ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СТИЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ В GLOBACHAFT На основе статьи Ядов В.А. «К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Advertisements

СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Правовая культура, проблемы правовой безграмотности молодёжи, пути их решения. Работу выполнила Углева Екатерина.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Гражданское образование детей и подростков в современных условиях.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Направление подготовки Магистерская программа – Регионоведение России Сибирский регион в России и мире Квалификация (степень)
Гражданский контроль как форма общественного участия Институт развития прессы-Сибирь (sibirp.ru)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Болонский процесс: интересы России Сергей Медведев, профессор ГУ-ВШЭ эксперт РЕЦЭП.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Реализация гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения Факультет повышения квалификации руководителей образовательных.
Лекция 13 Институты: от заимствования к выращиванию На основе доклада на IV Международной научной Конференции ГУ- ВШЭ. Авторы – Я. Кузьминов, В. Радаев,
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Воспитание как педагогический процесс.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Обществознание. Политическая система – это механизм, через который осуществляется политическая власть в обществе, регулируются политические процессы и.
Транксрипт:

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СТИЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ В GLOBACHAFT На основе статьи Ядов В.А. «К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества» на сайте ИС РАН и «Полит-ру» XI Международная научная конференция ГУ-ВШЭ Типы цивилизаций и векторы человеческого развития В.Ядов

Концептуальные рамки Деятельностно-активистские теории (М.Арчер Э.Гидденс, А. Турен, П.Штомпка) – новые социальные структуры (институты) создают люди, социализация которых происходила в системе исторически сложившихся ранее Теория Path dependence К.Поланьи, Д.Норта, – В России А.Аузан называет эту зависимость «колеёй», из которой неясно как возможно выйти. – В концепции «институциональных матриц» С.Кирдина выделяет радикальные различия Западно-европейской и Восточной матриц экономических, политических институтов и культуры доминирования «Я» над «Мы» или же «Мы» над «Я» Теории глобальной мир-системы – принципиально иной фазы истории человеческой цивилизации. – Экзогенные обстоятельства и изменения воздействуют на общества и страны не менее, чем индогенные- внутренние

Тезис 1 В Globalshaft путь России определяется соотношением политико- экономических сил и уровнем конкурентоспособности страны на мировом рынке. Тезис 2. Особым, т.е. отличным от других стран является не вектор движения России в будущее, но способ, национальный стиль социально- экономических и проч. трансформаций («модернизации») Тезис 3. Национальный стиль трансформационных процессов определяют: (a) особенности социальных институтов, (b) особенности нашей культуры, (c) свойства русской ментальности и как результат – (d) особенности практик всех групп населения, властных структур и элит общества.

Социальные институты Трудно оспорить факт доминирования государства в России и, напротив – гражданского общества над государством в странах Запада. Опираясь на энтропийный анализ, О.Шкаратан показал, что при сопоставили рода занятий респондентов и их родителей наибольшая неоднородность фиксирована для Эстонии и Великобритании, а наибольшая однородность - в России и Португалии. Это – убедительное эмпирическое доказательство институциональной колеи традиционного общества.

Культура по критерию ценностных структур Е. Ясин на основе World Value Survay (методика Шварца для сопоставления национальных структур ценностей) - в сравнении со странами Запада россияне более консервативны, традиционны более склонны к порядку В.Магун и М.Руднев на European VS по той же методике - россиянам свойственна более высокая потребность в защите со стороны государства, менее выражены потребности в свободе и самостоятельности, склонности к риску Проблема Фиксируются заметные сдвиги в иерархиях ценностей на протяжении 20 и менее лет. По данным Ясина и ИС РАН – сдвиг в сторону традиционализма. По данным Н.М.Лебедевой (ГУ-ВШЭ) на базе методик Р.Инглхарта население России и других бывших стран СЭВ образуют кластер с доминированием ориентаций на материалистические ценности, население стран ЕС – кластер с доминированием постматериалистических ценностей Н. Лапин в почти 20-летнем мониторинге ценностных ориентаций россиян находит «толерантный симбиоз культурно разнородных ценностей» Е.Данилова и М.Черныш фиксировали, что в отношении продолжения реформ жители Шанхая и Петербурга ничем не различаются. Не следует ли отсюда, что ценностные структуры намного более изменчивы, тогда как национальный менталитет гораздо боле консервативен?

Менталитет Одно из определений: Менталитет есть комплекс коллективных социальных установок, особенностей практического разума и повседневного мышления. С.Московичи о социальных представлениях: «Индивид не столько мыслит сам, сколько актуализирует в себе опыт прошлых поколений, цитирует их социальный опыт мышления. Он как бы мыслит заново уже помысленное до него.» Мораль: можно утверждать, что наши социальные представления так или иначе связаны с особенностями менталитета. Свойства русского менталитета эмпирически тестировала (MMPI) К.Касьянова и установила, что радикальное отличие русских испытуемых (пилоты) от западно-европейцев в НЕ готовности к планомерной систематической деятельности ( шкала циклоидности). Наши сограждане исполняют «заданное» в последний момент. Это знакомо каждому. Не требует доказательств на литературу российское извечное наплевательство на законы и административные установления. Двух этих особенностей нашего менталитета достаточно, чтобы характеризовать российский стиль повседневных практик.

Заключение «Особый путь» России является не в том особенным, что он иной в сравнении с лидерами в мировой экономике (и потому – в мировой политике). Он лишь потому особый, что трансформации в рамках страны осуществляются присущими России особенностями социальных институтов, культуры, менталитета и стиля практических действий граждан.