Тема опытно-экспериментальной работы МОУ СОШ 10 г. Гусь-Хрустальный на период с 2006 по 2010 гг. «Школа – центр социального здоровья микрорайона»
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Социальное здоровье – результат воспитания человека и подразумевает его социальное поведение, социальную активность, деятельностное отношение к миру.
только 10% российских школьников можно считать относительно здоровыми физически и психически (Сократов Н.В. и др.) Состояние социального здоровья учащихся в Российской Федерации (по данным современных исследований)
наблюдаются вялотекущая возрастающая эпидемия увядания, дегенерации и распада телесных, энергетических и психических потенциалов (Базаров В.Ф.) в детской и подростковой среде возрастает число социально обусловленных и социально- значимых заболеваний: токсикомании, алкоголизма, безнадзорности и др.
Педагогический коллектив ориентируется на следующий социальный заказ: школа должна создавать условия для развития свободной, социально-адаптированной, образованной личности, с гражданским самосознанием. (по материалам исследований школы)
Состояние социального окружения школы школа расположена в промышленном районе города; окружение школы в рамках микрорайона характеризуется отсутствием культурных, культурно-образовательных и физкультурно-оздоровительных объектов; социальная среда в полной мере не ориентирована на удовлетворение в развитии социальных и культурных потребностей жителей микрорайона, в том числе детей, их родителей, молодежи.
Актуальные проблемы школы (из материалов анализа работы школы) 1. Проблема учебной мотивации у учащихся школы. 2. Проблема работы педагогического коллектива по развитию общих и познавательных способностей детей. 3. Проблема организации работы с одаренными детьми. 4. Проблема здоровье сбережения в условиях организации образовательного процесса. 5. Проблема работы с «трудными детьми». 6. Проблема взаимодействия с семьями учащихся.
За основу в реализации задач, определяющих возможности решения проблемы формирования социального здоровья учащихся, в приоритетах развития системы образования Владимирской области на период гг.следует принять:
1. развитие в системе образования моделей ОУ, обеспечивающих разнообразные образовательные потребности населения: образовательные центры, социокультурные центры, школы, реализующие различные модели профильного обучения и т.п.; 2. стимулирование созидательной активности детей и молодежи; 3. создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
4. создание условий для успешной социализации учащихся, их патриотическое и гражданское воспитание; 5. содействие социальной адаптации детей и молодежи, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения.
Цель ОЭР: способствовать повышению эффективности достижения современного качества образования посредством реализации деятельности школы как центра социального здоровья микрорайона, ориентированной на стимулирование созидательной социальной активности учащихся.
Предмет ОЭР: роль школы и социума в динамике социального здоровья учащихся как показателя современного качества образования, ориентированного на включенность учащихся в социально-экономическую и культурную жизнь общества.
Базовые компоненты социального здоровья учащихся 1.Состояние физического здоровья 2.Психическое развитие 3.Духовно-нравственная культура 4.Качество образовательной деятельности 5.Гражданское становление 6.Правовая культура 7.Информационно-коммуникативная культура 8.Трудовая активность и профессиональное продвижение 9.Опыт социальной активности
1. Разработать модель «Школа – центр социального здоровья микрорайона», направленную на профилактику асоциальных явлений и обеспечение включенность учащихся в социально-экономическую и культурную жизнь общества; 2. Разработать содержание учебно- воспитательной деятельности школы, ориентированное на усиление социального компонента образовательного процесса; 3. Способствовать внедрению, апробации и адаптации здоровье сберегающих технологий в практику школьной жизни и ее влияние на социальное здоровье микрорайона школы; Задачи ОЭР:
4. Создать условия для развития системы дополнительных образовательных услуг на базе школы, содействующих, укреплению социального здоровья учащихся и жителей микрорайона школы; 5. Разработать систему мероприятий, ориентированных на создание и укрепление культурных традиций микрорайона, способствующих профилактике асоциальных явлений в среде учащихся школы и формированию их социальной активности; 6. Разработать систему показателей, отражающих роль школы и социума в динамике социального здоровья учащихся как показателя современного качества образования.
Организация ОЭР предполагает прохождение трех этапов: I этап уч.г. – этап начала ОЭР II этап уч.г. - этап активной реализации программы ОЭР III этап уч.г. - этап обобщения и прогнозирования в развитии эксперимента. Сроки эксперимента: гг.
сформированность личностных качеств учащихся, отражающих базовые приоритеты социального здоровья; степень проявления ценностно- ориентационного единства коллектива по формированию воспитательного пространства микрорайона как условия социального оздоровления учащихся; Прогноз результатов экспериментальной работы.
обеспечение необходимого уровня образования в школе, соответствующего государственным стандартам в системе образования и показателям современного качества образования;
сформированность культуры школы и воспитательного пространства микрорайона, содействующих укреплению социального здоровья всех участников образовательного процесса (развитость системы традиций школы и микрорайона, системы взаимодействия школы с социальными партнерами, развитость ресурсов школы по оказанию дополнительных услуг учащимся и жителям микрорайона)
ШКОЛА Субъекты микрорайона – участники экспериментальной деятельности школы.
Тематика направлений Форма организацииПрогнозируемый результат ИнформационноеШкольный информационны й центр 11 классы 1.Юбилейные проекты (Альманах школьного музея, газета о музее). 2. Создание электронных пособий для сопровождения исследовательской деятельности учащихся и педагогов. 3. Подготовка педагогов школы к использованию ИКТ. 4. Презентация опыта работы школьного информационного центра. Историко – патриотическо е Штаб ЮПИ. Юный патриот искатель.(юный барабанщик + совет музея) 1.Поисковая работа по сборам материалов для школьного музея. 2. Традиционные встречи с советом ветеранов м/р и города. 3. Уроки мужества. 4. Встреча с пограничниками нашего города и Алакурттинского погранотряда. 5. Участие в городской церемонии возложении венков и параде в День Победы.
Информационно- культурно просветительск ая Школьная редакционная коллегия.(7-11 кл.) Школа юного корреспондента. (5-6 кл.) 1.Выпуск школьной газеты на микрорайон. 2. Публикация а городской периодической печати. 3. Участие в работе городского пресс- центра. 4.Информирование через репортажи в школьной стенгазете о жизни эксперимента. правовоеКружок с выходом на политклуб. (8-е классы) 1.Лекционная работа в классах в классах. 2. Публикации на страницах школьной газеты. 3. Выступление на городских конкурсах. Музыкально - эстетическое Театр песни, (1-4,5,6,7,11 классы) Клуб любителей музыки 1. Выступления с концертными программами перед учащимися, родителями, жителями м/р и города, д/у. 2. Проведение тематических вечеров. 3 Постановка музыкальной сказки для малышей и д/у
Педагогическое сопровождение учащихся и семей группы социального риска Система социального партнерства с жителями м/р по профилактике асоциального поведения 1.Привлечение жителей м\р к решению проблем асоциального поведения. 2. Создание актива м/р по профилактики асоциального поведения. 3. Создание системы деятельности органов общественного самоуправления по профилактики асоциального поведения: - Совет профилактики - Родительский комитет - актив м/р - ученический Совет
Средства контроля результатов ОЭР: 1. Мониторинг физического и психического здоровья учащихся. 2. Мониторинг сформированности базовых показателей социального здоровья учащихся. 3. Мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса. 4. Анализ уровня обученности и обучаемости учащихся, осваивающих новые учебные программы в соответствии с госстандартами. 5. Мониторинг роста профессиональной компетентности педагогического коллектива школы. 6. Анализ степени удовлетворенности родителей и жителей микрорайона качеством работы с детьми и жизнедеятельностью школы в целом. 7. Мониторинг динамики изменений в характере отношения среди участников образовательного процесса и направленности мотивационных предпочтений.