«П СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. П РОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДОУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » Булычева Т.В., психолог, старший преподаватель ЗФ ИЭУП
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций.
П СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕСКОЛЬКО СОСТАВЛЯЮЩИХ : - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ, - СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ, - ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ, - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.
И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ готовность к интеллектуальному труду в общем; понимание причинно-следственных связей (ребенок употребляет в речи такие обороты, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.); аналитическое мышление; логическое мышление(исключение, классификация, обобщение; сходство-различие); память (3-5 несвязанных слов из 10); внимание; воображение; умение планировать свою деятельность; умение действовать по алгоритму
С ОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ готовность к новой для себя роли – роли школьника; готовность к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми; ответственность; умение контролировать себя и ставить какие- то ограничения; адекватная самооценка.
Э МОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ готовность к трудностям и поиску путей их разрешения (не готовность – определяется в речи словами: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.) умение играть по правилам – там, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы (игры с кубиком и фишками, домино и др.) умение достойно проигрывать
М ОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ позитивное отношение к школе, к учителю, к учебной деятельности, к самому себе; осознание ребенком цели (для чего нужно ходить в школу); позитивный настрой на успех в деятельности
Г ОТОВИТЬ К ШКОЛЕ РЕБЕНКА НУЖНО ЗАРАНЕЕ – И ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ ЭТО ПОСТЕПЕННО В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА, НЕ НАЗЫВАЯ ЭТО ПОДГОТОВКОЙ К ШКОЛЕ. Т ОЛЬКО ТОГДА СФОРМИРУЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ – И ПЕРВЫЙ КЛАСС БУДЕТ ПРОЙДЕН ИМ БЕЗ ПРОБЛЕМ !
П РОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДОУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
П ОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. РО родительское отношение. НГШ не готовность к школе. Л леворукость. НС невротические симптомы. И инфантилизм. ГС гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность. ИНС инертность нервной системы. НП недостаточная произвольность психических функций. НМ низкая мотивация учебной деятельности. АС астенический синдром. НИД нарушения интеллектуальной деятельности.
Р ОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля). Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля). Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля). Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).
Н ЕВРОТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ Неврастения – повышенная психическая утомляемость, плохая концентрация внимания, «раздражительная слабость», невыносливость длительных интеллектуальных нагрузок. Истерический невроз – расстройства настроения, капризность, привлечение внимания окружающих к своему болезненному состоянию, постоянное стремление быть в центре внимания в любой ситуации. Невроз страха – высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, болезненные переживания, боязливость и навязчивость. Конфликт здесь возникает между потребностью в защите и необходимостью быть самостоятельным. Страхи вызывают достаточно длительные по времени и стойкие переживания, с которыми очень сложно справиться собственными усилиями.
И НФАНТИЛИЗМ Психический инфантилизм незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Инфантильные дети отличаются от умственно отсталых или аутичных более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны.аутичных
Г ИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ( ЧРЕЗМЕРНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ ) общая расторможенность с бесконечными быстро сменяющимися движениями, неусидчивостью, невозможностью концентрации внимания, постоянной отвлекаемостью, отсутствием критической оценки своего состояния. Мышление и речь ускорены, непоследовательны, часто лишены логического построения. Дети непослушны и неуправляемы. Коррекция поведения, если в отдельных случаях в какой-то степени и возможна, то с большим трудом.
И НЕРТНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
А СТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. Причины - гипертония, черепно-мозговая травма, шизофрения, внутричерепное давление
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ