Семинар « Внедрение педагогической инновации Краеведческая направленность образовательного процесса» Шитикова Наталия Михайловна МОУ СОШ 18 с. Верхняя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
Advertisements

Основные направления Село моё родное Село моё родное Моя родословная Моя родословная Дети и война Этнография Природа родного края Природа родного края.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Самообразование» - приобретение знаний путем самостоятельных занятий.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
2010 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА.
Современные педагогические технологии в аспекте системно – деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
«Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»
МБОУ Новорогачинская СОШ Методическая работа. Наш золотой фонд – учителя Наш золотой фонд – учителя Учитель - это тот Человек, кто находится вне условий.
Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий. Программа профессионального.
Колшевская муниципальная средняя общеобразовательная школа.
Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с углубленным изучением.
КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». передача знаний и технологий, совершенствование форм и методов обучения, овладение учениками рядом исследовательских,
Крячкова Татьяна Владимировна Учитель географии I категории Нарышкинской средней общеобразовательной школы Вознесенского района Учитель географии I категории.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Концепция музея Документы: ЦПВ МОСГОРСЮТУР
Транксрипт:

Семинар « Внедрение педагогической инновации Краеведческая направленность образовательного процесса» Шитикова Наталия Михайловна МОУ СОШ 18 с. Верхняя Санарка

Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле... Д.С. Лихачев

Апробация и внедрение учебной программы по краеведению

Что такое краеведение? «Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей», - такое определение краеведения дается в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

Цель краеведческого образования Главной целью школьного краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи: 1)Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства Челябинской области, 2) Овладениями умениями работать с различными источниками краеведческой информации, 3) Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний, 4)Воспитание уважения к истории и местным традициям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде, 5) Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края.

Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Оно также является одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма глубокой любви к Родине.

Школьное краеведение-это а) совместный путь педагога и учеников в осмыслении адаптационного значения самоощущения человека в определенной местности; б) выявление закономерностей соприкосновения природы, человека и его жилища, особенностей экономики, специфики культурных и социальных явлений своего региона, осмысление воспитанниками на этой основе исторической традиции в жизни своей территории; в) умение использовать плоды человеческой культуры, ценить тот факт, что духовные и материальные ценности, накопленные человечеством, могут быть не только востребованы, но и созданы своим трудом, трудом новых поколений; г) знание профориентационных приоритетов, традиционных для своей местности и своего региона, понимание тенденций в области занятости, состояния рынка труда, а значит, более осмысленное продвижение в социальной адаптации к современным общественным и экономическим реалиям; д) воспитание государственного патриотизма с опорой на природу, уложение (законодательную систему), быт, культуру и духовные ценности, традиционные для России.

Особенности школьного краеведения приоритет воспитательных задач; возможности реализации принципов адаптивной педагогики; интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион; самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона; реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности; внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся; практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты Краеведение призвано готовить учащихся к вступлению в жизнь, способствует тому, чтобы учащиеся после окончания школы оставались работать на местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Краеведение создает условия для: - организации работ исследовательского характера, что способствует развитию творческих способностей, - личностного самоопределения учеников; - для воспитания патриотических чувств, любви к своему краю и своей Родине; - для эстетического воспитания: учит находить в окружающем красоту природы. - формирования связи теоретических знаний, приобретаемых в школе, с практическим их применением и формированием общей культуры.

Организационные формы краеведческой деятельности МОУ СОШ 18 с. Верхняя -уроки основного курса "Краеведение"; - уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания; - краеведческие кружки; - экскурсионные объединения; - школьный музей

МОУ СОШ 18 Села Верхняя Санарка Внеурочная деятельность Базисный учебный план Краеведческ ий кружок Школьный музей Экскурсии и поездки по Челябинской области Краеведение как составная часть (РК) основного предмета (география, история, биология и др.) Краеведение – самостоятел ьный учебный предмет Краеведение в МОУ СОШ 18 с. В.Санарка после 2006 года

Основные направления инновационной деятельности по реализации концепции краеведческого образования в МОУ СОШ 18 с. Верхняя Санарка в учебном году Направление деятельностиПланируемые результаты 1.Апробация содержания учебного предмета «Краеведение» в 6-8 классах Календарно-тематический план по предмету с включением местного материала. Поурочные разработки по предмету. Составление корректировки Учебной программы для ГУО ДПО ЧИПКРО 2.Опытная проверка учебно-методическеского комплекса по краеведению в 6-8 классах. 2.1 Апробация учебника « Краеведение» для 6 класса. В.В.Дерягин, М.С.Гитис. «Абрис»,2008 Использование учебника на уроке и при подготовке домашнего задания. Поурочные разработки.

2.2Апробация книги для чтения « Южноуральская панорама событий и достижений» А.П.Моисеев, А.В.Драгунов, М.С.Гитис.Вып.1 Челябинск: Абрис 2006 Поурочные разработки по предмету с использованием книги. 2.3 Апробация тетради юного краеведа Пластовского района Поурочные разработки по предмету с использованием тетради. Рекомендации для авторов- составителей. 2.4 Апробация атласа « Челябинская область» под редакцией В.В.Латюшина,Челябинск: Абрис,2006 Поурочные разработки практических работ по предмету. 2.5 Апробация справочника « Познай свой край. Челябинская область», сост. ГитисМ.С.,А.П. Моисеев. АБРИС 2006 Поурочные разработки по предмету с использованием книги. 2.6Апробация справочника « Историческое краеведение» Н.Б. Виноградов, М.С. Гитис, В.М. Кузнецов.Абрис, 2008 Поурочные разработки по предмету с использованием книги.

3.Разработка методического мониторинга учебных достижений учащихся 6-8 классов по краеведению 3.1Методы и приемы изучения учащихся 6-8 классов по краеведению учебных достижений Контрольно-измерительные материалы по предмету.

Образовательные и воспитательные задачи на уроках краеведения 1. развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности; 2. изучение природы, истории и культуры, экономики родного края, его достопримечательностей; 3. обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; 4. развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков; 5. обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно- вспомогательных материалов; 6. приобщение учащихся к миру прекрасного, формирование чувств патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку;

Методы учебно-воспитательной работы, используемые в краеведческой работе: 1. объяснительно- иллюстративный; 2. инструктивно-репродуктивный; 3. проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский); 4. сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся. Каждому из перечисленных методов соответствуют формы проведения учебно-воспитательной работы: 1. рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; 2. практическое занятие, викторина, консультация; 3. проблемная лекция, решение проблем с помощью учителя, работа в музеях, конференция, экспедиция;

Источники краеведческой информации 1.Документальные источники краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. 2.Живые источники.К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники.

Апробация и внедрение курса « Краеведение» Апробация программы 6-9 класс Апробация учебника « Краеведение» для 6 класса Апробация тетради Юного краеведа Пластовского района.

Экскурсии

На реке Санарка

На карьере

Изучение глубины озера

Сотрудничество с другими организациями 1.Городской музей г. Пласт 2.ОГУ « Особо охраняемые природные территории Челябинской области». 3. Сельская библиотека. 4. Сельский клуб

Урок по изучению Красной книги. Приглашение специалиста ОГУ « Особо охраняемые природные территории Челябинской области»

Масленица 2008.

Развитие содержания образования через реализацию регионального компонента предметов базисного учебного плана Краеведческая направленность образовательного процесса Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Введение курса «краеведение» В 2008 году школа выиграла гранд Губернатора

Информационная карта Наименование инновации Краеведческая направленность образовательного процесса Характеристика инновации Воспитание гражданина России. Патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село и желающего принять активное участие в его развитии Направления внедрения инновации 1.Отбор и апробация содержания учебного предмета « краеведение» в основной школе. Апробация учебной программы по краеведению в учебном году в 6 классе. Апробация учебной программы по краеведению в учебном году в 7 классе. Апробация учебной программы по краеведению в учебном году в 8 классе. Апробация учебной программы по краеведению в учебном году в 9 классе. 2.Опытная проверка учебно-методического комплекса по краеведению. 3.Разработка педагогического мониторинга учебных достижений учащихся

Год начала внедрения инновации учебный год Текущий этап развития инновации Активного формирования. Апробация программы по краеведению. Результаты внедрения инновации 1.Школа является опорной площадкой для школ района по краеведческой направленности. 2.Участие в 1 областном конкурсе методических проектов по краеведению, победитель в номинации « Технологическая карта экскурсии по курсу « Краеведение» 3.Участие учащихся школы во второй краеведческой олимпиаде. 4.Качественная успеваемость по предмету краеведение 50% 5.Опрос учащихся « Изучение предмета краеведения с интересом» 100% 6.Составление презентаций по предмету. Представление результатов внедрения. Районный семинар для завучей по учебной работе, открытые уроки. Выступление на ГМО учителей краеведения и на районном семинаре по теме « Изучение краеведения в основной школе»

Оценка возможностей распространения инновации Разработка урока по теме « Экскурсия на реку Санарка» помещена на диске ГУО ДПО ЧИППКРО для распространения среди учителей краеведения в Челябинской области. Авторский семинар Шитиковой Н.М. по теме « Краеведческая направленность образовательного процесса» Руководители и активные участники работы по внедрению инновации Шитикова Наталия Михайловна Юридический адрес ОУ, контактные телефоны Челябинская область, Пластовский район, с.Верхняя Санарка, ул.садовая,9-а. Тел.8(35160)24628, сайт

Характеристика инновации Введение курса краеведения. Цель внедрения инновации: 1. Совершенствование содержания обучения; 2. Реализация национально-регионального компонента базисного учебного плана; 3. Формирование учебно-методического комплекса по краеведению Ожидаемые конечные результаты: 1) Введение курса «Краеведение» в школьный учебный план с 6 по 9 класс; 2) Создание электронных учебных материалов по курсу «Краеведение» для их апробации учителями краеведения и географии в Челябинской области; 3) Активное использование новых педагогических технологий в преподавании краеведения; 4) Привлечение учащихся основной школы к проектной деятельности, усиление их мотивации к учебной деятельности. Направления внедрения инновации Обновление содержания обучения; Внедрение элементов коммуникативно-деятельностной и информационно- коммуникационной технологий; Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров. Текущий этап развития инновации Организационно-практический этап апробация примерной программы по краеведению в 6-8 классе; участие в конкурсах методических проектов по курсу «Краеведение» повышение квалификации. работа над проектом «Создание коллекции электронных материалов Наша Родина- Южный Урал»

Предполагаемый результат : 1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,0, отсутствие неуспевающих). 2. Разработанные презентации уроков. 3. Проведенные открытые уроки перед учителями географии и краеведения района. 4. Проведенные мастер-классы перед учителями географии и краеведения района. 5. Доклады и выступления. 6. Разработка дидактических материалов. 7. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям. 8. Создание конспектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий. 9. Организация работы кружков, факультативов, элективных курсов 10. Портфолии учителя. 11. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям. 12. Личная методическая веб-страница.

Создано: тематическое планирование; презентации по предмету; разработки конспектов уроков; папки с дидактическим материалам по различным темам.

Использование ИКТ на уроках краеведения В кабинете географии имеется: 1. АРМ учителя 2. Сканер 3.Интерактивная доска 4.Магнитофон В личном пользовании: ноутбук, ксерокс, сканер и принтер, Интернет

Составление презентаций. 1.Использование собственных фотографий 2.Использование книг 3.Использование Интернета

Внеклассная работа Краеведческие олимпиады. Краеведческие вечера Выставки Экскурсии

План самообразования Тема самообразования: « Апробация и введение учебной программы по краеведению» (Инновационная проблема) Актуальность темы:

Цели: 1.Совершенствование содержания обучения 2. Реализация национально-регионального компонента базисного учебного план. 3. Формирование учебно-методического комплекса по краеведению. Инновационная деятельность Задачи: План.

Способ демонстрации результата проделанной работы Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях методических объединений района, перед учителями географии и краеведения Пластовского района. Авторские семинары. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и района Выступления по обмену опытом работы на заседаниях методического объединения. Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Вести с семинара год

Выставки на августовских конференциях В 2007 и 2008 годах на августовских конференциях был представлен материал по апробации курса « Краеведение»в нашей школе в виде стендов с фотографиями и папки с обобщением опыта.

Заметки в газете « Знамя Октября»

Вывод 1.Успех школьного краеведения зависит, в какой степени учитель сам краевед. 2.Необходимо систематически изучать родной край, хорошо знать его 3. Владеть навыками краеведческой работы с учащимися 4. Самому учителю краеведение приносит большую пользу- он обогащается знаниями, улучшает педагогическое мастерство.