Старший преподаватель кафедры философии ГФ Панькова Наталья Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика исследований в социальной работе Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ.
Advertisements

Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Методика социологического исследования.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Тема 9. Методологические аспекты военных наук Занятие 1. Методологический аппарат военной науки.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Структура гуманитарно ориентированного содержания математического образования.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Транксрипт:

старший преподаватель кафедры философии ГФ Панькова Наталья Михайловна

Методы – способы познания действительности. Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации.

Всеобщие (философские) – единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности Общенаучные – носят междисциплинарный характер (анализ, синтез, дедукция, индукция, наблюдение, опрос и др.) Частные (специальные) – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний

Социально-экономические Организационно-распорядительные Психолого-педагогические

объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.

Ориентированы на такие мотивы поведения людей как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Отличительной чертой организационно- распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку опираются, прежде всего, на регламентирующие, нормативно- правовые акты.

Регламентирование - жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.).

Нормирование - менее жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).

Инструктирование - наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д.

характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах как разъяснение, совет, аргументированная рекомендация, положительный пример и образец активной жизнедеятельности клиентов.

Разнообразие социальных методик обусловлено разнообразием социального мира Их классификация базируется на дифференциации знаний, способов и методов, применяемых в социальной работе Социальная методика - способ применения теоретических выводов для решения практических задач

Универсальные и частные Глобальные Инновационные и рутинные Региональные Информационные Интеллектуальные Исторические Демографические Методики согласия (разрешения конфликтов) Политические Психологические и психофизиологические

Простые - доступные неспециалистам; Сложные - требующие квалификации хотя бы одного специалиста; Сложные - требующие квалификации специалистов в разных областях.

Применительно к социальной работе как науке социальные методики выступают в виде способов применения теоретических выводов в решении практических задач Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования В современной науке главная методологическая проблема - в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания.

Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие.

социальные методики носят обучающий, информационный характер Предполагается систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения. Задачи учебных дисциплин – донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

Применительно к социальной работе как виду практической деятельности, социальные методики можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех категорий людей, особенно слабо защищенных слоев населения. Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные методики как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Исследовательский процесс, направленный на социальную реальность, следует начать с определения предмета познания, его внешних границ. Исходным пунктом соц.исследования является формирование программы исследования, его теоретико- методологической базы. Построение программы – изложение и обоснование логики исследования соответственно решаемым задачам.

Методологическая Методическая Организационная

постановка проблемы, определение объекта и предмета исследования, описание целей и задач исследования, интерпретация основных понятий, формулировка рабочих гипотез, разработка стратегического плана исследования, описание методов сбора данных, описание схемы анализа данных.

Исследование, имеющее четко сформулированную программу, называется целенаправленным, в противном случае, оно называется – дескриптивным.

это реально возникшее противоречие в развитии социума или противоречие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено. Проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности, не всегда перерастает в научную проблему

это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта: Описательные Объяснительные В процессе эмпирической проверки: Основные Неосновные Кроме этого, гипотезы делятся на Первичные вторичные

Это то, на что направлен процесс познания: реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. В широком смысле, объектом исследования социальных наук является общество.

та из сторон объекта (его свойство, характеристика), которая непосредственно подлежит изучению, которая непосредственно выражает социальное противоречие, а, значит, представляет интерес для исследования.

Теоретические - направленные на получение теоретического знания, Описательные -направленные на получение эмпирического знания, Методологические - направленные на разработку методологического инструментария

Основные задачи исследования соответствуют цели исследования Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д.

Разведывательное - наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Описательное - это более сложный вид социологического исследования. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.

Аналитическое - самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Аналитическое исследование имеет большую практическую ценность. Самостоятельной разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент.

Программа исследования – обязательный исходный документ Проект выборки (карточка выборки) Характеристика применяемых методов сбора первичной информации Инструкции (вспомогательные документы)

Поисковый – направлен на формулировку проблемы исследования, применяется в случае недостатка информации об объекте или проблеме исследования. Описательный – направлен на подтверждение гипотезы, сформулированной ранее. Экспериментальный – раскрывает причинно-следственные связи в изучаемом объекте, его структуру и причины функционирования и развития.

Монографическое исследование – предполагает изучение какого-либо социального явления на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов Сравнительное – сравнение и сопоставление соц. явлений и процессов Панельное – изучение изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности Трендовое (повторное) – изучение изменений данной социальной группы как целостности Когортное – изучение специфической совокупности (когорты) в течение некоторого времени.

Составляется после завершения составления программы исследования Этапы: Пилотажное исследование (проба) Полевое обследование (сбор данных) Подготовка первичных данных для обработки Анализ и интерпретация данных (обработка) Изложение результатов исследования (отчет)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!