Экономический кризис в сознании волгоградцев и москвичей Представление результатов региональных этапов общероссийского исследовательского проекта Ассоциации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Волгоградцы и москвичи в условиях кризиса: сходства и различия в поведении и восприятии Представление результатов региональных этапов общероссийского исследовательского.
Advertisements

РИПН - Волгоград Индекс потребительских настроений волгоградцев Презентация проекта для участия в региональном этапе конкурса PR-проектов «Серебряный лучник»
Социальное самочувствие населения в условиях кризиса Опыт измерения и анализа Санкт-Петербург февраля 2009 г. Токарев В.В. Материалы к презентации.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Отношение населения к нынешней ситуации:
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Результаты социологического исследования «Электоральная ситуация в г.Киеве» 24 июня - 7 июля 2010 года Опрошено 1000 респондентов, проживающих в г.Киеве,
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
Межрегиональный индекс кризисного сознания (МИКС) Представление результатов волгоградского регионального этапа общероссийского исследовательского проекта.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Люди и события 2008 года. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Декабрь 2 По результатам.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь июль 2008 г.
Стр. 1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) При поддержке Московского Центра Карнеги Общественный запрос на организованные.
Транксрипт:

Экономический кризис в сознании волгоградцев и москвичей Представление результатов региональных этапов общероссийского исследовательского проекта Ассоциации «Группа 7/89» «Межрегиональный индекс кризисного сознания» Волгоград, 14 апреля 2009 г.

2 Параметры исследований и источники информации Блок вопросов о восприятии кризиса был включен в инструментарий нескольких исследований. Сроки исследования – январь и март 2009 года. Метод опроса: телефонное интервью по структурированной анкете. Объем выборки – 450 респондентов (в каждой волне). Объект исследования: население Волгограда в возрасте 16 и старше. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и району проживания жителей города. Инициативный проект «Волгоградский Омнибус» (волны 9/01 и 9/03).

3 Параметры исследований и источники информации Сроки исследования – март 2009 года. Метод опроса: личное поквартирное интервью (Волгоградская область, 255 интервью), CATI (Москва, 501 интервью). Объект исследования: население в возрасте 16 и старше (Волгоградская область), 18 лет и старше (Москва). Выборка репрезентативна по полу, возрасту, типу населенного пункта, территории проживания. Региональные этапы проекта «Группы 7/89» «Межрегиональный индекс кризисного сознания-2009» Территория исследования – Волгоградская область (ВолгГТУ, РОС) и Москва (ОМА «Маркетдэйта»).

4 Оценка влияния кризиса на жизнь населения Каким образом кризис повлиял на Ваше материальное благополучие? (Волгоград, январь и март 2009 г.) С января по март доля волгоградцев, на жизнь которых кризис повлиял негативно, возросла с 46% до 71%. Доля тех, кого кризис не затронул, снизилась с 36% до 16%. Волгоград, январь 2009 г. Волгоград, март 2009 г.

5 Оценка влияния кризиса на жизнь населения Каким образом кризис повлиял на Ваше материальное благополучие? (Волгоградская область и Москва, март) В Волгоградской области кризис ощущается несколько более остро, чем в столице, где 26% жителей не отметили влияния кризисных явлений на условия их жизни (в Волгоградской области – 16%). Волгоградская область, март 2009 г. Москва, март 2009 г.

6 Оценка влияния кризиса на жизнь населения Каким образом кризис повлиял на Ваше материальное благополучие? В целом, влияние кризиса ощущается в Волгоградской области острее, чем в Москве. Жители регионального центра более часто говорят о негативном влиянии кризиса, чем жители области.

7 Ожидания населения, связанные с развитием кризиса А как, по Вашему мнению, он может повлиять на Ваше материальное положение в ближайшем будущем? Заметно (с 57% до 69%) возросла доля волгоградцев, считающих, что кризис негативно повлияет на них в ближайшем будущем. Доля, тех, кто считает, что кризис их не затронет, снизилась с 20% до 7%. Волгоград, январь 2009 г. Волгоград, март 2009 г.

8 Ожидания населения, связанные с развитием кризиса А как, по Вашему мнению, он может повлиять на Ваше материальное положение в ближайшем будущем? У жителей нашего региона с кризисом связаны значительно более тревожные ожидания, чем у москвичей – ч тем, что «кризис на них не повлияет» согласны 8% жителей области (в Москве – 15%). Волгоградская область, март 2009 г. Москва, март 2009 г.

9 Ожидания москвичей, связанные с развитием кризиса, практически идентичны ожиданиям волгоградцев в январе 2009 года. Различий в ожиданиях между волгоградцами и жителями области не выявлено. А как, по Вашему мнению, он может повлиять на Ваше материальное положение в ближайшем будущем? Ожидания населения, связанные с развитием кризиса

10 Проявления кризиса на рабочих местах Что из того, что я сейчас перечислю, случалось лично с Вами (происходило там, где работаете Вы или Ваши знакомые, друзья, родственники) за последние два-три месяца? Жители Волгограда и области примерно в равной степени охвачены проявлениями кризиса, однако жители малых городов и сельских НП в большей степени вовлечены во вторичные коммуникации. Волгоград, март 2009 г. Волгоградская область (кроме Волгограда), март 2009 г.

11 Проявления кризиса на рабочих местах Что из того, что я сейчас перечислю, случалось лично с Вами (происходило там, где работаете Вы или Ваши знакомые, друзья, родственники) за последние два-три месяца? В Москве наиболее распространенной формой проявления кризиса является отмена бонусов (35%). Значительно менее, чем в Волгогра- де, распространен перевод работников на неполный рабочий день. Волгоградская область, март 2009 г. Москва, март 2009 г.

12 Проявления кризиса на рабочих местах Что из того, что я сейчас перечислю, случалось лично с Вами за последние два-три месяца? Около 47% работающих москвичей кризис непосредственно не коснулся (в Волгограде – 42%). В то же время, в Волгограде воздействие кризиса несколько «мягче» (25% работающих столкнулись с несколькими его проявлениями, в Москве – 34%). Волгоградская область Москва

13 Проявления кризиса на рабочих местах Что из того, что я сейчас перечислю, происходило там, где работаете Вы или члены Вашей семьи, Ваши друзья, знакомые за последние два-три месяца? Опосредованно (через знакомых, друзей, родственников) кризисными явлениями на рабочих местах затронуто 2/3 жителей Волгоградской области и 3/4 москвичей. Около 1/3 жителей столицы столкнулись с четырьмя и более проявлениями кризиса. Волгоградская область Москва

14 Поведение в случае нарушения трудовых прав Как Вы, скорее всего, поступите в случае грубого или постоянного нарушения ваших трудовых прав? ПОЛНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСА: « В последнее время некоторые предприятия, ссылаясь на кризис, сокращают зарплату своим сотрудникам, отправляют их в неоплачиваемый отпуск и т.п., зачастую делая это с нарушением трудовых прав. Скажите, Как Вы, скорее всего, поступите в случае грубого или постоянного нарушения ваших трудовых прав?»

15 Поведение в случае нарушения трудовых прав Снизилась доля тех, кто готов оставить работу и искать другую (с 36% в январе до 29% в марте). Увеличилось число людей, готовых активно отстаивать свои права (с 25% до 33%). В Москве заметно меньше доля людей, придерживающихся «пассивных стратегий». Как Вы, скорее всего, поступите в случае грубого или постоянного нарушения ваших трудовых прав?

16 Оценка возможностей сохранения привычного образа жизни При сегодняшнем уровне Ваших доходов и нынешнем уровне цен сколько времени Вы сможете сохранять привычный образ жизни? Около 47% волгоградцев и 21% жителей городов и сел области считают, что при имеющемся уровне доходов и цен, они смогут поддерживать привычный образ жизни не более трех месяцев. Волгоград Волгоградская область (кроме Волгограда)

17 Оценка возможностей сохранения привычного образа жизни При сегодняшнем уровне Ваших доходов и нынешнем уровне цен сколько времени Вы сможете сохранять привычный образ жизни? В Москве значительно большая доля жителей (83% против 68% в Волгоградской области) способна строить прогнозы своего будущего. Структура прогнозов заметно более оптимистична и ближе к сельским районам Волгоградской области, чем к Волгограду. Волгоградская область Москва

18 Распределение ответственности за кризис Как Вы полагаете, кто в первую очередь несет ответственность за сегодняшние последствия кризиса в российской экономике? По сравнению с январем 2009 года с 45% до 53% возросла доля волгоградцев, возлагающих ответственность за последствия кризиса в российской экономике на Правительство РФ. Волгоград, январь 2009 г. Волгоград, март 2009 г.

19 Распределение ответственности за кризис Как Вы полагаете, кто в первую очередь несет ответственность за сегодняшние последствия кризиса в российской экономике? В целом москвичи в меньшей степени, чем жители Волгоградской области, склонны возлагать ответственность за последствия кризиса на руководство России (45% против 54% ответов). Волгоградская область, март 2009 г. Москва, март 2009 г.

20 Распределение ответственности за кризис Как Вы полагаете, кто в первую очередь несет ответственность за сегодняшние последствия кризиса в российской экономике? Вне Волгограда заметно больше, чем в региональном центре, тех, кто склонен возлагать ответственность за последствия кризиса на США и страны Запада (27% против 18%).

21 На кого положиться в кризис? Как Вы считаете, население должно полностью полагаться на действия Президента и Правительства, или надо самим влиять на принимаемые руководством решения? ПОЛНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСА: « Как Вы считаете, в условиях экономического кризиса население должно полностью полагаться на действия Президента и Правительства, или жителям страны надо самим влиять на принимаемые руководством решения: участвовать в митингах, манифестациях, забастовках, профсоюзных акциях, требовать отставки Правительства, Государственной Думы? »

22 На кого положиться в кризис? Как Вы считаете, население должно полностью полагаться на действия Президента и Правительства, или надо самим влиять на принимаемые руководством решения? Доля волгоградцев, склонных доверять в условиях кризиса Правительству и Президенту, не увеличилась. Доля тех, кто считает, что нужно действовать самостоятельно, несколько возросла. Волгоград, январь 2009 г. Волгоград, март 2009 г.

23 На кого положиться в кризис? Как Вы считаете, население должно полностью полагаться на действия Президента и Правительства, или надо самим влиять на принимаемые руководством решения? Среди москвичей значительно больше тех, кто считает, что нужно самостоятельно влиять на принимаемые решения, и не полагаться на действия Правительства. (44% против 21% в нашей области). Волгоградская область, март 2009 г. Москва, март 2009 г.

24 На кого положиться в кризис? Как Вы считаете, население должно полностью полагаться на действия Президента и Правительства, или надо самим влиять на принимаемые руководством решения? Среди жителей Волгоградской области заметно больше тех, кто готов полагаться на действия Президента и Правительства. Жители Москвы значительно чаще готовы действовать самостоятельно.

25 От чего зависит ситуация в регионе? От чего в большей мере зависит сегодня экономическая ситуация в нашем регионе: от нас самих или от не зависящих от нас причин? ПОЛНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСА: « А как Вы думаете, от чего в большей мере зависит сегодня экономическая ситуация в нашем регионе: от нас самих – жителей, властей региона, руководителей предприятий – или от не зависящих от нас причин (общей ситуации в стране, мире, Президента, Правительства, случайностей, погоды, климата и так далее)?»

26 От чего зависит ситуация в регионе? От чего в большей мере зависит сегодня экономическая ситуация в нашем регионе: от нас самих или от не зависящих от нас причин? Несколько сократилась доля волгоградцев, склонных выбирать «крайние позиции» («в основном внешние обстоятельства», «в основном мы сами»). Увеличилась с 25% до 34% доля тех, кто считает, что ситуация зависит в равной мере от самих людей и внешних обстоятельств. Волгоград, январь 2009 г. Волгоград, март 2009 г.

27 От чего зависит ситуация в регионе? От чего в большей мере зависит сегодня экономическая ситуация в нашем регионе: от нас самих или от не зависящих от нас причин? Среди москвичей более, чем в три раза (21% против 6% в Волгоградской области) выше доля тех, кто считает, что ситуация зависит не от внешних обстоятельств, а от самих людей. Волгоградская область, март 2009 г. Москва, март 2009 г.

28 Среди москвичей больше тех, кто склонен считать, что «все зависит от нас самих» (21%). Тех, кто считает, что «все зависит от внешних обстоятельств», больше среди жителей нашей области (42%). От чего зависит ситуация в регионе? От чего в большей мере зависит сегодня экономическая ситуация в нашем регионе: от нас самих или от не зависящих от нас причин?

29 Влияние деятельности руководства региона на ситуацию А способствует ли деятельность руководства нашего региона преодолению последствий кризиса в области? Заметно более распространенной стала точка зрения, что деятельность руководства области не способствует преодолению последствий кризиса (доля подобных ответов возросла с 26% в январе до 40% в марте). Волгоград, январь 2009 г. Волгоград, март 2009 г.

30 Влияние деятельности руководства региона на ситуацию А способствует ли деятельность руководства нашего региона преодолению последствий кризиса в области? Жители волгоградской области значительно более критично, чем москвичи, относятся к деятельности органов региональной власти – 43% опрошенных считают, что ее деятельность не способствует преодолению кризиса (в Москве – 21%). Волгоградская область, март 2009 г. Москва, март 2009 г.

31 Социальное самочувствие и потребительские настроения Методика ИПН разработана учеными Мичиганского университета в годах (группа Дж. Катоны). С 60–х годов прошлого века измерения ИПН начались в рамках проекта «Евробарометр» в европейских странах. В России измерения ИПН ведутся с 1993 года (ВЦИОМ, затем – «Левада-Центр» и Росстат). В 2004 году Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» предложила методику «РИПН» (региональный индекс потребительских настроений), адаптированную для проведения межрегиональных сравнений. В Волгограде измерения потребительских настроений проводятся 8 раз в год, начиная с апреля 2007 года.

32 Социальное самочувствие и потребительские настроения В марте индекс потребительских настроений (ИПН) достиг абсолютного минимума за весь период измерений – 54 балла (в январе – 68, в декабре – 82, в сентябре - 144). Два года назад индекс потребительских настроений составлял 160 баллов, а индекс покупательской активности – 170 баллов по 200-балльной шкале.

33 Социальное самочувствие и потребительские настроения

34 Социальное самочувствие и потребительские настроения

35 Социальное самочувствие и потребительские настроения Самый низкий из частных индексов – индекс мeжрегиональных сравнений (красная линия). В марте лишь 4% жителей Волгограда в возрасте от 16 до 60 лет считали, что условия жизни в нашей области лучше, чем в других регионах России. Противоположного мнения придерживались 43% волгоградцев.

36 Социальное самочувствие и потребительские настроения

37 Социальное самочувствие и потребительские настроения

38 Социальное самочувствие и потребительские настроения В январе-марте 2009 года произошла некоторая стабилизация ряда частных индексов, входящих в РИПН. Индекс долгосрочного социального оптимизма несколько возрос (со 110 баллов в январе до 123 баллов в марте, синяя линия). Наиболее интенсивно продолжает снижаться индекс оценки положения семьи (изменения за последний год, красная линия).

39 Вопросы для дискуссии Какие факторы (экономические, политические, социальные) определили значительный «всплеск» кризисных настроений жителей нашего региона в последние месяцы? Какие события (в экономике, политике, общественной жизни) стали причиной этих изменений? Чего следует ждать в ближайшем будущем – продолжится ли «падение» социальных настроений или процесс стабилизируется? Какие существуют возможности влияния на ситуацию и настроения населения? ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Спасибо за внимание к нашей работе… ЗАО ЦСМИ «АНАЛИТИК» , Волгоград ул. Богунская, д. 8, офис 302 Ген. директор: Беличенко Ольга Николаевна тел./факс: (8442) , Волгоградское отделение РОС , Волгоград, просп. Ленина, 28. ауд Председатель: Дулина Надежда Васильевна тел. (8442) , факс. (8442) ОМА «Маркетдэйта» , Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д.4 Ген. директор: Мойсов Виктор Владимирович тел./факс: (495)