Эволюция менеджмента и его современные концепции Системный и ситуационный подход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Advertisements

Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Лекция 3. Внутренняя и внешняя среда организации. Лекция 3. Внутренняя и внешняя среда организации. 1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Тема 1. Понятие об экономике предприятия. Предмет курса Экономика- это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства.
Понятие и виды организаций 1.Понятие и виды организаций 2.Основные характеристики 3.Классификация организаций 4.Организационно-правовые формы организаций.
Среда косвенного воздействия внешней среды Среда косвенного воздействия внешней среды Среда прямого воздействия внешней среды Среда прямого воздействия.
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
Основы менеджмента Подготовил: Группа ТП Ботиров Р. Б.
Тема 16. Финансы предприятий различных форм хозяйствования.
УЧРЕДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХРИТАНКОВА ЛИЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
1 1 ТЕМА 3. Субъекты и объекты организационной деятельности.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Организация (предприятие) и ее основные характеристики Забоева Анна Николаевна, воспитатель ГУ РК «Детский дом 3»
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Внешняя и внутренняя среда организации. - Это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами целостности и устойчивости. Система Открытая.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
Минпромэнерго Чувашии 2006 год Форма федерального государственного статистического наблюдения 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»
Минпромэнерго Чувашии 2008 год Статистическая отчетность по инновационной деятельности организации.
Предпринимательство и его виды. Предпринимательская деятельность это инициативная деятельность граждан и организаций, направленная на систематическое.
Транксрипт:

Эволюция менеджмента и его современные концепции Системный и ситуационный подход

Системный подход Пол Гетти : Бизнес - это бизнес. Принципы бизнеса не меняются, основы остаются, какой бы отрасли промышленности это ни касалось Системный подход - это не есть набор руководств или принципов для управления- э то способ мышления по отношению к организации и к управлению

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого Все организации являются системами. Компоненты - люди (социальная компонента) и тихника. Такие системы называются социотихническими системами. Для социотихнической системы важна сбалансированная работа всих частей (их.:производство+маркетинг)

Открытые и закрытые системы Закрытые системы - не зависят от окружающей среды (часы с батарейкой) Открытые системы характеризуются взаимодействием с окружающей средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, финансов, поступающих извне. Все организации являются открытыми системами В 1967 году Джеймс Д.Томпсон в своей известной работе "Организации в действии" сопоставил открытые и замкнутые организации. Внутренняя среда организации, среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия

Маркетинговая концепция менеджмента (Ф.Котлер) Влияние системного подхода на теорию управления очень велико и продолжает расти. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем стала основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. На системной основе можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем

Ситуационный подход Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время Мери Паркер Фоллетт отмечала еще в 20- е годы, что различные ситуации требуют различных видов знаний

Ситуационные переменные Задача Рабочая среда Персонал Руководитель

Этапы реализации ситуационного подхода Знать. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (современные практики управления) Сравнивать. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны Интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных увязывать конкретные приемы ( которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект или таили бы меньше всего недостатков), с конкретными ситуациями

Ситуационный подход сохранил в себе лучшие черты предшествующих теорий также как и системный, он представляет собой скорее образ мышления, чем набор однозначных циркуляров и требований так же как и процессный, он сохранения отношение к управлению как к взаимосвязанному осуществлению функций управления так же как и системный признает существование большого количества общих черт, присущих организации как сложноорганизованной открытой системе.

Наибольшую сложность представляет третий этап Если будут правильно определены переменные в ситуации можно подобрать адекватный метод управления к каждой ситуации

Обобщающая периодизация Деловое администрирование Менеджмент человеческих ресурсов Управление бизнесом (ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребителя) Социальный менеджмент (Современный этап развития менеджмента объединяет эффективное деловое администрирование, менеджмент человеческих ресурсов и менеджмент бизнесом для гармоничного развития общества)

Современные концепции «Точно во время» Управление качеством Реинжиниринг бизнес-процессов Управление знаниями Управление изменениями Клиентоориентированные системы управления с использованием информационных тихнологий Современные теории лидерства и взаимодействия в коллективе Система сбалансированных показателей Концепция динамического преимущества

Виды и элементы организаций 1. Организация как система 2. Классификация организаций 3. Элементы организаций (внутренняя среда), Элементы производственного процесса 4. Элементы внешней среды, влияющие на развитие организации 5. Жизненный цикл организации

Организация - 1. Является причиной существования менеджмента 2. Объектом менеджмента, т.е. именно внутри организации, а также при взаимодействии организации с окружающей средой осуществляются функции менеджмента. 3. Организация - это основа мира менеджеров. Насколько успешна организация, насколько обеспечивается ее выживаемость и приспособляемость к изменяющимся внешним условиям - именно настолько успешным, эффективным, адекватным является система менеджмента в данной организации

организация "Согласованно действующая система представляет собой комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в заданных систематических отношениях на основании взаимодействия двух или более людей для достижения по крайней мере одной определенной цели« (Ч.Барнард) Организации создаются для выполнения того, что человек бы не мог выполнить индивидуально

С точки зрения менеджмента, систему можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения заданной цели ЦЕЛЬ СИСТЕМА элемент

Закон композиции Система состоит из множества элементов, связанных законом композиции. Например, если элементами системы являются металлорежущие станки, а законом композиции системы – тихнология обработки изделий, то в качестве системы можно идентифицировать миханический цих

Классификация систем по Акоффу Тип системы Цель системы в целом Цели отдельных элементов детерминированная нет анимационная да нет социальнаяда экологическая нет да

Классификация организаций 1. Формальные и неформальные организации Неформальная организация (informal organization) – спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Может быть легальной и нелегальной. Примеры: временная группа для выполнения определенной работы; клуб генераторов идей; кружки качества; группа изобретателей-самодельщиков; объединение единомышленников (кружок по изучению, кружок по обмену опытом); кошар (в азиатских странах совместный труд соседей на добровольной основе: строительство дома, рытье канала и т.п.); бригада соседей по ремонту дороги, посадке сада и т.п. Нелегальные неформальные организации: преступные сообщества, экстремистские организации.

Формальные организации Организация формальная (organization, formal) – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели формальная организация официально учреждена. Цели формальной организации закреплены в учредительных документах права и обязанности участников формальной организации регламентируются нормативными документами (инструкциями, положениями)

2. Коммерческие и некоммерческие Могут быть как формальными, так и неформальными В Российской Федерации формальные организации систематизируются в Гражданском Кодексе РФ, где законодательно закреплены организационно-правовые формы существования коммерческих и некоммерческих формальных организаций

Коммерческая формальная организация основной целью деятельности имеет извлечение прибыли. Прибыль распределяется между участниками организации в соответствии с уставом Некоммерческая формальная организация создается не для извлечения прибыли, а для деятельности, имеющей другие цели. Некоммерческая организация может получать прибыль, но она идет на уставные цели и не распределяется между участниками организации

Гражданский Кодекс РФ нормативно определяет следующие организационно-правовые формы коммерческих формальных организаций 1. Хозяйственные товарищества и общества (7 видов по параграфу 2 главы 4 ГК РФ): 2. Производственные кооперативы (параграф 3 главы 4 ГК РФ) 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления (параграф 4 главы 4 ГК РФ).

Гражданский Кодекс РФ нормативно определяет следующие организационно-правовые формы некоммерческих формальных организаций Некоммерческие организации (параграф 5 главы 4 ГК РФ): Потребительские кооперативы Общественные и религиозные организации Фонды Учреждения Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Неформальные организации также могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческая деятельность неформальных организаций осуществляется на нелегальной основе, поскольку они не зарегистрированы и не могут заниматься коммерческой деятельностью законно

отечественная практика учета социально- экономической информации предполагает классификацию организаций по следующим направлениям: По территории на основании классификатора административно- территориальных образований (ОКАТО) По видам деятельности (классификатор ОКВЭД) По формам собственности (ОКФС) По размеру организаций (субъекты малого предпринимательства и организации крупного и среднего бизнеса)

Формы собственности Российская, иностранная, смешанная с иностранным участием Российская собственность включает в себя: государственная, частная, собственность общественных объединений, муниципальная, смешанная(без иностранного участия) Государственная собственность состоит из федеральной собственности и собственности субъектов федерации

Виды деятельности (ОКВЭД) В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (тихнологию). В качестве дополнительного признака используется признак «Используемое сырье и материалы»

Примеры Сфера деятельности - Раздел А : 01.1 – растениеводство) Процесс – раздел С: – добыча каменного угля открытым способом, добыча каменного угля закрытым способом

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них Задачи: Классификация хозяйствующих субъектов при регистрации Обеспечение информацией о структуре экономики страны

Разделы ОКВЭД А.Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство Б. Рыболовство, рыбоводство С. Добыча полезных ископаемых D.Обрабатывающие производства E.Производство и распределение электроэнергии, газа и воды F.Строительство

G. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования H.Гостиницы и рестораны I.Транспорт и связь J.Финансовая деятельность K.Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

L.Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение M.Образование N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг P. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства Q.Деятельность экстерриториальных организаций

ЕГРПО Основные экономические показатели, характеризующие деятельность каждого хозяйствующего субъекта, а также соответствующие шифры по действующим классификаторам регистрируются в Едином Государственном Регистре Предприятий и Организаций (ЕГРПО). Для идентификации предприятий и организаций в Регистре, каждому хозяйствующему субъекту присвоен уникальный номер ОКПО

Производственный процесс и его элементы Производственный процесс = Предметы труда + Средства труда + труд Предметы труда и средства труда могут быть материальными и нематериальными

Под производственным процессом следует понимать совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье, материалы, интеллектуальные ресурсы и способности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги

Предметы труда На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе. Материальные предметы труда представляют собой сырье и комплектующие изделия для рассматриваемого производственного процесса. Нематериальные предметы труда являются элементом производственного процесса, как правило, в сфере услуг (информация, комплексирование отдельных видов услуг)

Средства труда – это то, чем человек воздействует на предмет труда. Материальные средства труда представляют собой вещь или совокупность вещей, с помощью которых человек воздействует на исходные материалы или информацию (орудия труда). Кроме того, к средствам труда относятся также материальные условия труда: производственные и торговые помещения, офисы, склады, осветительное оборудование, отопительные и охлаждающие устройства и т.п. К нематериальным средствам труда следует относить приемы, знания, тихнологии, при помощи которых создается новая информация

Труд Труд – целенаправленная деятельность людей (производственных рабочих, сотрудников организаций, работников сферы услуг и т.п.), связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги Профессиональная подготовка работника является лишь потенциальной возможностью для труда: ее надо реализовать в действиях

Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом Подразделение (subunit) – формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом. Различаются производственные и непроизводственные подразделения

К производственным подразделениям относятся: Производство (совокупность цихов: заготовительное производство, сборочное производство и т.п.); дивизион (совокупность подразделений - цихов, отделов - для производства определенного вида продукции или ориентации на определенного потребителя); центр прибыли – независимая хозяйственная единица (совокупность подразделений – цихов, отделов – для выпуска определенной продукции или оказания определенной услуги). Цих (совокупность участков) Участок (совокупность бригад) Бригада (совокупность рабочих мест)

К непроизводственным подразделениям относятся: Департамент, управление, центр (совокупность отделов и/или служб) Отдел, служба (совокупность секторов и/или лабораторий) Сектор, лаборатория (совокупность групп) Группа (совокупность исполнителей )

Структура организации строится и используется в соответствии с нормативными документами Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность подразделения и конкретного работника, являются положения о подразделениях и должностные инструкции. В этих документах описывается деятельность постоянного характера.

Типовая структура положения о подразделении включает: Общие положения Функции Права Ответственность Могут также включаться: Задачи Структура Взаимоотношения с другими подразделениями

Типовая структура должностной инструкции: Общие положения Обязанности Права Ответственность Могут включаться: Рабочие нормативы Критерии оценки

Внутренняя среда организации Элементы внутренней среды являются объектом приложения усилий для команды менеджеров. Изменение элементов внутренней среды происходит в ответ на изменения во внешней среде, или как средство адаптации организации к возможным изменениям

Состав внутренних элементов Цели и задачи Тихнология производства и материально- тихническое обеспечение Люди Структура Корпоративная культура Внутренние элементы: условия и ограничения

Внутренние переменные Общей чертой всих школ управления до системного подхода была концентрация на внутренних переменных: Школа научного управления – тихнология Административная школа–структура Школа человеческих отношений - люди

Внешняя среда организации Внешняя среда характеризуется: взаимосвязанностью факторов (цены на нефть) Сложностью (количество, вариативность) Изменчивостью (подвижность, скорость) Неопределенностью (недостаток информации)

Микро-среда и макро-среда Состав элементов внешней среды принято разделять на элементы внешней среды прямого воздействия (микро-среда), и элементы среды косвенного воздействия (макро-среда)

Микро-среда Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на организацию, вместе с тем элементы микро-среды имеют воплощение в конкретной организации или конкретной персоне – лице, принимающем решение. Соответственно между организацией и элементом микро-среды существует возможность диалога, поиска взаимовыгодных решений, пересмотра условий сотрудничества, отказа от сотрудничества и т.п.

Макро-среда К среде косвенного воздействия относится все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура рынка), социально- культурные факторы (национальный менталитет, вкусы и предпочтения потребителей определенных социальных или возрастных групп), географические факторы, политические факторы, научно-тихнический прогресс. Элементы макро-среды неперсонифицированы, соответственно возможность диалога отсутствует. Взаимодействие организации с элементами макро-среды строится на основе упреждающих решений, базирующихся на прогнозных оценках, или на реактивных действиях, необходимых для выхода из кризисных ситуаций. Взаимодействие с элементами среды косвенного воздействия происходит в условиях высокой неопределенности и риска принятия неадекватных решений

Система элементов внутренней и внешней среды организации

Жизненный цикл организации Жизненный цикл организации(organization life cycle)- прохождение организацией стадий эволюционного развития. Организация как объект менеджмента последовательно проходит следующие стадии развития и становления: Создание Раннее развитие Позднее развитие или рост Остановка в развитии Гибель /Возрождение

Теории жизненного цикла Структура жизненного цикла организации по А. Адизесу (Adizes, 1999) Структура жизненного цикла организации по Л. Грейнеру (Greiner, 1972)

Ухаживание Младенчество «Давай-давай» Бюрократизация Смерть Младенческая смерть Развод Время Рост Старение Структура жизненного цикла организации по А. Адизесу |Adizes,1999| Расцвет Аристократизм Упадок Юность Роман Ловушка основателя

Структура жизненного цикла организации по Л. Грейнеру |Greiner,1972|