1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ОСНОВА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА 1. Вабищевич Е.Г. МОУ СОШ 39 Город Тверь.
Advertisements

Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Проектное обучение Работа выполнена Ишковой Н.Н. МОУ СОШ 31.
Цели проектной деятельности 1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2.Развитие осознания.
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Транксрипт:

1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ОСНОВА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

2 Актуальность проблемы Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации. Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации.

3 Исходный лозунг: Исходный лозунг: Всё из жизни, всё для жизни Всё из жизни, всё для жизни

4 Проектирование: МЕТОД, Проектирование: МЕТОД, ТЕХНОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, ОБУЧЕНИЕ ??? ОБУЧЕНИЕ ???

5 П РОЕКТИРОВАНИЕ - «путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект» «путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект» (Карл Фрей, 1997 г.) (Карл Фрей, 1997 г.)

6 Проектное обучение «последовательное выполнение комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний» «последовательное выполнение комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний» (Н. Г. Чернилова, 1997 г.) (Н. Г. Чернилова, 1997 г.)

7 Технология проектного обучения система действий педагога и учащихся по разработке проекта, проходящей определённые стадии работы: система действий педагога и учащихся по разработке проекта, проходящей определённые стадии работы: 1. разработка проектного задания; 2. разработка проекта; 3. оформление результатов; 4. общественная презентация; 5. рефлексия.

8 Метод проектов - СОВОКУПНОСТЬ ПРИЁМОВ, ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПРОБЛЕМЫ, ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ОФОРМЛЕННОЙ В ВИДЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА. СОВОКУПНОСТЬ ПРИЁМОВ, ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПРОБЛЕМЫ, ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ОФОРМЛЕННОЙ В ВИДЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА.

9 К истории метода проектов Джон Дьюи: «…истинным и ценным является только то, что полезно людям, дает практический результат и направлено на благо всего общества» «…истинным и ценным является только то, что полезно людям, дает практический результат и направлено на благо всего общества»

10 К истории метода проектов В России большое значение методу проектов придавали С.Т. Шацкий, Л.Э. Левин, Е.Г. Кагаров и другие. Они определяли следующие позитивные элементы данного обучения: реальный опыт учащегося, который должен быть выявлен педагогом; реальный опыт учащегося, который должен быть выявлен педагогом; организованный опыт учащегося в процессе познавательной деятельности; организованный опыт учащегося в процессе познавательной деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом (культурой); соприкосновение с накопленным человеческим опытом (культурой); тренировочные упражнения, дающие ребенку нужные умения и навыки. тренировочные упражнения, дающие ребенку нужные умения и навыки.

11 К истории метода проектов В 1931 году использование проектного метода было осуждено, основными причинами этого послужили: отказ от педагогического опыта зарубежных стран; отказ от педагогического опыта зарубежных стран; недостаточная квалификация большинства педагогов; недостаточная квалификация большинства педагогов; слабая материально-техническая оснащенность школы; слабая материально-техническая оснащенность школы; переполненность классов переполненность классов

12 В современных условиях требования общества к образованности человека изменились и выражаются в необходимости развития у него: В современных условиях требования общества к образованности человека изменились и выражаются в необходимости развития у него: творческих способностей; творческих способностей; критического и аналитического мышления; критического и аналитического мышления; способности реализовывать проекты, как в личной, так и в профессиональной жизни; способности реализовывать проекты, как в личной, так и в профессиональной жизни; коммуникативных способностей; коммуникативных способностей; способностей самообучения и самообразования способностей самообучения и самообразования К истории метода проектов

13 ПРОЕКТ (ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ) - ПРОЕКТ (ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ) - СПОСОБ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ СОЗДАНИЮ КОНКРЕТНОГО ПРОДУКТА. ПО РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ СОЗДАНИЮ КОНКРЕТНОГО ПРОДУКТА.

14 Разнообразие проектов По Е.С.Полат, проекты подразделяются на: 1. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. 4. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. 3. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. 5. Отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. 1. Исследовательские 2. Информационные 3. Ролево - игровые Практико- ориентированные 2. Требуют от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Творческие

15 Разнообразие проектов По уровню контактов проекты подразделяются на: Внутришкольные это проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные Межшкольные участники проекта являются представителями разных образовательных учреждений Международные участники проекта являются представителями разных стран

16 Разнообразие проектов По форме проекты подразделяются на: видеофильм,видеофильм, рекламный ролик,рекламный ролик, телепрограмма,телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми,интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж,журнальный репортаж, рок-опера,рок-опера, услуга,услуга, бизнес-план,бизнес-план, техническое изделие,техническое изделие, программный продукт,программный продукт, макет и т.д.макет и т.д.

17 Разнообразие проектов По профилю знаний проекты подразделяются на: Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др. Межпредметные проектыМонопроекты Сама проблема лежит в одной предметной области. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие три-пять предметов, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

18 Разнообразие проектов По количеству участников и продолжительности проекты подразделяются на: По количеству участниковПо продолжительности Личностные Групповые Групповые интегрированные Краткосрочные (на нескольких уроках 1-6) Средней продолжительности (1-2 месяца) Долгосрочные (до года)

19 Образовательный проект: управленческий проект; управленческий проект; педагогический проект; педагогический проект; учебный (ученический) проект. учебный (ученический) проект.

20 Структура образовательного проекта: Название проекта Название проекта Цитата, лозунг или иная форма представления проекта Цитата, лозунг или иная форма представления проекта Обоснование проекта (идея проекта и его общая характеристика) Обоснование проекта (идея проекта и его общая характеристика) Цели и задачи проекта Цели и задачи проекта участники проекта (авторы и реализаторы) участники проекта (авторы и реализаторы) Сроки и этапы реализации проекта Сроки и этапы реализации проекта Условия участия в проекте (ресурсы) Условия участия в проекте (ресурсы) Особенности осуществления проекта (виды деятельности участников, формы взаимодействия, возможные препятствия) Особенности осуществления проекта (виды деятельности участников, формы взаимодействия, возможные препятствия) Критерии оценки эффективности и результативности проекта Критерии оценки эффективности и результативности проекта Результаты проекта, их оценка Результаты проекта, их оценка Возможное продолжение и развитие проекта Возможное продолжение и развитие проекта

21 Принципы проектирования Самостоятельность Самостоятельность Деятельность Деятельность Результативность Результативность

22 Суть проектного обучения: Ученик в процессе работы над Ученик в процессе работы над проектом самостоятельно или при поддержке педагога постигает реальные процессы, конструирует новые объекты и создаёт новые объекты и создаёт конкретный образовательный продукт.

23 Роль учителя в процессе проектной деятельности Направляет деятельность учащихся: Направляет деятельность учащихся: консультирует консультирует мотивирует мотивирует наблюдает наблюдает содействует содействует

24 Требования к проектированию Наличие значимой проблемы Наличие значимой проблемы Теоретическая, познавательная и практическая значимость предполагаемого результата Теоретическая, познавательная и практическая значимость предполагаемого результата Самостоятельная деятельность учащихся Самостоятельная деятельность учащихся Структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов Структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов Использование исследовательского и других активных методов Использование исследовательского и других активных методов

25 Этапы выполнения проекта 1. Определение проблемы и выбор темы ТЕМА ПРОЕКТ А Ученик УчительЗаказчик

26 Этапы выполнения проекта 2. Формирование команды и распределение функций Группа историков Группа дизайнеров Интегрированный проект Группа экономистов Группа социологов

27 Этапы выполнения проекта 3. Работа над проектом Выдвижение гипотез решения проблем Определение творческого названия проекта Определение формы представления результатов Первоначальные идеи и выбор лучшей Обсуждение плана работы Обсуждение возможных источников информации Самостоятельная работа учащихся Оформление результатов проекта Подготовка учащимися презентации проекта

28 Этапы выполнения проекта 4. Защита проекта Продукт (услуга) Пояснительная записка Презентация ЗАЩИТА ПРОЕКТА

29 Этапы выполнения проекта 5. Рефлексия (обращение назад) – процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексия Что я делал? Как я это делал? Что я получил в результате? Зачем я это делал?

30 Критерии оценки: Достижение цели проекта; Достижение цели проекта; Достижение надпредметных целей (формирование ключевых компетентностей); Достижение надпредметных целей (формирование ключевых компетентностей); Развитие познавательных способностей и самостоятельности Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся. учащихся.

31 Ограничения: низкая мотивация педагогов и учащихся к участию в проектной деятельности; низкая мотивация педагогов и учащихся к участию в проектной деятельности; недостаточный уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности недостаточный уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности нечёткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом. нечёткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

32 Значение проектирования Дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и формирования определённых личностных качеств Дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и формирования определённых личностных качеств

33 Формирование ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности

34 Ключевая компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, который социально востребован, является предметом запроса работодателей и государства.

35 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 1. РЕФЛЕКСИВНАЯ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ 3. ПРОЕКТНАЯ 4. КОММУНИКАТИВНАЯ 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ 6. СОЦИАЛЬНАЯ

36 Проектная компетентность: способность и готовность анализировать ситуацию; выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению; ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей; программировать и планировать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности. способность и готовность анализировать ситуацию; выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению; ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей; программировать и планировать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности.

37 Назначение проектной компетентности: позволяет моделировать образ будущего и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь; способствует продуктивной деятельности. позволяет моделировать образ будущего и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь; способствует продуктивной деятельности.

38 проектная компетентность ( ) 1. Коммуникативная компетентность 2. Информационная компетентность 3. Технологическая компетентность 5. Социальная компетентность 4. Рефлексивная компетентность

39 В ОПРОС ДНЯ: Как создать образовательное пространство, в котором проектная деятельность не навязывается ученику, а ученик чувствует себя самостоятельным исследователем? Как создать образовательное пространство, в котором проектная деятельность не навязывается ученику, а ученик чувствует себя самостоятельным исследователем?