Д ВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Цель урока: научиться определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 65"
Advertisements

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Урок 1 Цель урока Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Автор Ионова Галина Викторовна МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа 1»
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
- Точка; - Точка с запятой; - Тире; - Двоеточие..
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Учитель Ткаченко Т.Н. Знаки препинания в БЕСОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Учитель русского языка и литературы школы-интерната 15 Алексеева О.И.
Презентация «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Дополнительный материал к уроку русского языка УМК любой Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Транксрипт:

Д ВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Цель урока: научиться определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно расставлять знаки препинания; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

З АПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В БСП Схема ЗначениеПримеры 1. [ ], [ ] 2. [ ], [ ], [ ]. Одновременность действий, перечисление фактов, событий Неожиданно пришла весна, побежали неугомонные ручьи. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. 1. [,, ]; [, ]. 2. [ ]; [ ]; [ ]. Части сложного предложения осложнены. Или части БСП менее связаны между собой ( более близки к самостоятельным предложениям ). Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. Она состояла вся из роз и меда; на ней было самое яркое ситцевое платье с узором; руки и ноги покрывал густой золотисто- коричневый загар.

Мы ехали по распаханной равнине чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие тоже распаханные холмы. В дали голубей столбом крутился песок золотой звонков раздавались нестройные звуки пестрели коврами покрытые вьюки. З АДАНИЕ : 1 ВАРИАНТ – ВЫПИСАТЬ БСП С ЗАПЯТОЙ ; 2 ВАРИАНТ – БСП С ТОЧКОЙ С ЗАПЯТОЙ. Г РАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧИТЬ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПОДЧЕРКНУТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

Д ВОЕТОЧИЕ В БСП Схема Подставь союз Примеры 1] [ ] : [ ] пояснение а именно, то есть Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетенный, вышел на свет и цвел до морозов. (М.Пришвин) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)

Д ВОЕТОЧИЕ В БСП Схема Подставь союз Примеры 2] [ ] : [ ] дополнение что, как В первой части можно вставить глаголы речи, мысли, чувства ( услышать, увидеть, почувствовать) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица

Д ВОЕТОЧИЕ В БСП Схема Подставь союз Примеры 3] [ ] : [ ] причина потому что, так как Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие (Н.Чернышевский). Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (К.Паустовский).

111 1) Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды. 2)И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая! 3) Но вдруг пришло тепло, и теперь берега враждуют по-прежнему: один берег вода размывает, другой намывает. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Грушницкий принял таинственный вид: ходит закинув руки за спину и никого не узнает. 6) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.

Задание 1. Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть I в. а) раскрывает, поясняет содержание первой части; II в. б) дополняет смысл первой части; IIIв. в) указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Задание 1. Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть I в. а) раскрывает, поясняет содержание первой части; II в. б) дополняет смысл первой части; IIIв. в) указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

111 Проверка 1 вариант - 3,5 предложения 2 вариант – 2, 4 предложения 3 вариант – 1,6 предложения

111 Задание 2 Перепишите предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные знаки препинания. 1. Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами настоящая русалка (Лермонтов). 2. Коля смутился весь этот допрос был ему неприятен тягостен (Куприн). 3. Я закрываю глаза и тогда вижу вот я отворяю калитку вхожу в сад. 4. Только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг. 5. Вы видите первый луч упал на каменную ограду нагрел ее и от нее поднимается пар. (Паустовский ).

111 Задание 2 Перепишите предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные знаки препинания. 1. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (дополнение). 2. Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (причина). 3. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад (дополнение). 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг(причина). 5. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (дополнение ).

111 жрп Задание 3. 1 группа Упражнение 222 ( по учебнику). Опустить выделенные слова, расставить нужные знаки препинания. 2 группа Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП? 3 группа Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

111 жрп Возможные варианты предложений. 1. Луны не было на небе: она в ту пору всходила поздно(причина). 2. В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев( пояснение). 3. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь(дополнение). 4. Мы спали в палатке, не раздеваясь: дни стояли ясные, холодные (причина). 5. Погода была ужасная: весь день дождь лил как из ведра(пояснение).

Двоеточие в БСП ставится: Вторая часть раскрывает, поясняет содержание первого ( а именно, то есть ) Вторая часть раскрывает, поясняет содержание первого ( а именно, то есть ) Вторая часть дополняет смысл первой части (союзы что, как и глаголы речи, мысли, чувства ) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части ( потому что, так как) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части ( потому что, так как)