М. С. Горбачев К середине 80- х гг. СССР оказался в глубоком социально - экономическом и политическом кризисе. Пришедшее к власти после смерти К. Черненко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План урока Что такое перестройка? Новое политическое руководство. Причины перестройки. Этапы перестройки. Мероприятия и результаты. Политическая жизнь.
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ. На тему : М. С. Горбачев. Работу подготовила ученица 11 « А » класса Романова Юлия. Учитель – С. Ю. Гирагосова.
Советский союз. Причины распада и их последствия.
ПЕРЕСТРОЙКА ( гг.) ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ: гг гг гг.
Противоречия социально- экономического развития страны в 80-е годы ХХ века.
СССР в период «перестройки» (2 урок) Урок истории в 11 классе Учитель: Марущенко О.В.
История России ХХ век. Васильева Светлана Геннадьевна Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 15 г. Твери.
«СССР в годы перестройки» Презентация на тему: Выполнила студентка 1 курса гр. 1 – 3 Скворцова П.А 1.
Распад СССР План: ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЕ Причины Причины Причины Последствия Последствия Последствия Вывод Вывод Вывод источники источники источники.
Экономические реформы гг.. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ преобразования в системе управления экономикой, ведения хозяйства, путях и способах осуществления.
В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС признал необходим осуществлять подбор кадров на основе главного критерия – поддержки ими целей и идей перестройки. В
ТЕМА СССР - Россия в гг. Перестройка и новая Россия СССР - Россия в гг. Перестройка и новая Россия Богданова Фёдора Александровича.
ТЕМА СССР - Россия в гг. Перестройка и новая Россия СССР - Россия в гг. Перестройка и новая Россия Богданова Фёдора Александровича.
Экономьте время. Эту презентацию можно использовать на уроках истории в 9 и 11 классах в качестве наглядного материала. Каждый преподаватель может (в зависимости.
Новое политическое мышление и завершение «холодной войны» Выполнил: Николаева Татьяна, 9 а класс. Проверил: Стрельцова Ольга Владимировна.
ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985 – 1991 ГГ.) Хмара Ольга Васильевна, преподаватель истории Автономное учреждение профессионального образования Ханты - Мансийского.
Перестройка в СССР( ) Реформа политической системы Презентация группы «Реформаторы» 9 «г» класса.
Рыбицкая С.Н. учитель истории ГОУ СОШ 69 Санкт-Петербурга.
Тест по Истории России Тема «Становление российской государственности» 11 класс.
ГорбачевМихаилСергеевич Горбачев Михаил Сергеевич Родился 2 марта 1931, Привольное, Северо-Кавказский край Генеральный секретарь ЦК КПСС (11 марта 1985.
Транксрипт:

М. С. Горбачев К середине 80- х гг. СССР оказался в глубоком социально - экономическом и политическом кризисе. Пришедшее к власти после смерти К. Черненко правительство во главе с М. Горбачевым считало, что социализм не исчерпал своих возможностей. Однако политика демократизации ( перестройка ) привела не только к крушению самого режима, но и к распаду СССР. Внутри перестройки выделяют два периода : 1) гг. - период экономических и политических реформ, разрабатывавшихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования и директивного планирования ; 2) гг. - период демократизации и коренных перемен. Находясь на вершине власти, Горбачёв проводил многочисленные реформы и кампании, которые в дальнейшем привели к рыночной экономике, уничтожению монопольной власти КПСС и распаду СССР. Оценка деятельности Горбачёва противоречива. Консервативные политики критиковали его за экономическую разруху, развал Союза и прочие последствия перестройки. Радикальные политики критиковали его за непоследовательность реформ и попытку сохранить прежнюю центрально - планируемую экономику и социализм.

После январского (1987 г.) пленума ЦК в обиход окончательно вошла перестройка. В докладе Горбачева необычно резко прозвучали оценки исторического прошлого, усилились критические ноты в анализе положения, сложившегося на рубеже 70-х – 80-х годов. Пожалуй, впервые критике подверглось руководство страны в лице ЦК КПСС, которое в силу субъективных причин своевременно не оценило необходимость перемен, не поняло опасности нарастания кризисных явлений и не приняло необходимых мер, не сумев использовать возможности, заложенные в социалистическом строе. Остро критиковались негативные явления в социальной сфере: нерешенность вопросов жилья и продовольственного снабжения, медицинского обслуживания и образования, организации транспорта и пр. Много гневных слов было сказано об искажении принципа социальной справедливости, о нарушениях коренного принципа социализма – распределения по труду (причем на первый план в качестве злостного негатива выдвигалась уравниловка, иждивенчество). Из всего сказанного делался вывод, что необходимы перемены более глубокие, чем это представлялось в период апрельского пленума, а потому речь должна идти о мерах революционного характера. Именно после январского пленума идеологи обновления во весь голос заговорили о революционном характере перестройки, о революции сверху, а на Западе – о второй русской революции.

В 1985 г. М. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально- экономического развития страны, предусматривавший техническое перевооружение тяжелой промышленности и активизацию «человеческого фактора »: хозрасчет, материальная заинтересованность, приоритет развития социальной сферы, при сохранении обычных схем государственного управления (ведущая роль министерств и ведомств, ответственность предприятий за выполнение договоров, введение госприемки продукции, др.). Были изданы законы о бригадном подряде в 1986 г., а в 1988 г. о кооперации в СССР. Но они оказались малоэффективными. В свою очередь нарастание кризисных явлений в экономике привело к радикализации реформаторской деятельности правительства. В 1989 г. был издан закон об аренде и арендных отношениях. В 1990 г. - закон о малых предприятиях с юридическим статусом и хозяйственной самостоятельностью, акционерных обществах, коммерческих банках. Это привело к росту негосударственных предприятий, были созданы условия для роста коммерческих структур. Однако рыночные механизмы не могли эффективно действовать в условиях сохранения прежней системы. В стране начался нерегулируемый кризис. Экономические преобразования и перевод промышленности на рыночные отношения при сохранении госконтроля и хозяйственной регламентации привели к спад)/ производства. Падение производства привело к снижению жизненного уровня населения. Пытаясь преодолеть кризис, правительство пошло на увеличение денежной массы. Эти факторы способствовали инфляции увеличению дефицита. Были введены карточки на некоторые товары, появилась безработица.

Параллельно с экономическими изменениями началось реформирование политической сферы. Объявление гласности, смягчение цензуры, возвращение из ссылки диссидентов стали началом новых преобразовании. В 1988 г. была проведена политическая реформа, согласно которой новым высшим органом законодательной власти должен был стать Съезд народных депутатов. На I Съезде сформировалось два противоборствующих блока - демократы и коммунисты. Из числа депутатов были сформированы Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал сам М. Горбачев. Важным шагом стала отмена 6-й статьи Конституции о «главенствующей роли КПСС», что привело к возникновению альтернативных политических партий. В структуре исполнительной власти наиболее существенной реформой стало введение в 1990 г. института президентства. Первым президентом СССР стал М. Горбачев. При президенте (СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский Совет. В 1991 г. были проведены выборы президентов в большинстве республик. Президентом РСФСР в 1991 г. стал Б. Ельцин, вице-президентом А. Руцкой. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР -М. Горбачева.

Внешняя политика СССР в гг. соответствовала концепции «нового мышления» М. Горбачева, согласно которой во внешнеполитической сфере приоритетное внимание отводилось одобрению общепринятых мировых норм морали, невмешательству в дела других государств, признанию необходимости деидеологизации международных отношений. Конкретные шаги Советского правительства по реализации данных задач заключались в ведении моратория на испытание ядерного оружия в СССР ( ). В гг. в ходе советско-американских переговоров был подписан ряд двусторонних договоров о сокращении РСМД (ракет средней и малой дальности). В гг. был начат вывод войск из Афганистана. В марте 1991 г. ликвидирован Варшавский Договор, за которым последовал вывод советских войск из некоторых восточноевропейских государств и осуждение предшествующего вмешательства СССР в события 1956 г. в Венгрии и 1968 г. в Чехословакии. Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубежных поездок. На Дальнем Востоке нормализовались отношения с Китаем, Японией и Южной Кореей. В ближневосточной политике СССР проявил активное участие в осуждении агрессивных действий Саддама Хусейна (Ирак) против Кувейта, осуждении международных террористических действий ливийского лидера Каддафи, др. Таким образом, значение внешней политики СССР на этом этапе заключалось в обеспечении благоприятных возможностей для решения внутренних проблем, уменьшении угрозы ядерной катастрофы.

Борьба сторонников и противников реформ нашла выражение в августовском путче 1991 г. Причины путча заключались в падении КПСС и ее структур, укреплении суверенитета республик, ухудшении социально-экономической ситуации, политической нестабильности, неспособности лидера создать новую вертикаль власти взамен изжившей себя партийной. Возглавили переворот вице-президент СССР Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго, министр обороны Д. Язов, др. Целью ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) было восстановление прежнего режима, ликвидация многопартийности, демократии и коммерции. Переворот 22 августа 1991 г. был крайне неорганизован, не подготовлен и не поддержан большей частью населения, что привело к поражению ГКЧП. Результатом перестройки, экономических и политических кризисов стало усиление сепаратизма властей в республиках, приведшее к распаду СССР. 8 декабря 1991 г. Б.Ельциным (Россия), Л. Кравчуком (Украина) и В. Шушкевичем (Белоруссия) были подписаны «беловежские соглашения» о прекращении действия договора об образовании СССР, вместо которого было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). К СНГ" присоединились и другие республики, кроме прибалтийских.

Перестройка была воспринята значительной частью общества как долгожданное событие, как возможность реализовать надежды поколений. Сложность и противоречивость такого масштабного исторического процесса, как перестройка, приводит к тому, что около четверти опрошенных от определения своего отношения к конкретным явлениям и процессам перестройки уходят, занимая позицию « сложно сказать, есть и плюсы и минусы ». Среди тех же, кто готов высказаться более однозначно, отношение к Горбачеву и перестройке во многом связано с тем, как они оценивают наиболее значимые события и процессы того времени. Здесь опросы фиксируют любопытный парадокс : в целом позитивное отношение к конкретным изменениям, произошедшим в те годы, на фоне в целом негативной оценки итогов перестройки и деятельности ее « главного архитектора ». Россияне, в частности, отмечают позитивный вклад Горбачева в прекращение холодной войны СССР с Западом, в освобождение от советского диктата стран Центральной и Восточной Европы. Среди положительных изменений внутриполитической жизни называются развитие частного предпринимательства и возможность зарабатывать без ограничений ; развитие политических прав и свобод граждан. Скорее со знаком плюс – хотя и не так единодушно – оценивают люди рост гражданской активности населения, появление новых политических и общественных организаций ; отмену цензуры в литературе, кино ; ослабление государственного контроля над частной жизнью граждан ; конверсию военного производства.

Позитивно итоги перестройки оценивают прежде всего молодые и высокообеспеченные россияне. В частности, среди хорошо и очень хорошо обеспеченных респондентов доля считающих, что перестройка принесла России больше пользы, заметно превосходит долю придерживающихся противоположной точки зрения. Есть и конкретные претензии непосредственно к « отцам - основателям » перестройки и прежде всего Горбачеву в плане того, что преобразования в стране начались без осмысленного плана действий, четкой программы реформ. Около четверти опрошенных (24%) убеждены, что Горбачевым и его соратниками двигало стремление демонтировать социалистический строй и открыть путь для капиталистического развития страны. Примерно столько же (23%), напротив, уверены, что Горбачев стремился к реформированию социализма. Однако, с точки зрения относительного большинства россиян (37%), президент СССР действовал по обстоятельствам, не имея ясных целей, и плыл, что называется, по течению, в результате чего правильные по своему замыслу преобразования закончились развалом страны. И перестройка и Горбачев продолжают вызывать противоречивую реакцию общества, столкновение различных точек зрения. Большая часть наших сограждан полагают, что перестройка в истории России – это неудачный, провальный эксперимент, чрезмерно дорого стоивший и мало что принесший позитивного нашей стране. Существенно меньшая часть россиян стоит на позиции, что в отечественной истории перестройка – это незавершенный прорыв в будущее страны, время духовного подъема общества. Учитывая, что положительную роль перестройки и Горбачева чаще всего отмечают более молодые и материально обеспеченные респонденты, можно предположить, что отношение к этому явлению и этой фигуре со временем будет меняться в лучшую сторону.

Политические партии России : история и современность./ Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. – М.: Российская политическая энциклопедия ( РОССПЭН ), – 631 с Жуков В. Ю. новейшая история России : перестройка и переходный период. 1985–2005: Учеб. пособие для студ. всех специальностей и форм обучения / СПбГАСУ, – СПб., – 185 с Согрин В. Перестройка : итоги и уроки // Общественные науки и со - временность Всероссийский центр изучения общественного мнения ( ВЦИОМ ): Горбачев и перестройка 20 лет спустя, Информационный материал 2006 г. daty/item/single/2362.html?cHash=9cb741587e&print=1&no_cache=1