Цель урока : Познакомить учащихся с новой физической величиной - массой, единицами ее измерения и способами ее нахождения, показать практическую значимость данной темы
Задачи урока : ввести понятие массы как меры инертности тел; познакомить учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела; познакомить учащихся с различными видами весов; закрепить умение использовать измерительные приборы; проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач; подготовить учеников к выполнению лабораторной работы.
Кластер « Масса »:
Повторим : Какие опыты показывают, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел ? Примеры : рис.1 рис.2
Повторим : Объясните по рисункам: Почему в первом случае скорость тележки не изменилась, а во втором изменилась?
Повторим : Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос : Одинаковы ли скорости взаимодействующих тел ? Ответ обоснуйте.
Тема урока : Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела.
Инертность - свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии Примеры: Инертность железнодорожных составов столь велика, что время торможения поезда достигает 1–2 минут. За это время поезд, скрежеща тормозами, проедет около 1–2 км! Масса пешехода в несколько десятков раз меньше массы автомобиля, поэтому время торможения машины во много раз больше, чем у пешехода
Масса-мера инертности Международный эталон килограмма, хранится в Международном бюро мер и весов весов ( расположено в Севре Севре близ Парижа ) и представляет Парижа собой цилиндр диаметром и цилиндр высотой 39,17 мм из платино - иридиевого сплава (90 % платины, 10 % иридия ).
Килограмм является единственной из основных единиц системы СИ, которая используется с приставкой (« кило », обозначение « к »). приставкой 1 кг 1000 г 1 мг 0,001 г 1 ц 1 ц 100 кг 1 т 1 т 1000 кг
Копия эталона 20 ( хранится в США ): Были изготовлены 80 точных официальных копий международного эталона, которые используются как национальные эталоны килограмма
Способы измерения массы : Сравнение скоростей тел при взаимодействии с эталоном Взвешивание – измерение массы тела с помощью весов
Правила взвешивания Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т. п. Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую. Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
Виды весов : школьные, магазинные, бытовые
Виды весов : крановые, детские, вагонные, кухонные, аптечные
Скандинавский безмен с неравномерной шкалой
Римские весы с равномерной шкалой :
Внесистемные единицы измерения массы: Пуд = 40 фунтов = 16,38 кг Берковец = 10 пудов = 163,8 кг Золотник = 96 долям = 4,27 г Карат = 0,2 г
Закрепление 400 г = ? 22 г 500 мг = ? 1500 мг = ? 0,3 т = ? 7,5 ц = ? 2500 г = ? 0, 07 т = ? 60 ц = ? 2 пуда = ? 100 карат = ? Переведите в СИ :
Закрепление Из неподвижной лодки массой 100 кг прыгает мальчик массой 40 кг со скоростью 2,5 м / с. Какова скорость лодки после прыжка ? Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири ? Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха ? Изменяется ли масса вещества, когда вода превращается в лед или пар ?
Закрепление : Что имеет большую массу : пуд железа или пуд пуха ? Сравни массы : трактор ДТ -75 – 6 т трактор К -700 – кг Как опытным путем сравнить массы двух тел без весов ? Угадай ребус : Ответ : пуд,,,
Домашнее задание : § 19, 20 Упр.6, с.46 С.161,л/р 3, познакомиться с содержанием. *Подготовить мини- сообщение об истории применения внесистемных единиц измерения массы.