Задачи учителя в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование УУД средствами ИЯ лаборатория учителей ИЯ.
Advertisements

Учитель начальных классов: Егель Ольга Анатольевна МБОУ «Школа 1 имени Б.В.Волынова» г.Прокопьевск,2014 г.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа 4 Инновационные педагогические технологии обучения.
Средняя общеобразовательная школа 14 города Костромы Педсовет «Базовые образовательные технологии введения ФГОС»
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Ц С 1 сентября 2014 года наше образовательное учреждение перешло на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Задачи учителя в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Почему возникла необходимость введения нового ФГОС?

В 2006 году завершился третий цикл международных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) цель для полноценного функционирования в обществе.Основная цель исследований PISA - оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Оценивание образовательных достижений учащихся проводилось по трем основным направлениям: грамотность чтения ;грамотность чтения ; математическая грамотность;математическая грамотность; естественно-научная грамотность естественно-научная грамотность

Результаты исследования РISA Из 32 стран, участвовавших в исследовании PISA, по общей шкале грамотности чтения россияне заняли места; по математической грамотности – в районе 20 места, а по естественно-научной грамотности – места. При достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывали затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации. В целом российское образование носит явный академический, или теоретико-ориентированный характер.

В чём специфика нового ФГОС?

standart.edu.ru

Поэтапное введение ФГОС (Распоряжение правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы») - - обязательное введение стандарта Учебный год Классы / / / / / / / / / / / /

ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. 1897)

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешностьОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Т к структуре основных образовательных программ Т к результатам освоения основных образовательных программ Т к условиям реализации основных образовательных программ Структура нового ФГОС Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов

Стандарт(Тр+Тс+Ту) Нормативное сопровождение Инструментальное сопровождение Технологическое и информационно- методическое сопровождение Мониторинг достижения результатов (внешний и внутренний) Стандарт и его сопровождение Фундаментальное ядро содержания. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания. Примерная основная образовательная программа Программы по учебным предметам. Процедуры оценки. Примеры планов Педагогические технологии Сан ПиН Контроль исполнения стандарта Учебники и ЦОР. Учебное оборудование Порталы

ФГОС: нормативное сопровождение Система базовых национальных ценностей, которые раскрываются в содержании образования. Система основных понятий, относящихся к областям знаний. Система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов деятельности

Национальный образовательный идеал. Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания. Базовые национальные ценности. Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания

БУП ( когда, что и сколько изучать) Система оценки результатов ( какими средствами оценить результаты – задания на действия, использование знаний) Программы предметов ( что и как должно быть изучено - ориентиры для разработчиков рабочих и авторских программ) Программа формирования УУД ( чему должны научиться на всех предметах) Программа дух.- нрав. развития и воспитания ( какие ценности может принять ученик) Планируемые результаты ( чему научится или получит возможность научиться) Программа здорового и безопасного образа жизни

ФГОС: инструментальное сопровождение Примерные программы по учебным предметам

ФГОС: инструментальное сопровождение Процедуры оценки

В чём отличие нового образовательного результата?

Предметные Опыт Опыт получения, преобразования и применения предметных знаний. Система знаний – основа научной картины мира Система знаний – основа научной картины мира эта предметные Мэта предметные Регулятивные УУД(управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность). Регулятивные УУД(управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность). Коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества). Познавательные УУД (работа с информацией и учебными моделями; использование знаково- символических средств; выполнение логических операций (сравнения, анализа, обобщения и т.д.). Межпредметные понятия Межпредметные понятия Личностные Ценностная и морально-этическая ориентация.Ценностная и морально-этическая ориентация. Интересы.Интересы. Мотивация.Мотивация. Социальные компетенции.Социальные компетенции. Самоопределение.Самоопределение. Отношения.Отношения. Самоидентификация Самоидентификация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Понятие УУД «Главное не знания, а умения ими пользоваться» Академик А.А.Леонтьев Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Процесс обучения Способы оценки ЗНАНИЯ часто понимаемые как большой набор, а не система УМЕНИЯНАВЫКИ

Каким образом можно получить новый результат?

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии

Задача ГОС 2004 г. Освоение обязательного минимума содержания образования Освоение обязательного минимума содержания образования Задача ФГОС Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Перенос акцента с изучения основ наук на развитие УУД на материале основ наук

ФГОС: изменение роли участников образовательного процесса роли участников роли участников УченикУчитель Получает готовую информацию Транслирует информацию Традиционная система образовательного процесса Осуществляет:-поиск.-выбор.-анализ.-систематизацию.-презентацию Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде

В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни Задача начальной школы Учить ученика учиться Учить ученика учиться Задача основной школы Учить ученика учиться в общении Учить ученика учиться в общении

ФГОС: требования к современным образовательным технологиям обучение, ориентированное на развитие учащихся; учёт возрастных и индивидуальных особенностей ; всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала учащихся

Технология, основанная на создании учебной ситуации ФГОС: базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, которая характеризуется тем, что ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его

ФГОС: базовые образовательные технологии Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности самостоятельная, социально значимая и Проектная деятельность- самостоятельная, социально значимая и организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой цели, имеющая план и критерии оценки результата Типы проектов Информационный проект. Информационный проект. Учебно-исследовательский. Учебно-исследовательский. Социальный. Социальный. Прикладной. Прикладной. Инженерный. Инженерный. Игровой, ролевой Игровой, ролевой

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения ФГОС: базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Информационно-коммуникационныетехнологии Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом

Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология Цель - обучение самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ –ЭТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ РЕАЛИЗУЮТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ НОВОЙ ШКОЛЫ Образовательные ценности новой школы ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ

Что такое образовательная среда? Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-ученики- родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Среда может быть единой во всей школе или разной На начальной ступени в каждом классе может быть своя среда Какие ЦЕЛИ и задачи реально ставят перед собой педагоги (не всегда осознавая их)? Какие СРЕДСТВА используют педагоги для достижения своих целей и задач? Каким получается образовательный РЕЗУЛЬТАТ?

. Какими компетентностями должен обладать учитель, реализующий новый ФГОС?

Компетентность – системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетентность – системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности К К К –компетентность К –компетентность З - знания З - знания У – умения У – умения С - способности С - способности З Л – личностные У качества Л С Л С

Шесть базовых компетентностей, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности базовых компетентностейбазовых компетентностей 1. Компетентность в области личностных качеств.1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в мотивировании обучающихся.2. Компетентность в мотивировании обучающихся. 3. Компетентность в постановке педагогических целей и задач.3. Компетентность в постановке педагогических целей и задач. 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности.4. Компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности. 5. Компетентность в разработке программы педагогической деятельности, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений.5. Компетентность в разработке программы педагогической деятельности, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Задачи учителя 1. Изучить новые документы и сравнить их с действующими Новые документы, обеспечивающие нормативное и инструментальное сопровождение ФГОС Действующие документы

Задачи учителя 2. Определить программные требования к личностным, метапредметным, предметным результатам в процессе преподавания учебного предмета 2. Определить программные требования к личностным, метапредметным, предметным результатам в процессе преподавания учебного предмета Новый результат Старый результат

Задачи учителя 3. Освоить системно-деятельностный подход к организации обучения. 3. Освоить системно-деятельностный подход к организации обучения. 4. Оценить свой уровень компетентности, выявить затруднения, включить в план самообразования проблемные вопросы

Желаем успехов!