Два основных методологических подхода 1.Историческая типология(диахронический аспект): различные модели исторической типологии культуры: А. Этнографическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Advertisements

Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
+ – «ДА» 0 – «Нет» о + о о.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Транксрипт:

Два основных методологических подхода 1. Историческая типология(диахронический аспект): различные модели исторической типологии культуры: А. Этнографическая типология. Возраст человечества. Б. типология на основе материалов и технологий, используемых человечеством: каменный век, медный, бронзовый, железный. В. формационная типология. К.Маркс, Ф.Энгельс. Г. стадиально-цивилизационная. Морган, Тоффлер. Д. типология Г.Мак-Люэна( изменение средств и способов общения: дописьменные, письменные, экранные). 2. Пространственная типология (география культуры): Цивилизацонная. Дихотомия Запад-Восток, Север-Юг. 3. «Осевое время» К.Ясперса как основа типологии культур.

1. Циклическая А. интроверсия (маятник: рел-ть – атеизм) Б. концепции локальных цивилизаций. 2. Линеарная: А. В контексте общественного прогресса, эволюционизма Б. реверсивная (обращение в прошлое. Руссо) В. девиантная ( в рамках неоэволюционизма: ствол ветвящегося дерева. Л.Уайт). Г. волновая( сочетание циклической и линеарной. Н.Кондратьев, Э.Тоффлер, Ю. Лотман,Ю.Яковец. Д. синергетическая( самоорганизация систем): Г.Хакен, И.Пригожин. Е. Ризома. Постмодернизм: сочетание всех форм динамики культуры эклектический. Беспорядочное распространение: вверх, вниз, в сторону, назад. Ж.Делёз, Ф.Гваттари Дихотомия

1. Инновации – внедренное новшество, результат интеллектуальной деятельности, творчества. 2. Традиция и культурное наследие. Культурное наследие как сумма всех культурных достижений данного общества. Его охрана – важная часть деятельности ЮНЕСКО. 3. Диффузия культуры(вертикальная, горизонтальная) и культурные заимствования( прямой и косвенный характер). 4. Синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое явление( европ к-ра: хр-во+античность+к-ра герм племен). Симбеоз: элементы остаются обособленными.

Сыма Цань Полибий Цикличность в понимании истории Ретроспективность Приоритет прошлого Локальность

Переход от цикличности к линеарности, векторность Единая общечеловеческая культура Прогрессивный характер развития культуры Европоцентризм

Жан Мари Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Вся история человечества делится на 10 эпох В основе деления - достижения человечества Единство человеческого рода

1. Культура – реализация Мирового разума, Мирового духа 2. Каждая культура – ступень Мирового духа, стремящегося к полному осуществлению в условиях свободы 3. Критерием развитие культуры является степень осмысления и достижения свободы. Фридрих Гегель 3 типа культуры: Восточный мир, Греко-римский мир, Прусский мир

Материалистическое понимание истории ( В основе общественно - экономической формации ….) Диалектическое единство производительных сил и производственных отношений Вся история – смена общественно - экономических формаций Карл Маркс Фридрих Энгельс формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая

В « осевое время » формируются духовные основы человеческой культуры : а ) Переход от мифологического мышления к теоретическому б ) Появление монотеистических и мировых религий Осевые народы – Китай, Индия, Иран, Иудея, Греция. Закладываются основы мировых религий Вся история – единство локальных историй Карл Ясперс

Характерные черты: Множественность культур Равенство культур Цикличность О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский

« Цивилизация » - наиболее творческий период развития культурно - исторического типа. Все культурно - исторические типы делит на : положительные, отрицательные, этнографический материал. Положительные культурно - исторические типы в зависимости от достижений в области : Религиозной, Собщественно культурной ( наука, искусство ), Политической Социально - экономической Дел я тся на 4 типа : (1822 – 1885)

1) Первичные ( Без ведущего начала определяющего их смысл ): Египет, Иран. 2) Одноосновные ( Выраженное начало, определяющее развитие цивилизации ). Еврейская цивилизация - религия. Др. Греция - искусство, др. Рим - государство, право. 3) Двухосновные ( два начала - европейская культура : политика, искусство ). 4) Четырехосновная ( В гармони развиваются 4 е начала : политика, культура, религия, экономика - славянская цивилизация как гипотетическая ). Прогресс цивилизации не в том, чтобы идти в едином направлении, а чтобы проходить равные расстояния. Любая цивилизация имеет право на существование, ценна своеобразием. 10 цивилизаций : египетская, китайская, ассиро - вавилоно - финикийская, она же халдейская, или древнесемитическая, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитическая, или аравийская, и германо - романская, или европейская.

Полилинейность развития культуры Равенство культур Циклический характер развития культур В основе культуры – уникальная душа Цивилизация – последняя стадия развития культуры В истории человечества 8 культур « Закат Европы » 1918 г. г. ( ).локальность

Идея множественности культур Равенство культур Тождество понятий культуры и цивилизации Взаимодействие культур по вертикали и горизонтали Диалогический характер культуры и цивилизации Механизм самодетерминации ( вызов – ответ ) Арнольд Тойнби (1889–1975)

Развитие культуры представляется как серия ответов на те вызовы, которые бросает природа, общество и человеческое мышление. Вызовы: A. Со стороны природы ( Природные катаклизмы ) B. Общества ( Войны, революции,) C. Адекватный ответ даётся творческим меньшинством.

Жизнь определяется реализованностью первичных источников Природное бессознательное – часть человеческой психики Психика человека состоит из трёх слоёв: Бессознательное «Оно», Сознательное «Я», Сверх «Я» Сублимация как переключение накопленной сексуальной энергии на созидательную деятельность Культура – результат сублимации 1856 – 1939

Коллективное бессознательное – важная часть человеческой психики Культурно - исторический характер коллективного бессознательного Архетипы родового бессознательного – базис культуры Культура – результат творческого одухотворения архетипов Мифы – наиболее явственное проявление архетипов Интравертное и экстравертное начала – основания для типологии культуры ( )

Йохан Хёйзинга Homo ludens или Человек играющий

Это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Это не манера жить, а структурная основа человеческих действий и отношений. Игра старше культуры Цель игры - в ней самой. Культура развивается не из игры, а в форме игры

1. Доступ к игре свободен, сама игра и есть проявление свободы. 2. Игра - это не " обычная " или " реальная " жизнь. 3. Игра отличается от " обычной " или " реальной " жизни как местоположением, так и продолжительностью. 4. Игра устанавливает порядок и порядком является. Игра требует абсолютного и полного порядка. 5. Игра никоим образом не связана с материальным интересом и не может приносить никакой прибыли. Подробнее

Признаки игры Всякая Игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры

Культура Римской империи. Красноречиво говорит о значении игры как функции римской культуры тот факт, что в каждом городе амфитеатр занимал весьма важное место. Игровой элемент римской культуры отчётливо выявляется, наконец, в формах литературы и искусства.

Политика всеми своими корнями глубоко уходит в первобытную почву состязательно - игровой культуры. Освободиться от нее и подняться над нею политика может лишь через этнос, который отвергает правомочность подхода " друг - или враг " и не принимает притязаний собщественного народа за наивысшую норму.

Культура Средневековья. Игровой фактор сохраняет полную силу и ещё значительный творческий потенциал в посвящении в рыцари, в награждении лентами, в турнирах, геральдике, рыцарских орденах и обетах.

Всё великолепие Ренессанса - это весёлый или праздничный маскарад, переодевание в наряд фантастического и идеального прошлого. Ренессанс пробуждает две в высшей степени игровые системы воплощения мира в образах - пастораль и рыцарство - к новой жизни, а именно к жизни в литературе и в празднике. Эпоха Возрождения

Если перейти теперь к выявлению игрового элемента в культуре 17 века, то в качестве предмета исследования естественным образом сразу же напрашивается понятие барокко. Это всеобщее моделирование жизни, духа и внешнего облика по выкройке барокко, находит себе самую точную иллюстрацию в одежде. Вряд ли в ранние эпохи европейской цивилизации можно найти другой элемент, который бы больше годился для демонстрации игрового импульса культуры, чем парик в том виде, как его носили в 17 и 18 веках.

Поскольку игра есть наисерьезнейшее, " следует проводить жизнь, играя в определенные игры, с жертвоприношениями, пением и танцами, дабы снискать милость богов и победить в битвах "

Знатный господин прошлых дней, который своим великолепным нарядом выставлял напоказ сановность и достоинство, стал теперь серьёзным человеком. В своём платье он уже больше не играет героя. Цилиндр сидит на его голове как символ и венец серьёзности. Вслед за этим исчезают и последние элементы декоративности. Подводя итог можно свидетельствовать, что почти во всех проявлениях культуры 19 века игровой фактор отступает на задний план. Идеалы труда, образования и демократии теперь едва оставляли место для вечного принципа игры.

Мудрость, к которой пришел Платон, называя человека игрушкой богов.

Спорт. Развитие спортивного дела с последней четверти 19 века протекает таким образом, что игра воспринимается всё серьёзнее. Правила становятся всё строже и постоянно детализируются. Теперь, со всё возрастающей систематизацией и дисциплинированием игры, нечто в её чисто игровом содержании навсегда утрачивается. Это обнаруживает себя в разделении на профессионалов и любителей. Игровая община разделяет тех, для кого игра уже не игра, и тех, кто, хотя и обладает большими способностями, стоит рангом ниже настоящих игроков. Наука. Иначе обстоит дело с попыткой определить игровое содержание современной науки. Причина в том, что последняя почти непосредственно возвращает нас к вопросу " Что такое игра ?", в то время как мы до сих пор неизменно стремились исходить из категории игры как данности и общепринятой величины. Наука постоянно ищет прочного контакта с реальностью и значимости с повседневной реальности. Её правила не являются раз и навсегда незыблемыми, как правила игры.

Война. Старые игровые формы войны, которые нам повсюду встречались в архаические эпохи и на которые по большей части опиралась абсолютная обязательность правил войны вплоть до недавнего прошлого, ещё не совсем вымерли и в современных европейских войнах. Однако именно современная война, похоже, утратила всякое соприкосновение с игрой. В политике наших дней, которая базируется на крайней подготовленности и - если понадобится - крайней готовности к войне, вряд ли можно теперь узнать даже намёк на древние игровые отношения. Всё, что связывало войну с празднеством и культом, исчезло из современной войны, а с этим отчуждением игры война утратила и своё место как элемент культуры.

Игра сама по себе, говорили мы в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Сама по себе она не может быть ни дурной, ни хорошей.

В исследовании игры Хейзинга старался как можно дольше придерживаться понятия игры, которое исходит из положительных и общепризнанных признаков игры. Иными словами, он брал игру в её понятном повседневном значении и хотел избежать " короткого замыкания " ума, которое всё объясняло бы только с позиции игры.