Что изучает экономика. Потребительские движения. Возникновение и становление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое экономика Экономика – способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для потребления.
Advertisements

(C) ПТПЛ, 2004 Что такое экономика (C) ПТПЛ, 2004 …Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита.
«Защита прав потребителей» Основные понятия.. Наша жизнь это сложный клубок прав и обязанностей, причем права одних лиц чаще всего становятся обязанностями.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЙ.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Европейский Союз. Европейский Союз (European Union) крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического.
Экономика как наука Экономика – это хозяйственная система, обеспечи- вающая удовлетворение потребностей людей и обще- ства путём создания и использования.
Подготовил: Мартынов Игнатий ученик 8 «А» класса Богородицкая Т.И. учитель истории.
Лексикографический портрет слова экономика. Выполнен Учеником 5-б класса Айриевым Арменом Учеником 5-б класса Айриевым Арменом Учителем русского языка.
План урока Что такое экономическая наука? Основные виды ресурсов экономики. Из чего состоит экономика. Основные понятия темы.
Урок по обществознанию в 8 классе учитель Василёнок Виктория Владимировна МОУ СОШ 36 г. Калининграда.
Экономическая сфера общества. Собственность и её формы. « Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы» Анн Тюрго.
Презентацию выполнили студенты группы 9 По 101: Штельтер Никита Куценко Алексей Поморов Никита.
Европейский Союз Работу выполнили: Бергунова Наталья Гречина Мария Егорова Любовь.
План урока: 1.Что такое экономика. Некоторые понятия экономики, встречающиеся в вопросах ЕГЭ. 2.Основные виды ресурсов экономики. 3.Структура экономики.
11 класс (базовый уровень) Экономика и экономическая наука. Урок учителя истории и обществознания МОУ СОШ 78 Г. Краснодара Недельской Олеси Сергеевны.
Экономика как наука и хозяйство Автор – Татьяна Васильевна Паккарь, учитель высшей категории ГБОУ СОШ 28 ВО района Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ 28 ВО района.
Экономика отрасли, организация, планирование и управление производством Автор: доктор PhD, Епанчинцева С.Э. кафедра «Экономика и менеджмент» Лекция 1 Производство:
Общая характеристика системы образования Российской Федерации 1.
Кто нас защищает? (Государственные органы защиты прав потребителей).
Транксрипт:

Что изучает экономика. Потребительские движения. Возникновение и становление.

Название этой науки, было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство «номос» - закон, т.е. «экономика» - в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Что такое экономика?

В IV веке до н.э. древнегреческий ученый Ксенофонт написал книгу «Ойкономия» (от слов ойкос – дом, хозяйство и номос – правило, закон), где изложил разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.

В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании. Аристотель назвал ее крематистика (от слова крема – имущество, владение), то есть наука о том, как нажить состояние, обогатиться любыми способами.

Через две тысячи лет после Ксенофонта и Аристотеля вновь возникла наука о богатстве и обогащении, она получила название «политическая экономия» (наука о разумном ведении государственного хозяйства).

Экономика Экономика – способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для потребления. Что такое экономика?

Экономика Экономика обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

Связь экономики с другими науками

Экономика Экономика – это наука об основах ведения хозяйства. Хозяйственная деятельность Хозяйственная деятельность – это деятельность людей, направленная на обеспечение материальных условий жизни.

Для осуществления хозяйственной деятельности необходимо решить: 1. Что? 2. Как? 3. Для кого?

микроэкономика микроэкономика макроэкономика макроэкономика

Микроэкономика – это наука о потребителях и фирмах. Микроэкономика изучает деятельность предприятий, домашних хозяйств, отдельных отраслей в пределах страны.

Макроэкономика изучает хозяйство в целом, то есть общие черты национальной экономики (безработица, денежная система и инфляция, внешняя торговля, экономический рост).

Потребитель Государство Производитель Посредники

Основы потребительских знаний ХХІ век Украина начинает в условиях, которые в ближайшее время будут непосредственно влиять на экономические интересы большого количества отечественных товаропроизводителей и граждан потребителей товаров и услуг. Главной особенностью нашего времени - активные экономические и социальные процессы, направленные на интеграцию экономики страны в мировое содружество. В то же время происходят важные изменения и в отечественном законодательстве, его адаптация к требованиям высокоразвитых стран мира.

Известно, что самостоятельно потребитель не в состоянии защитить себя от некачественных товаров и услуг, деятельности монополистов, недобросовестных производителей и продавцов. Ему нужна поддержка со стороны государства и потому главное задание государства обеспечить надежную защиту интересов и прав населения. Основы потребительских знаний

Потребительские движения. Возникновение и становление.

Потребительские движения Потребительские движения – это организованное движение потребителей по защите своих интересов. Возникло в 60–80 гг. ХIXст. «консьюмер» Он получил в зарубежных странах название «консьюмеризм» (от латин. «консьюмер»потребитель).

США Начинался консьюмеризм в США, когда на рынок вышли первые компании по защите прав потребителей, которые пытались защитить потребителей от железнодорожных монополий, которые завышали цены на перевозку пассажиров и грузов. В итоге удалось достичь того, что государство начало контролировать железнодорожные тарифы, создав специальный орган сенатскую Комиссию по торговле между штатами. В 1899 г. в США была создана Национальная лига потребителей.

США В начале ХХ ст. борьба за права потребителей разгорелась вокруг законодательства о контроле за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Союз потребителей В 1935 г. был создан Союз потребителей, который насчитывает сегодня в своих рядах свыше пяти миллионов человек. Национальная ассоциация потребителей. В 1936 г. в США появилась Национальная ассоциация потребителей.

США На государственном уровне признание, поддержку и развитие это движение в первый раз получило в США после принятия в 1962 г. соответствующего постановления президента США Дж. Кеннеди. В настоящем законодательном акте были закреплены права граждан на безопасность товаров и услуг, выбор товаров, возможность получать достоверную информацию о них, а также право отстаивать свои потребительские интересы.

США 15 марта 1962 г. президент США Дж. Кеннеди направил к Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. Организация Объединённых Наций впоследствии объявила 15 марта Всемирным днем защите прав потребителей.

США В 1968 г. разрозненные общенациональные и местные организации объединились в Американскую федерацию потребителей со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основная цель координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров и услуг, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо. В США был положено начало массовому движению защиты прав потребителей, который в настоящее время существует в свыше 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.

Начиная с 60-х годов ХХ ст. это движение распространилось во многих странах Европы и в настоящее время имеет огромное значение во всех сферах общественной и политической жизни, экономики многих стран мира. Международной организации потребительских союзов (МОСС). На международном уровне движение по делам защиты прав потребителей привело к созданию в 1960 г. Международной организации потребительских союзов (МОСС). Ее учредили потребительские союзы пяти стран: США, Великой Британии, Бельгии, Нидерландов, Австрии. Членами МОСС могут быть частные независимые и государственные организации, которые занимаются защитой прав потребителей.

Европа Потребительский Совет Норвегии Первой организацией, которая осуществляла защиту прав потребителей в странах Западной Европы, была Потребительский Совет Норвегии общая организация потребителей Норвегии, основанная в 1953 г., которая работала с широким кругом потребительских вопросов. Деятельность Совета охватывала юридические и экономические проблемы, а также была направлена на защиту вопросов, которые касались товаров и услуг.

Европа В 1954 г. был создан Нидерландский союз потребителей независимая организация, которая тесно взаимодействовала с государственными органами по вопросам экономики, здравоохранения, экологии и безопасности товаров. Главным заданием Нидерландского союза потребителей было обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.

Европа В 70-х годах ХХ ст. в Великой Британии было образовано несколько организаций, которые занимаются проблемами потребителей. В 1973 г. созданные Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей.

Европа Двумя годами позже был основан особенный орган, который осуществлял защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти Национальный потребительский совет. Эта организация сыграла большую роль по делу образования граждан в потребительских вопросах, ежегодно проводить конгрессы потребительских организаций. В тоже время в Великобритании появились потребительские добровольные организации и основан специальный журнал для потребителей «Which?». В стране созданы консультативные бюро, которые помогают гражданам во многих потребительских проблемах.

Европа В Германии в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства и здравоохранения работают специальные отделы, которые помогают в разработке законов, которые регулируют потребительскую сферу. Под председательством министра экономики действует межведомственный Комитет по проблемам потребителей. На местах функционируют потребительские центры, которые имеют консультативные бюро во многих городах.

Европа В Швеции с 1971 г. основана должность омбудсмена по защите прав потребителей. Он назначается на определенный строк законодательной властью государства. Институт омбудсмена впервые был создан в 1810 г. именно в Швеции и является службой, которую возглавляет независимая должностная персона высокого ранга. Этот человек принимает жалобы на государственные органы, чиновников, нанимателей или действует по собственному усмотрению и проводит расследование, рекомендует корригирующие действия и представляет информацию власти о своей деятельности.

Европа Идея защиты прав потребителей, не только на национальном уровне стран-участниц ЕС, но и на международном, возникла в 1961 г., когда впервые представители национальных организаций по защите прав потребителей создали специальный орган Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕС была внедрена в 1975 г. после принятия Первой программы действий по защите прав потребителей.

СССР В прежнем СССР не существовало единой государственной политики, а также специализированных ведомств по защите прав и интересов потребителей. Первые общественные консьюмерские организации в СССР возникли в конце 80-х годов ХХст. во время внедрения рыночных реформ. Первые государственные консьюмерские учреждения, а также первые законы по защите потребителей начали появляться уже в 90-х годах ХХ ст. в новых независимых государствах.

СССР Исторической предпосылкой появления консьюмеризма в СССР стали определены достижения в отрасли управления и создание систем качества. С 1978 г. Госстандартом были разработаны и утверждены Основные принципы «Единой системы государственного управления качеством продукции». Широко распространенным в ые гг. ХХ ст. стал «Знак качества», которым помечали отечественные товары. Так, на 1 июля 1981 г. Государственного «Знака качества» были удостоены наименования промышленных изделий.

СССР Важной предпосылкой зарождения консьюмеризма в СССР стал и опыт определенных контролирующих структур, которые осуществляли проверку качества продукции, контролировали соблюдение правил торговли, общественного питания, быту. Эти проблемы в той или другой степени решали государственные органы, государственно общественные органы, профсоюзные и другие организации, деятельность которых организовывалась и контролировалась единственным полновластным органом правящей партией.

СССР Могучим толчком для возникновения консьюмеризма в СССР стало растущее влияние консьюмерского движения в развитых странах, а также формальное определение Советским Союзом (в том числе Украиной и Беларусью как членами ООН) Общей декларации прав человека ООН и Управляющих принципов ООН на защиту интересов потребителей. Первые объединения по защиты прав потребителей появились в Ленинграде и Москве осенью в 1988 г., следомв Киеве, Челябинске, Минске, Новосибирске, Воронеже, Риге, Вильнюсе.

СССР В декабре 1989 г. около сорока реально существующих местных клубов, обществ, союзов, ассоциаций потребителей объединились в Федерацию обществ потребителей СССР. Из первых же шагов Федерацией был принят курс на автономию ее составных частей. Решения Федерации носили не директивный, а рекомендательный характер. Она не руководила, а координировала усилия, помогала обмену опытом, методиками защиты прав потребителей.

СНГ В начале 1992 г., в связи с распадом СССР, Федерация обществ потребителей СССР была преобразована в Международную Конфедерацию обществ потребителей (КонфОС). Реализуя на практике фундаментальный принцип международных консьюмерских организаций, КонфОС стала независимой, неправительственной, неприбыльной международной организацией. Она не получает государственных субсидий, спонсорской поддержки от коммерческих структур. Принцип ее роботыникакой политики.

СНГ Состав Конфедерации постоянно обновляется. Заодно она объединяет национальные консьюмерские организации стран СНГ (Беларуси, Армении, Туркменистана, Российской Федерации), а также около пятидесяти региональных обществ потребителей (областных и местных). От Украины к КонфОС входят Одесская, Днепропетровская, Харьковская, Донецка области, а также Киевская городская организация «Защита потребителя».

СНГ Важную помощь КонфОС оказывают опытные консьюмерские организации Великой Британии, Германии, США. Заслуживает на внимание также помощь, которая предоставляется молодым независимым государствам со стороны Европейского Союза. В частности, разработана Программа Технической помощи в отрасли защиты прав потребителей, которая финансируется Программой TACIS.

СНГ TACISэто программа, которая реализуется с 1991 г. и внедренная для 12-ти стран прежнего Советского Союза. Цель TACISспособствие развитию гармоничных и крепких экономических и политических связей между Евросоюзом и странами-партнерами, а также поддержка усилий стран-партнеров в создании общества, основанного на политических свободах и экономическом процветании. TACIS реализует эту цель путем предоставления субсидий, поддерживая таким образом процесс демократизации общества и перехода к рыночной экономике.

СНГ Важным следствием сотрудничества с международным консьюмеризмом стало также подписание между органами Евросоюза и правительствами стран-членов СНГ Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В 1994–1995 г. были согласованы два долгосрочных проекта консультаций с Европейской службой экспертизы с целью сделать определенный вклад в развитие законодательства в сфере защиты прав и интересов потребителей.

СНГ Одним из важнейших направлений консьюмерского сотрудничества в рамках СНГ является проведение согласованной политики в отрасли стандартизации и сертификации. Так, в марте 1992 г. Председателями Правительств стран-членов СНГ было подписано Соглашение о проведении согласованной политики в отрасли стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с этим Соглашением был создан Международный Совет стандартизации, метрологии и сертификации (МДР), заседания которого происходят дважды на год.

Подведение итогов. Домашнее задание. Выучить конспект. Подготовить сообщение на тему: Потребительские организации в США Потребительские организации в Великой Британии Потребительские организации в Германии, Швеции, Нидерландах. Потребительские организации в СССР, СНГ. Потребительские организации в Украине