Выступление на конференции Новиковой С.Н. - учителя биологии МБОУ Поселковая СОШ Август 2013 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Advertisements

Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Психологические особенности подросткового возраста.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Подготовила учитель английского языка I квалификационной категории Чаплыгина И.И. Балашов, учебный год «Что такое интегративный курс» Муниципальное.
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС. Мы рассмотрим содержание следующих понятий: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Транксрипт:

Выступление на конференции Новиковой С.Н. - учителя биологии МБОУ Поселковая СОШ Август 2013 год

«Междисциплинарное знание – одна из ключевых компетенций современного человека» Мир, в котором мы живем, сложен и необъясним, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понять его, нужны такие знания, которые ребенок получает не изучая не отдельные школьные предметы, а в тесной взаимосвязи. Одно из главных задач современного человека является овладение системным знанием о мире и умениями применять его в конкретной ситуации, в постоянно изменяющихся условиях и практической деятельности, то есть быть компетентным в любых жизненных обстоятельствах.

Ключевая компетенция – это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации до определенной степени универсальным. Быть компетентным – это, значит, владеть не только предметными специфическими умениями и навыками, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные знаниями, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. Универсальными являются т.н. ключевые компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарный, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы). Ключевая компетентность выпускника школы представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно- технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.

Ключевые компетенции Социально-трудовые (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. Ценностно-смысловая – умение адекватно оценивать свои способности и возможности.

Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём Ценностное отношение и интерес к учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи. В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы "почему?, "зачем?, "в чем причина?, "как это устроено?, осознавать свою роль и предназначение в нем - "а я смогу так?, "как это сделать?), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека. Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией.

Мотивационный компонент: направленность личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми. Когнитивный компонент: знания об основных ценностях, высокий уровень эмпатии, степень независимости и самостоятельности в своих поступках, принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми. Инструментально-операциональный: овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, выявлении личностных смыслов, рефлексии своих действий и поступков. Составляющие ценностно-смысловой компетентности

Редко можно найти учителя, который не стреми Редко можно найти учителя, который не стремилося бы «давать знания» детям. Но какую бы «модную» технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят «брать» эти знания. Почему?.. лося бы «давать знания» детям. Но какую бы «модную» технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят «брать» эти знания. Почему?.. Познание реальных образовательных объектов приводит учеников к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания (греч. meta - означает "стоящее за"). На мета предметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов - категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определённые области реальности. Такие фундаментальные образовательные объекты, как слово, число, знак, традиция выходят за рамки отдельных учебных предметов и оказываются мета предметными. Метапредметный уровень познания

Биология - это наука о природе. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗИКА ГЕОГРАФИЯ ХИМИЯ ИСТОРИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД БИОЛОГИЯ

Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке. А раз урок наш необычный, то и начнем мы его необычно – с песни. Звучит фонограмма песни ВИА «Земляне» «Трава у дома». На экране – фото Земли из космоса. Урок по природоведению в 5 классе Тема: «Уникальность планеты Земля» Учитель. А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания? Сейчас вы отправитесь в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность существования человека, животных и растений на них. -Первая команда – «Земляне» - полетят на Меркурий; вторая – «Россияне» - на Венеру; третья команда – «Азовчане» - отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Ролевая игра «Космическая экспедиция» "Будь свободен! Просторы Вселенной твой дом изучай!"

«Жизнь. Основные уровни организации живой природы. Основные признаки живых организмов». Урок по биологии для 9 классов на тему: «Жизнь. Основные уровни организации живой природы. Основные признаки живых организмов». Науки, изучающие уровни организации жизни 1. Биохимия, биофизика (молекулярная биология) 2. Цитология 3. Ботаника, зоология, анатомия, микробиология, вирусология 4. Биогеография, генетика, дарвинизм 5. Экология Самый древний уровень, здесь проходит граница между живым и неживым.

Тема урока: «Нуклеиновые кислоты» Задача на комплементарность: Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Т А Ц Г А Т. Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК. Решение: 1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т 2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А

Уроки биологии в 6 класс Корень – орган минерального питания растений

Глицерин и жирные кислоты эпителий ворсинки жир, характерный для человеческого организма жир + белки транспортная форма жира липопротеиды лимфатический капилляр подкожная клетчатка кровь печень Жиры Глицерин + Жирные кислоты + Ет t 38º C, рН>7 Тема « Обмен веществ. Обменные процессы в организме»

Лабораторные и практические работы Лабораторная работа в 6 классе: «Строение корневых систем». Рассмотрите растение. Определите, какие органы оно имеет Какие функции они выполняют? Рассмотрите растения. Сравните их корневые системы. Определите, какая из этих корневых систем стержневая, а какая - мочковатая? В чем их отличие?

Алгоритм решения задач по генетике Дано: Ген Признак Решение: А - жёлтый цвет Р: АА х а а - зилёный цвет жёл зил Р - АА х а Гаметы: А а _____________________ F1: Аа : Аа : Аа : Аа Фенотипы и генотипы F1 - ? все жёлтые (100%) F2 - ? Р: Аа х Аа жёл жёл Гаметы: А и а А и а F2: АА Аа Аа а ж ж ж з 75% жёлтые, 25% зилёные 3 : 1 Мейоз, в каждую гамету (n) попадает только один ген из пары..

При проведении уроков я часто использую презентации уроков, которые можно использовать в качестве одной из форм чтения лекции или изучения нового материала. Эффектный показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями, могу приостановить показ «слайдов», более подробно остановиться на важном материале, не показывать все «слайды» сразу. Можно включить в презентацию урока различные рубрики, например: «Вспомни и повтори», «Это интересно» и т. д. Последняя страница презентации – это тестовое задание по изученной теме, которое тут же проверяется. У учащихся появляется возможность оценить свои учебные достижения, и определить сферу своих интересов и возможностей. Это способствует формированию ценностно-смысловой компетенции. Такая форма проведения урока более эффективна, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, учит делать выводы.

ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение) -наука о наследственности и изменчивости организмов Генетика рассматривает носители наследственности – хромосомы и гены. Эта наука увлекает своей логикой, загадочностью явлений, практической значимостью открытий, захватывающим духом перспектив. Значение генетики в современном мире: а) для решения проблем медицины; б) в сельском хозяйстве; б) в сельском хозяйстве; в) в микробиологической промышленности и биотехнологии. в) в микробиологической промышленности и биотехнологии.

Учитель должен научить детей решать проблемы не только в учебной, но социальной деятельности. Коллективное выдвижение целей в начале урока или перед решением учебной задачи. Коллективное подведение результатов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи). Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся. Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент. Проблемно-модельное обучение моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры. Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки. Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения. Учебные задачи с избыточным условием. Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации. Метод кейсов ( ситуационный семинар, решение ситуационных задач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс- пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания. Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико- ориентированные проекты. Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст. Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока. Методы формирования ценностно-смысловой компетенций.

Методы обучения Обучение в сотрудничестве, Обучение в команде, Работа в группах постоянного и сменного состава Различные виды зачетов, тесты для подготовки к ЕГЭ, итоговые творческие работы.

Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через организацию школьной жизни, через её связь с другими важными сторонами жизни учащихся. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии: учебных предметов одной образовательной области; учебных предметов различных образовательных областей; классно-урочной и внеурочной/ внеклассной деятельности по предмету; основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, студии, секции, мастерские, и т.д.); учебной деятельности по предмету и внеучебной деятельности учащихся и классного коллектива; школьной и внешкольной деятельности учащихся.

Единственный путь ведущий к знанию – это деятельность! Микроскоп – прибор открывающий невидимое А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии ?

лабораторная работа по теме: «Строение растительной клетки» 1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3. При помощи зубочистки осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. 4. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте, окрасьте его каплей раствора йода 5. Покройте кожицу покровным стеклом.

Лабораторные и практические работы

Число пульсовых ударов в 1 мин при покоепосле 10 приседаний в положении сидяв положении стоя Лабораторная работа «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки» Оборудование: часы с секундной стрелкой. Цель работы Научиться подсчитывать пульс. С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращен сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условие Порядок работы Ответьте на вопросы: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин: а)в положении сидя, б)в положении стоя, в)после 10 приседаний. Отчетное задание Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота ударов. 2. Заполните таблицу: 3. Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.

Комплексная экскурсия в природу "Люблю тебя, мой край родной" Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей.

Перспектива педагогической деятельности на уроках биологии - необходимость продолжения работы по переходу на компетентностный подход к образованию, который на первое место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях, таким образом формируя у него естественнонаучную картину мира.