Концептуальные основы разработки и методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО, СПО нового поколения Факторович Алла Аркадьевна, к.п.н., Центр начального,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Advertisements

Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО БЛИНОВ Владимир Игоревич
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Выполнение требований ФГОС и запросов работодателей при формировании планов СПО.
Функциональный анализ трудовой деятельности как основа разработки ФГОС нового поколения и примерных основных профессиональных образовательных программ(ПОПОП)
Разработка основных профессиональных образовательных программ в рамках внедрения ФГОС доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич
Распределение вариатива Зачесова Елена Васильевна.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Распределение вариатива Зачесова Елена Васильевна.
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Федеральный институт развития образования «Стратегия разработки примерных и основных образовательных программ в системе СПО и НПО»
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Особенности ФГОС. Новая структура ФГОС: 2 Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Требования к результатам освоения ОПОП.
Проблемы и перспективы введения ФГОС О.Ф.Батрова Центр профессионального образования.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Транксрипт:

Концептуальные основы разработки и методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО, СПО нового поколения Факторович Алла Аркадьевна, к.п.н., Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО»

ПОДГОТОВКА К РАЗРАБОТКЕ ПОПОП (ОПОП) ФГОС РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРА ОПОП УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007 г.

ФГОС НПО, СПО нового поколения Задача: обеспечить соответствие качества подготовки требованиям рынка труда Требования работодателя Требования государства Потребности и возможности личности Компетенции по видам проф. деятельности Уровень квалификации по образованию Возможность построения ИОТ (20-30 % вариативная составляющая)

Принципы построения стандартов нового поколения ориентации на результаты обучения (общие и профессиональные компетенции); единства задач формирования общих и профессиональных компетенций; функциональности; социального партнерства; модульности

II поколение III поколение ФГОС Федеральный компонент Региональный компонент / Компонент ОУ Инвариантная часть (70-80%) Вариативная часть (20-30%) Минимальный набор дидактических единиц (редуцированная программа ) Требования к условиям реализации ОПОП; к структуре ОПОП; к результатам образования Основная профессиональная образовательная программа Примерные программы дисциплин ГОС ПО ФГОС ПО Примерная основная профессиональная образовательная программа Основная профессиональная образовательная программа ОУ

освоенные компетенций обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования От минимума содержания содержание изменчиво содержание одинаковое – результат разный ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА СТАНДАРТИЗАЦИИ К минимуму результата

ФГОС НПО, СПО Система требований К результату освоения ОПОП К структуре ОПОП К условиям реализации ОПОП Характеристика ПД: Область, объект, Виды ПД; ОК и ПК Соотношение обязательной и вариативной части; Циклы дисциплин; Профессиональные модули; Практика, аттестации Кадры Финансы Материально- техническая база Методическое сопровождение

ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ МИНИМУМА РЕЗУЛЬТАТА Профессиональная деятельность Виды ПД ВПД 1ВПД 2ВПД 3… ВПД n ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПК ПК ПК … ПК n.1- n.3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИАНАЛИЗТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – последовательная декомпозиция ПД ПД => ВПД => ПК => У => З ЛОГИКА И ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЙ, УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ, ИХ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ Документы, содержащие квалификационные характеристики Знание технологического процесса

ПРАВИЛА ВЫДЕДЕНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНОСТЬ СЕРТИФИЦИРУЕМОСТЬ ПД1 ПД2 ПД3 ПД1ПД2 ПД3 ПД1 ПД2 ПД3 ПРАВИЛЬНО!!! ПД1 ПД2 СОВПАДАЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПД1 ПД2 ПД3 ПОЛНОТА ЦЕЛОСТНАЯ ПД 4-5 ВИДОВ ПД (ПРАВИЛО МАЛЫХ ЧИСЕЛ)

Виды деятельности учителя Учебно-методическая (СПО) Научно-методическая (ВПО) Учебно- воспитательная Социально- педагогическая Организационно- управленческая Культурно- просветительская Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавание Классное руководство Организация внеурочной деятельности по предмету(-ам) ГОС-II ФГОС-III

Требования к компетенциям Профессиональные компетенции Интегративность Объединяет знания, умения, навыки, готовность мобилизовать их в конкретных ситуациях Диагностичность Факт и степень их сформированности могут быть диагностированы на основе определенных дескрипторов Соответствиесоциальномуобразовательномузаказу Ориентированы на потребности рынка труда

Профессиональная деятельность ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn III поколение ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 (ОПЦ=ПД), (ОГСЭ), (ЕН) УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (ЦЕЛОСТНАЯ ПД) Профессиональное образование ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ 3: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 3: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn

Формирование структуры ОПОП ПМ => освоение ВПД ВПД = ПК1+ПК2+…+ПКn ПКn=(У+З)+ПО Требования к ПО, У, З по ПМ Иметь практический опыт ПКуметьзнать …старт…… … ПКn …… МДК ПМ Программа практики ПМ

От II к III поколению ФГОС ОПД … III поколение Модульная структура синхронизирует теоретическое и практическое обучение ОГСЭ … ЕН … ПМn = ПРАКТИКАn + МДК, где МДК=СДn+1/4ОПДn+1/8ЕНn

УП.00 Учебная практика ПП.00 Производственная практика (практика по профилю специальности) ПА.00 Промежуточная аттестация ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) Практики и аттестации в ОПОП СПО Профессиональные модули

Государственная (итоговая) аттестация Условие допуска подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности Формы обязательно - защита дипломной работы по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества

Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП Внедрение практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание образовательной среды для освоения модульных программ Подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов Мероприятия по переходу к новым ФГОС материально- техническое кадровое финансовое информационно- методическое организационное Обеспечение

О введении ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (ФЗ 309-Ф3 от ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете" (ФЗ 260 от )

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2010 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения. 2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2010 года. 3. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Основные образовательные программы ОУ, имеющих государственную аккредитацию, разрабатываются на основе примерных ОПОП (ПОПОП) Разработка ПОПОП обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом Разработка ПОПОП осуществляется на основе ФГОС СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Закон «Об образовании»

СООТНОШЕНИЕ ОПОП И ПОПОП ОПОП ОПОП Учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. СТ. 9, П. 6.1 Закон РФ «Об образовании» ПОПОП Базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, дисциплин, (модулей) СТ.14 П Закон РФ «Об образовании»

Соотношение элементов ОПОП СПО Учебные дисциплины Профессиональные модули 30% Вариативная часть Инвариантная часть 70% Примерная ОПОП Рабочая ОПОП +

Примерные основные профессиональные образовательные программы (ПОПОП) БУП + Программы инвариантных дисциплин Программы дисциплин Программы профессиональных модулей (включая практику, учебную и производственную) + +

ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социально- экономический цикл ОГСЭ.01Основы философии ОГСЭ.02Психология общения ОГСЭ.03История ОГСЭ.04 Иностранный язык ОГСЭ.04Физическая культура ЕН.00Математический и общий естественнонаучный цикл ЕН.01 Математика ЕН.02 Информационно-коммуникативные технологии в ПД ОП.00Общепрофессиональные дисциплины ОП.01Педагогика ОП.02Психология ОП.03Возрастная анатомия, физиология, гигиена ОП.04Правовое обеспечение профессиональной деятельности ОП.05Безопасность жизнедеятельности Дисциплины в ОПОП СПО

Профессиональные модули «Преподавание в начальных классах» ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК Теоретические основы организации обучения в начальных классах. МДК Русский язык с методикой преподавания. МДК Детская литература с практикумом по выразительному чтению МДК Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания. МДК Естествознание с методикой преподавания МДК Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. МДК Теория и методика физического воспитания с практикумом МДК Теория и методика музыкального воспитания с практикумом ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников МДК Основы организации внеурочной работы (с указанием вида деятельности ПМ 03. Классное руководство ПМ 04. Методическое обеспечение образовательного процесса МДК Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя Практика МДК Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Единый координационный план (минимизация дублирования) Единый правовой механизм, типовые договоры Три контура управления разработкой: Федеральный - ФИРО; Отраслевой - Учебно-методические комиссии; Региональный - Региональные методцентры+ОУ Три уровня экспертизы + единые критерии и методобеспечение Соответствие образовательным стандартам, профессиональным стандартам (или иным признанным квалификационным требованиям) Прямое участие объединений работодателей или крупных компаний Некоммерческий характер работ + самоокупаемость Качество и публичная ответственность Формирование системы «жизненного цикла» Открытость для исследования и разработки учебных материалов Основные принципы разработки примерных ОПОП

Разработка и экспертиза ПОПОП Организации Организация разработки Организация экспертизы ФГУ ФИРО Примерные программы дисциплин ОГСЭ и ЕН циклов: сквозных ОП дисциплин, в т.ч. БЖД Примерные программы: дисциплин ОГСЭ и ЕН циклов; сквозных ОП дисциплин, в т.ч. БЖД; профессиональных модулей по массовым и приоритетным профессиям и специальностям УМК Примерные программы ПМ и ОП дисциплин отраслевой направленности Примерные программы ПМ и ОП дисциплин отраслевой направленности ОУ + региональные методические организации Программы ПМ и ОП дисциплин в ПОПОП уникальных профессий/специальностей Привлечение к экспертизе в качестве уполномоченной организации

Выпуск, чел. Повар, кондитер Сварщик Автомеханик Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Мастер отделочных строительных работ Профессии IT22514 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Продавец, контролер-кассир Парикмахер Мастер столярно-плотничных и паркетных работ Слесарь Портной Бухгалтер Помощник машиниста локомотива 8124 Мастер столярного и мебельного производства 7560 Коммерсант в торговле 7410 Мастер сельскохозяйственного производства 5856 Массовые профессии НПО

Выпуск, чел. Экономика и бухгалтерский учет Специальности IT41826 Сестринское дело Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Менеджмент (по отраслям)24845 Лечебное дело Технология продукции общественного питания Преподавание в начальных классах Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Технология машиностроения Механизация сельского хозяйства Дошкольное образование Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования Финансы (по отраслям)11987 Профессиональное обучение (по отраслям)7805 Массовые специальности СПО

Сквозные ОП-дисциплины Экономика организации Статистика Менеджмент Документационное обеспечение управления Финансы, денежное обращение и кредит Бухгалтерский учет Налоги и налогообложение Педагогика Психология Возрастная анатомия, физиология и гигиена Инженерная графика Техническая механика Электроника и электротехника Материаловедение Метрология и стандартизация Информационные технологии в профессиональной деятельности Охрана труда

1. Открытая федеральная база метаданных (каталог) 2. Федеральная база программ (с ограниченным доступом) 3. Базы данных УМК, региональных методорганов 4. Прозрачность распространения Размещение и использование ПОПОП