Методический семинар Принцип дифференциации в процессе обучения русскому языку как основа интеллектуального и творческого развития учащихся с высокой познавательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная работа Выполнили: Мещерякова Т.Б., учитель русского языка и литературы Татлок Ф.С., учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
ПЕДСОВЕТ «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности как условие повышения качества обучения в школе»
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Реализация ФГОС средствами УМК. Ст.32 п.2 Закона Об образовании «Компетенция ОУ» -разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Городской трехступенчатый семинар для заместителей директора по проблеме «Обучение школьников методом уровневой дифференциации» (3 ступень ) МОУ «Средняя.
ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы Учителя начальных классов высшей категории НАДЯЙКИНОЙ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ по теме: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Министерство образования и науки Красноярского края Проект концепции работы с одаренными школьниками.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Реализация преемственности при введении ФГОС ООО.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Транксрипт:

Методический семинар Принцип дифференциации в процессе обучения русскому языку как основа интеллектуального и творческого развития учащихся с высокой познавательной активностью и одарённых детей. Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг» Магаданской области

Проблемы обучения русскому языку Падение интереса учащихся к русскому языку на новой ступени обучения, Падение интереса учащихся к русскому языку на новой ступени обучения, снижение грамотности, снижение грамотности, снижение уверенности ученика в себе, снижение уверенности ученика в себе, сохранение и развитие способностей, одарённости, уровня познавательной активности и мотивации к обучению у школьников. сохранение и развитие способностей, одарённости, уровня познавательной активности и мотивации к обучению у школьников.

Пути изменения ситуации Организация учебной среды урока, которая бы позволяла включиться в процесс усвоения знаний учащимся различных категорий. Организация учебной среды урока, которая бы позволяла включиться в процесс усвоения знаний учащимся различных категорий. Интеграция учебной и внеучебной деятельности по предмету в единый процесс раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Интеграция учебной и внеучебной деятельности по предмету в единый процесс раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Работа с родителями детей с высокой познавательной активностью и одарённых школьников. Работа с родителями детей с высокой познавательной активностью и одарённых школьников.

Принцип реализации предлагаемых путей Дифференцированный подход на уроках русского языка, во внеурочной работе – один из способов развития творческих способностей учащихся, активизации познавательной деятельности. Дифференцированный подход на уроках русского языка, во внеурочной работе – один из способов развития творческих способностей учащихся, активизации познавательной деятельности.

Реализация принципа дифференциации Цель: Цель: привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьников, переходу их из одной группы в другую. привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьников, переходу их из одной группы в другую. Использование различных форм работы: коллективной, групповой, индивидуальной

Актуальность опыта Учёт потребностей учащихся различных категорий, в том числе в с высокой познавательной активностью. Учёт потребностей учащихся различных категорий, в том числе в с высокой познавательной активностью. Система работы с детьми, имеющими высокую познавательную активность, построенная на основе дифференцированного подхода, - один из путей достижения успеха учащимися. Система работы с детьми, имеющими высокую познавательную активность, построенная на основе дифференцированного подхода, - один из путей достижения успеха учащимися.

Цель опыта Разработка и апробация системы заданий, направленных на создание развивающей образовательной среды в учебной и внеучебной деятельности по русскому языку Разработка и апробация системы заданий, направленных на создание развивающей образовательной среды в учебной и внеучебной деятельности по русскому языку

Задачи Задачи Задачи развивающие: развивающие: Развивать познавательный и научный интерес учащихся через подбор индивидуальных дифференцированных заданий Развивать креативное мышление детей Развивать логическое мышление Развивать коммуникативные компетентности обучающие: обучающие: Научить школьников работе с различными видами текста Научить школьников работе с различными видами текста Сформировать умения и навыки работы с использованием различных приёмов анализа лингвистического материала Сформировать умения и навыки работы с использованием различных приёмов анализа лингвистического материала Воспитательные Воспитательные Воспитывать у детей способность к правильной самооценке Воспитывать у детей способность к правильной самооценке

Содержание опыта Диагностирование учащихся по уровню развития познавательной активности, Диагностирование учащихся по уровню развития познавательной активности, отбор дифференцированных заданий для уроков русского языка по различным темам, отбор дифференцированных заданий для уроков русского языка по различным темам, отбор форм, методов и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, отбор форм, методов и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, создание индивидуальных программ для учащихся с высокой познавательной активностью и одарённых детей. создание индивидуальных программ для учащихся с высокой познавательной активностью и одарённых детей.

Теоретическая основа опыта Модель внутриклассной (внутри предметной) дифференциации (Н.П.Гузик) Идеи технологии индивидуализации обучения (И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) Уроки общего разбора темы; Уроки общего разбора темы; комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки-практикумы. уроки-практикумы.

Сущность опыта Реализация идеи дифференциации и индивидуализации обучения обеспечивает условия для развития способностей учащихся. Реализация идеи дифференциации и индивидуализации обучения обеспечивает условия для развития способностей учащихся.

Новизна Оптимальное сочетание заданий и приёмов работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время. Оптимальное сочетание заданий и приёмов работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.

Трудоёмкость опыта Требуется значительное время для подготовки к каждому уроку; Требуется значительное время для подготовки к каждому уроку; отбор материала для дифференцированных заданий учитель подбирает индивидуально для каждого ребёнка с высокой познавательной активностью (одарённого ученика); отбор материала для дифференцированных заданий учитель подбирает индивидуально для каждого ребёнка с высокой познавательной активностью (одарённого ученика); одарённые дети часто перегружены учебной и внеклассной деятельностью. одарённые дети часто перегружены учебной и внеклассной деятельностью.

Описание результатов опыта - Повышается самооценка одарённого ребёнка или ученика с высокой познавательной активностью; -повышается роль образования в глазах других учащихся; - развиваются познавательные процессы: творческое мышление, интеллектуальная инициатива, формируются ведущие компетентности учащихся.

Широта опыта Проблемная ситуация : обучение одарённых детей и детей с высокой познавательной активностью в общеобразовательном классе, в среде сверстников с низкой мотивацией к обучению. обучение одарённых детей и детей с высокой познавательной активностью в общеобразовательном классе, в среде сверстников с низкой мотивацией к обучению.

Решение проблемной ситуации Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков Отслеживание результатов обучения, фиксация полученных данных. Отслеживание результатов обучения, фиксация полученных данных. Применение разноуровневых заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учётом результатов диагностики. Применение разноуровневых заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учётом результатов диагностики. Систематическая работа с разноуровневыми учебными материалами всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложного. Систематическая работа с разноуровневыми учебными материалами всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложного. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.

Реализация принципа дифференциации Первая группа : дети обладают высоким уровнем аналитико- синтетической деятельности. Первая группа : дети обладают высоким уровнем аналитико- синтетической деятельности. Вторая группа: дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Вторая группа: дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Третья группа - ученики с замедленной реакцией. Третья группа - ученики с замедленной реакцией.

Реализация принципа дифференциации Уроки общего разбора темы (вводные), Уроки общего разбора темы (вводные), комбинированные уроки с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы, комбинированные уроки с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы, уроки-практикумы, уроки-практикумы, уроки систематизации и обобщения знаний. уроки систематизации и обобщения знаний.

Типы заданий для одарённых… Определить параметры, по которым можно классифицировать данный материал, Определить параметры, по которым можно классифицировать данный материал, сгруппировать материал по каким-то отличительным признакам и свойствам, сгруппировать материал по каким-то отличительным признакам и свойствам, подготовить краткое изложение изученного, подготовить краткое изложение изученного, установить взаимосвязь с изученным ранее, установить взаимосвязь с изученным ранее, подготовить материал для словарного диктанта, подготовить материал для словарного диктанта, написать сочинение-миниатюру и т.п. написать сочинение-миниатюру и т.п.

Виды работ для различных категорий детей Высокая познавательная активность: сочинения по картине Высокая познавательная активность: сочинения по картине Средние возможности: работа с деформированным текстом, содержащим нужные орфограммы, упражнения, осложнённые грамматическими заданиями. Средние возможности: работа с деформированным текстом, содержащим нужные орфограммы, упражнения, осложнённые грамматическими заданиями. Невысокая познавательная активность: работа под руководством учителя, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование орфографических навыков. Невысокая познавательная активность: работа под руководством учителя, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование орфографических навыков.

Формы работы с одарёнными детьми Предметные олимпиады; Предметные олимпиады; задания-спринты; задания-спринты; интеллектуальные игры; интеллектуальные игры; творческие конкурсы; творческие конкурсы; викторины; викторины; индивидуально-творческие задания. индивидуально-творческие задания. компетентностные задания. компетентностные задания.

Что любят дети… Интеллектуальные игры «Счастливый случай», «Проще простого», «Слабое звено», «Своя игра», предметные конкурсы и викторины. Интеллектуальные игры «Счастливый случай», «Проще простого», «Слабое звено», «Своя игра», предметные конкурсы и викторины. Лингвистические разминки, эвристические задачи, задания творческого характера. Лингвистические разминки, эвристические задачи, задания творческого характера.

Чему учатся и что умеют одарённые школьники и учащиеся с высокой познавательной активностью разные виды анализа текста: лексический, синтаксический, стилистический, семантический, комплексный разные виды анализа текста: лексический, синтаксический, стилистический, семантический, комплексный глубокое изучение омонимии и ее видов, антонимии, синонимии, историзмов, архаизмов, заимствованной лексики, неологизмов, стилистики глубокое изучение омонимии и ее видов, антонимии, синонимии, историзмов, архаизмов, заимствованной лексики, неологизмов, стилистики

Что используется… Задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, иностранных слов, орфоэпическими, синонимическими, фразеологическими) и справочниками. Задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, иностранных слов, орфоэпическими, синонимическими, фразеологическими) и справочниками.

ПРОБЛЕМЫ… Отсутствие взаимопонимания с родителями одарённых детей (одарённый ребёнок часто нуждается в поддержке родителей: зачастую родители не учитывают степень критичности мышления своего ребёнка, особенности чувства юмора); Отсутствие взаимопонимания с родителями одарённых детей (одарённый ребёнок часто нуждается в поддержке родителей: зачастую родители не учитывают степень критичности мышления своего ребёнка, особенности чувства юмора); недостаточная поддержка психолога; недостаточная поддержка психолога; формирование личностных отношений с одарённым ребёнком или учеником с высокой познавательной активностью. формирование личностных отношений с одарённым ребёнком или учеником с высокой познавательной активностью.

Над чем работать… Продолжить изучение данной проблемы в психологической литературе, Продолжить изучение данной проблемы в психологической литературе, осуществлять поиск новых форм и методов работы с одарёнными детьми, осуществлять поиск новых форм и методов работы с одарёнными детьми, работать в тесном контакте с психологом школы с целью выявления скрытой одарённости учащихся. работать в тесном контакте с психологом школы с целью выявления скрытой одарённости учащихся.