Компетентностный подход в образовании Подготовила В.Л.Кашина, зам. директора по НМР МОУ «СОШ 1» г.Новоалтайска 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация компетентностей Теоретическое закрепление.
Advertisements

Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
1 Компетентностный подход в образовании. Эволюция образовательной парадигмы Доинституциональный период (ценности замкнутой группы, передаваемые примером)
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Педагогическое конструкторское бюро. Тема «Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся».
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Лекция 2 «Методология учебного проектирования». Дидактика Дидактика – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности,
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Транксрипт:

Компетентностный подход в образовании Подготовила В.Л.Кашина, зам. директора по НМР МОУ «СОШ 1» г.Новоалтайска 2009 г.

Цель семинара : Знакомство педагогического коллектива с теоретическими основами компетентностного подхода в образовании. Мотивация участников семинара к освоению компетентностного подхода.

План семинара Актуальность проблемы Понятия: компетенция, компетентность, компетентностный подход Ключевые компетенции Пути формирования компетенций

экстенсивный путь развития образования исчерпал себя уже к концу 70-х годов XX века. интенсивный путь может быть осуществлен лишь при использовании принципов деятельностного подхода в образовании. Пути развития образования

Причина не в том, что плохо учили, А в том, что давали Знания готовыми Знаниевый подход

недостаточно универсальных навыков, опыта, различных способов деятельности недостаточно универсальных навыков, опыта, различных способов деятельности Знания Умения Навыки ЗУНовский подход

В 1999 г. группа специалистов общественного института развития школы проанализировала комплект учебников для 7-го класса. Анализ показал следующее: Общее число вопросов и заданий, включенных в учебники, составило 3829: на усвоение содержания текста параграфа – 2532 (66,1%); на развитие речи – 270 (7,1%); на формирование умения работать с книгой – 33 (0,9%); на формирование личностного отношения к содержанию текста – 117 (3,1%); на установление межпредметных связей – 44 (1,1%); на умение пользоваться дополнительными источниками информации – 13 (0,3%); на формирование практических предметных умений – 820 (21,4%). Из 2532 вопросов на усвоение содержания текста параграфа 1885 (74,4%) рассчитаны на воспроизведение изученного материала.

По данным ученых в российском образовании знания занимают 65%, умения – 25%, обобщенные умения – 10%.

Актуальность проблемы Образование Социально- экономические изменения Новая европейская культура Информатизац ия среды Ускорение темпов развития общества

«Концепция модернизации Российского образования»: «…Первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования… Это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование универсальных ЗУН, опыта самостоятельной деятельности…, то есть современных ключевых компетенций».

ЗАДАЧА: необходимо педагогам ОСВОИТЬ деятельностные технологии, изменить содержание уроков, учить способам КАК?

Модернизация традиционной системы: Не передать сумму знаний, а формировать компетентностей

Цели школы с позиций компетентностного подхода научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; научить ориентировать в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора

Теоретические источники : Материалы Совета Европы ; «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»; Труды А. И. Зимней, Н. Хомского, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Н. Кунициной, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Н.А. Гришановой, В.В.Краевского и др.

Компетентностное образование (А.В.Хуторской) Компетенция – совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности. Компетенция= ЗУНы + опыт деятельности Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией.

Пять компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» (Совет Европы ) политические и социальные компетенции - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, уметь разрешать конфликты; компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе – толерантность, уважение других культур, языков и религий; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией – владение невербальными и вербальными навыками общения, не менее, чем одним иностранным языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества – владение информационными и коммуникационными технологиями; критическое осмысление масс медийной и рекламной информации; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Классификация И.А.Зимней Группы компетенций Компетентности, относящиеся к профессиональной деятельности человека Компетенции относящиеся к личности, как субъекту жизнедеятельности Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию

Трёхуровневая иерархия компетенций (А.В.Хуторской) Ключевые – относятся к общему (мета предметному) содержанию образования. Общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов. Предметные.

Ключевые образовательные компетенции: Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования

Основные функции компетенций отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Компетенция формируется от цели до результата в деятельности, в деятельности она и проявляется.

Структурные компоненты компетенции название компетенции; тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, обще предметная, предметная компетенция); круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция; социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме); смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным); знания о данном круге реальных объектов; умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов; способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов; минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения); индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Технология конструирования компетенций поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»; проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Образовательная предметная компетенция это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Объекты реальной действительности: (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники и т.п.) В соответствующей учебному предмету науке или области деятельности выделите реальные предметы и явления например, в русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике – основные физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы; в химии - вещества и процессы их превращения; в истории - предметы и события исторического значения и т.д.

Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам. Особая роль отводится фундаментальным образовательным объектам и фундаментальным проблемам.

Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящиеся к учебному предмету и имеющие общепредметную роль и значение.

Структура компетенции Название компетенции Объекты реальной жизни Социальная значимость компетенции Личная значимость компетенции Владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) Геометричес кие фигуры Множества Необходимость учета и систематизации предметов различной формы (например, в коллекциях, на складе) Распределение экспонатов в коллекции ученика

Ступени обучения (классы) Объекты приложения компетенции Учебные предметы, темы Осваиваемые элементы компетенции Начальная школа (1-4 классы) Основная школа (5-9 классы) Старшая профильная школа (10-11 классы) Динамика развития предметной компетенции ученика

Ключевые компетенции Общепредмет ные компетенции Предметные компетенции Математика РусскийИнформатика Коммуникати вная компетенция Устный диалог Задание вопросов собеседнику Конструирование ответа на вопрос Диалог в письменной форме Использование древнегречески х апорий для объяснения математически х парадоксов Самопрезентация в форме резюме Использование электронной почты для переписки Полилог (коллективная дискуссия) Групповая работа при выполнении математическог о проекта Ролевая форма представления текста произведения Работа с помощью чат- технологий (режим реального времени) Древо компетенции

Принципы моделирования содержания обучения в средней общеобразовательной школе: приоритет развивающих целей обучения перед познавательными; принцип компетентностно-деятельностного подхода в обучении; принцип субъектности; принцип социосообразности отбора содержания обучения; принцип диалогичности; принцип диагностичной целенаправленности; принцип концептуального обобщения; принцип проблемного построения содержания; принцип системно-структурного подхода; принцип функционального подхода.

Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: 1. Дидактические требования: Чёткое формирование образовательных целей и задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация на уроке всех дидактических принципов

Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: 2. Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей

Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: 3. Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональным Темп урока должен быть оптимальным Полный контакт учителя и учащихся Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда Смена видов деятельности Обеспечение активного учения каждого ученика.

Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований: Обучение носит деятельностный характер; Увеличена доля самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера; Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели, для рефлексии учебной деятельности; Применяются технологии преподавания: проектная методика, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, технология развития критического мышления, ИКТ, интерактивная методика; Усиление практической направленности школьного образования через деловые и имитационные игры, творческие встречи, диалогические методы обучения: дискуссии, круглые столы, дебаты и др.

Целеполагание к урокам Создать условия для формирования коммуникативной компетенции посредством развития культуры речи и культуры общения. Создать условия для формирования компетенции личностного саморазвития посредством осознания необходимости определения цели и планирования деятельности.

Формирование компетентностей Формирование компетентностей идет не только через изучение учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни. С этой точки зрения образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни.

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить (Дистервег) Хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть квалифицированным, предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.

"Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя: На что направлена организуемая мною деятельность учеников? То, что они делают – значимо ли для них лично? А современным социумом востребовано? А где и в чем выразится потом применение учениками их сегодняшнего опыта деятельности? Ну и конечно: сколько времени ученики изучали реальность, а сколько – знания о ней?". А.В.Хуторской

Возьмём на заметку Не для школы, для жизни учимся. Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется. Макс Теодор фон Лауэ, физик, Лауреат Нобелевской премии

Ресурсы: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение 1756-р от г. 2. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, – С Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования // Народное образование. – – С