злюсь, когда… - Мне весело, когда… - Мне не нравится, когда… - Я грущу, когда… - Я страдаю, когда… - Я плачу,
«Система оценки планируемых результатов» Копотева Г.Л.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
1 Начало обновления стандартов общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
Транксрипт:

В презентации использованы материалы лекций ректора АКИПКРО В.И. Матиса, д.п.н., профессора Особенности федерального государственного образовательного стандарта второго поколения 24 сентября

Почему возникла необходимость в разработке и внедрении в практику работы школы нового образовательного стандарта? - Общество вступило в постиндустриальную фазу своего развития. - Изменилась экономическая ситуация и политика государства в области экономики. - Изменилась государственная политика в сфере образования. - Появилась потребность в обновлении содержания образования. 2

Основания для анализа ФГОС начального общего образования второго поколения - В чём заключается назначение ФГОС НОО второго поколения ? - Какие требования предъявляет ФГОС НОО второго поколения к условиям организации образовательного процесса? - Какие требования предъявляет ФГОС НОО второго поколения к содержанию образовательного процесса? - Как изменились требования к образовательным результатам младших школьников и системе их оценки? 3

В чём заключается назначение ФГОС НОО второго поколения ? В настоящее время в РФ действуют два стандарта общего образования: - «переходный» (под ред. Э.Д.Днепрова), утвержденный приказом МО РФ от «ФГОС второго поколения» (руководитель проектной группы - А.М. Кондаков), утверждённый приказом МО РФ от

Для чего разрабатывались образовательные стандарты? Стандарт первого поколения - формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, - формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, - упрочение классно- урочной системы, - упрочение классно- урочной системы, - консервация существующего методического арсенала - консервация существующего методического арсенала - консервация существующего способа управления образовательными институтами - консервация существующего способа управления образовательными институтами Стандарт второго поколения «Нам нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний, тот получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора» Александр Асмолов, профессор МГУ, член-корреспондент РАО Обеспечение современного качества образования 5

6 Стандарт как социальная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

Чем отличаются образовательные стандарты первого и второго поколений? Стандарт первого поколения - общие положения (характеристика ступени общего образования, ее основные цели, учебные предметы федерального компонента, особенности их изучения); - общие учебные умения, навыки и способы деятельности; -цели изучения; -обязательный минимум основных образовательных программ; -требования к уровню подготовки выпускников. Стандарт первого поколения - общие положения (характеристика ступени общего образования, ее основные цели, учебные предметы федерального компонента, особенности их изучения); - общие учебные умения, навыки и способы деятельности; -цели изучения; -обязательный минимум основных образовательных программ; -требования к уровню подготовки выпускников. Стандарт второго поколения - требования к структуре основных общеобразовательных программ; - требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ; - требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ; - характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования; - модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ; - модель системы социализации и воспитания обучающихся; - физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса; - требования к учебно-материальной базе школы, квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования. Стандарт второго поколения - требования к структуре основных общеобразовательных программ; - требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ; - требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ; - характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования; - модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ; - модель системы социализации и воспитания обучающихся; - физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса; - требования к учебно-материальной базе школы, квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования. 7

В чём заключается новизна новых образовательных стандартов? - Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»). - Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни. - Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования. 8

Структура ФГОС второго поколения - «Три Т» - Требования к структуре образовательной программы (нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы) - Требования к результатам освоения образовательных программ (предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт) - Требования к условиям реализации образовательных программ (информатизация, материально-техническое обеспечение, кадровое и финансовое) 9

10 Структура ФГОС второго поколения «Три Т» 10 Ожидаемые достижения системы образования (предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт) Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информатизация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ

Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы.Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы. Учебный план (план школы).Учебный план (план школы). Рабочие программы по предметам. Программа развития универсальных учебных действий. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа коррекционной работы (если это необходимо). Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. В чём заключаются особенности образовательной программы с точки зрения требований ФГОС НОО второго поколения? 11

В чём отличие структуры базисного образовательного плана? Базисный образовательный план Обеспечивает освоение «стандартного» содержания образования. Обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. 12

Внеурочная работа Направления 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Итого

В чём заключаются особенности подхода к организации внеурочной деятельности в Стандарте 2009? - Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. - Направления внеурочной деятельности определяются ценностно-целевыми ориентирами образовательной программы. - Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. - В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная аудиторная часть отсутствует. 14

В чём заключаются особенности подхода к организации внеурочной деятельности в Стандарте 2009 (продолжение) - За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. - Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. - Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. - Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. 15

Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако- символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества 16

Метапредметные Предметные Личностные сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей Как изменились требования к образовательным результатам младших школьников? Результаты образования 17

Особенности итоговой аттестации учащихся - Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования). - Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования). - Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности. - Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности. портфолио портфолио 18

Как изменились требования к оценке образовательных результатов младших школьников? Что это потребует от школы, от учителя? К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 19

Как изменились требования к оценке образовательных результатов младших школьников? Что это потребует от школы, от учителя? К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: - научные знания и представления о природе, обществе, - научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; человеке, знаковых и информационных системах; - умения учебно-познавательной, исследовательской, - умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; практической деятельности, обобщенные способы деятельности; - коммуникативные и информационные умения; - коммуникативные и информационные умения; - умение оценивать объекты окружающей действительности - умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; с определенных позиций; - способность к контролю и самоконтролю; - способность к контролю и самоконтролю; - способность к творческому решению учебных и практических - способность к творческому решению учебных и практических задач. задач. Школа разрабатывает внутришкольную систему оценки образовательных достижений школьников. Учитель – осваивает процедуры оценки разных групп образовательных результатов. 20

Накопленная оценка: портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав Выборки детских работ Результаты стартовой диагностики Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы Результаты и материалы тематических работ Результаты и материалы итогового контроля Достижения во внеучебной деятельности

Система оценки: примеры инструментария. Итоговая комплексная работа, 1 класс Система оценки: примеры инструментария. Итоговая комплексная работа, 1 класс

Исполнение стандарта Примерная основная образовательная программа начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУОсновнаяобщеобразовательнаяпрограмманачальногообщего образования ОУ 23

Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта 24