Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой. В нем источник бесконечный Наслажденья красотой. Солнце, небо, звезд сиянье, Море в блеске голубом, Всю природу и создания Мы лишь в свете познаем. Нерода И.П.,учитель физики,МОУ»СОШ 16»
Цели урока: обобщение знаний о волновом характере распространения света развитие практических умений и навыков использования теоретических знаний при решении качественных задач развитие кругозора на основе использования исторических сведений о развитии взглядов на природу света экологическое воспитание.
Развитие взглядов на природу света Оптика (греч. зрительный) Раздел физики, рассматривающий явления, связанные с генерацией и распространением света, а также взаимодействия света с веществом. XVII в. Корпускулярная теория Волновая теория И.Ньютон Перенос вещества Законы Прямолинейное распространение света Отражение и преломление Интерференция, дифракция, поляризация Явления Перенос энергии электромагнитной волной Р.Гук, Х.Гюйгенс,Т.Юнг, О.Френель,А.Физо, Дж.К.Максвелл Корпускулярно-волновой дуализм- проявление взаимосвязи двух основных форм материи, изучаемых физикой,- вещества и поля.
Чему равна скорость света в вакууме? в среде?
Скорость света постоянна: в вакууме с=3 *10 м/с в среде v= с/n,где n-показатель преломления 8
День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака… Уж поздно. Вечереет день. Ф.И.Тютчев Почему вечером тени удлиняются?
Вследствие закона прямолинейного распространения света при увеличении угла падения тень удлиняется
Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла- Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Ф.И.Тютчев Какое явление описано и как его объяснить?
Радуга объясняется преломлением и дисперсией света. Она видна, когда наблюдатель стоит между солнцем и областью, где есть водяные капли. Солнечные лучи испытывают в каждой капле преломление и многократное внутреннее отражение. Угол выхода лучей разный и зависит от длины волны. Закон преломления света: Sinα/sin β =n, n=v1/v2
Сомненье, вера, пыл живых страстей- Игра воздушных пузырей: Тот радугой блеснул, а этот- серый… И разлетятся все! Вот жизнь людей. Омар Хайям Почему одни пузыри имеют радужную окраску, а другие –нет?
Радужные полосы на поверхности мыльного пузыря возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от его внутренней и наружной поверхностей. Пленка сначала бесцветная, т.к. имеет малую толщину. Затем раствор постепенно стекает вниз. Из-за разной толщины нижней утолщенной и верхней утонченной пленки появляется радужная окраска. Интерференция света =mλ-max =(2m+1)λ/2-min
Народ кипит в монастыре; У врат святых и на дворе Рабы боярские стоят. Их копья медные горят. М.Ю.Лермонтов Почему «горят» копья?
Копье имеет зеркальную поверхность, поэтому при отражении от него света ярко «горит». Отражение света:α=β
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полянах, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами- и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Л.Н.Толстой Чем объясняется «игра» драгоценных камней и капель росы?
Дисперсия солнечного света при преломлении лучей на границе «среда- воздух»
ВОЛНОВОЙ ДИАПАЗОН 3,9 - 7,5*10 м Волновые проявления света -7 Дисперсия c=ny Прямолинейное распространение света Интерференция света =mλ-max =(2m+1)λ/2-min Поперечность световых волн доказывает поляризация Дифракция волн d Sinα= mλ Преломление света Sinα/sin β =n,n=v1/v2 Отражение света α=β Скорость света постоянна: в вакууме с=3 *10 м/с в среде u = с/n 8 Волновой характер света
Какие вопросы экологии связаны с распространением света? Загрязнение атмосферы Озоновые дыры «Ядерная зима»
Подведение итогов. Что узнали нового на уроке? Какие моменты больше запомнились? Какой материал урока был интереснее?