Искусство задавать вопросы Тренинг, Астана, ноябрь 2009 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Вопросы, которые мы задаем школьникам в процессе обучения Эти вопросы направляют процесс обучения и включают в себя вопросы: Эти вопросы направляют процесс.
Advertisements

1 Какого рода вопросы мы задаем в проекте? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Основополагающие.
1 Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения (по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы Intel.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Шелли Шотт (по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для средней школы программы.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
Программа Intel «Инновации в образовании». Каковы наши цели? Поддержать улучшения в самостоятельной учебной работе школьников и помочь развить навыки,
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных программ для.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг для тьюторов Шелли Шотт (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных.
МО учителей истории и обществознания Правительственная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Интенсивный тренинг для тьюторов Шелли Шотт (подготовлен по материалам Шелли Шотт, менеджера образовательных.
Умение думать это умение задавать вопросы. Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер) Каков вопрос таков и ответ. (Народная.
Новый учитель для новой школы будет учить по-новому подготовлено по материалам программы Intel «Обучение для будущего» Волик Ольга Николаевна к.п.н., Институт.
Вопросы, которые мы задаем школьникам во время обучения Intel® «Обучение для будущего» Семинар для тьюторов.
Новые требования к содержанию структуре урока. Қазіргі сабақта нені оқыту керек? Педагогикалық қызмет – өз уақытының экономикалық, саяси, адамгершілік.
Развитие мышления, через эффективное использование вопросов Умный вопрос – это уже добрая половина знания. Ф. Бэкон Знак вопроса – это крючок, на который.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий Программа Intel® «Обучение для будущего»
Транксрипт:

Искусство задавать вопросы Тренинг, Астана, ноябрь 2009 года

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой ) Сократ задает вопросы, но не дает ответов, ибо осознает, что не знает. (Аристотель)

Цели тренинга Выяснить роль ВНП в проекте Научиться формулировать вопросы «снизу- вверх» и «сверху-вниз» Научиться оценивать созданные ВНП

Обучаем - спрашивая В учебном проекте вопросы разных типов выполняют разные задачи Искусство задавания вопросов является очень важным Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ Закрытые вопросы: Ориентированы на проверку фактического знания Содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов Пример: Кто живет в тропических лесах? Направляют мысль обучаемого Обеспечивают обучаемых базовыми знаниями для ответов на другие вопросы

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ Открытые вопросы: Строятся на основе фактического знания Требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск Требуют более глубокого обдумывания темы Побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ Закрытые вопросы Открытые вопросы Если человек каждый месяц откладывает 200$ на сбережения по вкладу 1.5 % ежемесячно, сколько времени ему потребуется, чтобы накопить 1 миллион долларов? Как вы должны инвестировать свои деньги, чтобы на пенсии быть миллионером? Какие планеты входят в нашу Солнечную систему? Каково было бы жить на планетах нашей Солнечной системы? Что необходимо животным для жизнедеятельности? Чем мы похожи на животных? Что такое конституционные поправки? Почему меняются законы? Где вы живете? Каковы основные группы пищи?

Какого рода вопросы мы задаем школьникам в процессе обучения? Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Проблемные Учебные

Частные Проблемные Основополагающие

Каким должен быть ОПВ? Вытекает из темы проекта Уходит вглубь учебной дисциплины Возникает снова и снова на протяжении обучения Побуждает задавать другие важные вопросы..

ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТАКСОНОМИИ? Чтобы правильно ставить цели в обучении. Чтобы правильно формулировать проблемы и задания для учащихся. Чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты. Чтобы правильно проводить рефлексию.

Таксономия Б.Блума (1956 г.) Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания

Таксономия Блума Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня

Знание Конкретного материала Терминологии Фактов Способов и средств обращения с конкретным материалом Определений Тенденций и результатов Системы понятий и категорий Критериев Методологии Универсальных понятий данной области знаний Законов и обобщений Теорий и структур

Понимание Знание Объяснение Интерпретация Экстраполяция

Использование Понимание Знание Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях

Анализ Использование Понимание Знание Элементов, взаимосвязей, принципов построения Частей целого и взаимосвязи между ними Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных

Синтез Анализ Использование Понимание Знание Знаний из нескольких областей Экспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого Получение системы абстрактных отношений

Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Суждение на основе имеющихся данных Суждение на основе внешних критериев Видение различий между фактами и оценочными суждениями

Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Примеры заданий

Основополагающий вопрос = Наиболее общий вопрос = Самая общая идея Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом Пример: Почему нам нужны другие люди?

Проблемный вопрос = Большой вопрос = Большая идея Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос Пример: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемный вопрос: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Понимаем ли мы писателя, читая его произведение?

Учебный (частный) вопрос = Самый мелкий вопрос Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика На них можно дать специфические правильные ответы Примеры: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемные вопросы: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Можем ли мы понять писателя, читая его произведение? Учебные (частные) вопросы: Кого из своих знакомых ты понимаешь лучше? Какие качества ты в них ценишь? Какие композиционные приемы использует Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», чтобы стала ясна авторская позиция?

Более глубокий взгляд на основополагающие вопросы Основополагающие вопросы : Интересны и привлекают внимание детей Полны смысла для школьников Возбуждают любопытство Заставляют задуматься Предполагают навыки мышления на высоком уровне Ответы на них нельзя найти в учебнике

Признаки основополагающих вопросов Хорошие вопросы таковы : Не имеют однозначного ответа Полны смысла и значения Приглашают исследовать новые идеи Побуждают школьников: Находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации Оценивать Складывать в единую картину Анализировать

Что не предполагают основополагающие вопросы : Не имеют однозначного ответа Да или Нет Не имеют ответов, которые могут быть скопированы или перефразированы из уже готовых документов Не предполагают в качестве ответа перечня фактов без переосмысления взаимосвязей между ними

Примеры основополагающих вопросов Основополагающие Не основополагающие Понимаем ли мы животных и понимают ли животные нас? Что необходимо животным для жизни? Насколько мы отличается от других? Каким образом отличается жизнь в других странах от нашей? Должны ли мы делать что- то только потому, что мы можем это делать? Каковы последствия исследований в области генной инженерии?

Зачем использовать основополагающие вопросы в классе? Для развития навыков мышления на высоком уровне Они предполагают сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой картины» из деталей, т.п. Для того, чтобы исследования школьников были интересными Предполагают больше, чем простое перечисление фактов Усиление внимания к важным темам Связывают тему исследования с другими дисциплинами и темами Задают вопросы, к которым обращается человечество на протяжении своей истории Отвечают на вопросы, которые задают школьники

Без основополагающих вопросов Школьников просят найти что-нибудь по теме Приводит к простому сбору информации При этом требуется незначительная мыслительная работа или анализ Учебная работа школьников сводится к угадыванию ответа в викторине – сколько- нибудь глубоко никакой вопрос не исследуется

Подсказки для составления основополагающих вопросов Попробуйте начинать вопрос с Как и Почему, вместо Что, Кто, или Когда. Избегайте формулировок, которые предполагают в ответ пересказ определений Спросите себя, если вопрос имеет один или несколько однозначно правильных ответов он не является основополагающим. Требуется некоторое время для полного понимания и поиска ответа(ов) на такой вопрос, на него нельзя ответить сразу. Является ли Ваш вопрос до сих пор темой рассуждений ученых, философов или поэтов? Если да, то Вы придумали великий вопрос.

БОЛЬШИЕ ИДЕИ Принятие РазнообразиеЧесть Мощь Адаптация ЭнергияСамобытность Прогресс Баланс РавенствоИндивид Пропорция Красота ЭтикаЦельность Ответственность Изменение ПревосходствоПоездка Права Хаос ИсследованиеЗакон Риск Выбор СемьяЛидерство Правила Коммуникация СилаСвобода Шкала Сообщество ФормаМатерия Системы Противоречие НезависимостьМиграция Время Связь ДружбаМотивация Правда Сотрудничество БудущееНужда Вселенная Смелость ГеографияЗакономерности Ценность Циклы СчастьеПерспектива Добродетель Достоинство ГармонияЗагрязнение Богатство

Посмотрим повнимательней на проблемные вопросы Хорошие проблемные вопросы таковы : Не имеют однозначного ответа Побуждают исследовать различные идеи Находятся в рамках учебной темы И помогают школьникам : Строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений Сравнивать Синтезировать Анализировать

Проблемные вопросы Проблемные вопросы, задаваемые на одном или нескольких занятиях, могут исследовать разные стороны одного основополагающего вопроса Учителя, преподающие разные дисциплины, могут использовать вопросы своих учебных тем для поддержки единого, объединяющего основополагающего вопроса

Проблемные вопросы (история, соц. науки): Как войны изменяют экономику? Проблемные вопросы (литература): Почему в литературном произведении неизбежен конфликт? Почему часто люди решают конфликты с помощью насилия? Как данная книга помогает нам понять сложность человеческой натуры? Проблемные вопросы (естествознание): Как животные приспосабливаются?

Проблемные вопросы поддерживают основополагающие вопросы Основополагающий вопрос Проблемные вопросы Почему во все времена литературные произведения были очень важны людям? Почему мы до сих пор читаем Шекспира? Каким образом сочинения Шекспира рассказывают о моей жизни? Каким образом история может предсказать будущее? Почему начинаются войны и как они могут быть предотвращены? Кто всегда выигрывает в войне? Чему нас может научить искусство?Что может рассказать музыка 60-х о культуре этого времени?