УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ Ермаков Дмитрий Сергеевич канд. хим. наук, доцент, уч. секретарь Научного совета по проблемам экологического образования РАО
Причины * Неограниченный рост производства и потребления * Углубление экономического и социального неравенства * Эксплуатация биосферы Реалии сегодняшнего дня * Бедность * Деградация окружающей среды * Рост народонаселения * Военные угрозы * Терроризм
Устойчивое развитие (sustainable development) удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности («Наше общее будущее», 1987)
Концепция устойчивого развития
Реализация концепции устойчивого развития через повестки 21 различного уровня Повестка 21 (Рио-92) Федеральные повестки 21 Местные повестки 21 (МП 21) Региональные повестки 21
Определение: процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств, обеспечивающий повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем Основной механизм реализации – проектная деятельность на основе взаимодействия и баланса интересов всех секторов общества для повышения качества жизни Образование для устойчивого развития
Образование для устойчивого развития – образование для перемен ПЕРЕМЕНЫ в методике преподавания в образе жизни в местном сообществе в окружающей среде Время Результат
2005–2014 гг. Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР) Организации Объединенных Наций
Включение ОУР во все сферы общественно-политической жизни Непрерывное образование (образование в течение всей жизни) для всех ОУР необходимо для всех стран и наций Специализированные программы обучения Задачи Десятилетия ОУР
Ключевые темы Десятилетия ОУР * Биологическое разнообразие * Качество питьевой воды * Охрана окружающей среды * Устойчивый экологический туризм * Преобразование села * Изучение и сохранение местных традиций * Здоровье, профилактика ВИЧ/СПИД * Устойчивое потребление * Права человека * Культурное разнообразие * Мир, межкультурное взаимопонимание * Сокращение бедности * Равенство полов * Распространение информации, ИКТ
* Знакомство с примерами устойчивости в различных сферах жизни ОУР в вузе * Развитие школьного самоуправления, социального партнерства * Социальные компетентности (работа в группе, решение проблем) * Изучение местных культурных традиций * Включение в социально значимую деятельность (проекты) * Навыки самообразования
Спасибо за внимание!