Приемы компрессии, анализ и обработка текста 8-9 класс УМК любой Автор презентации учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова» с.Осиново.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Advertisements

Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений учебного года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
Вариант 9 Напишите сжатое изложение по тексту Е.Линд (Сделайте компрессию текста). Помните: объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Подготовка учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку. Автор: Семёнова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Шумовский.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Новая форма контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных школ по русскому.
ТЕМА УРОКА «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Способы сжатия текста (компрессия текста). Готовимся к ГИА. Автор: Лебедева С.Н.- учитель русского языка и литературы МОСШ 3.
Алгоритм работы над сжатым изложением. В чем состоят основные трудности? НЕТ практики написания изложений НЕТ навыка восприятия на слух текста- рассуждения.
Транксрипт:

Приемы компрессии, анализ и обработка текста 8-9 класс УМК любой Автор презентации учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей имени В.В.Карпова» с.Осиново ЗМР РТ Толочко Татьяна Евгеньевна

Современный мир информационное общество. Главная ценность информация. Информации и текстов слишком много. Выигрывает тот текст, который легко усвоить. Мы ещё не умеем создавать такие тексты. Чтобы их создавать, нужно: – безжалостно сокращать, – чётко структурировать, – логично оформлять. Максим Ильяхов, преподаватель МГУ имени В.Ломоносова. Статья «Культура письменной речи в информационном обществе»,2014 год.

Приемы компрессии, анализ и обработка текста Цели урока: 1. продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению; 2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста; 3. формировать общеучебные навыки работы с текстом; 4. развивать правильную монологическую и диалогическую устную и письменную речь учащихся.

Задачи урока: * тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: * выделять главную и второстепенную информацию; * искать тезисы; сжимать тексты разными способами; * записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности Валгина Н.С. профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой русского языка Московского государственного университета печати.

1. Содержательные А) Замена Б) Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) 2. Языковые В) Исключение Г) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; Д) Объединение 1: Б,Г 2:А,В,Д

Исключение Замена Объединение ЧЕГО?

Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. Ценность времени – в его быстротечности

2: Перестройте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. У делового человека дефицит времени увеличивается.

1. Этот обычай родился много столетий назад. 2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным. 3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу пра­вую руку. 4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут. 5. Каждый встречный мог оказаться врагом. 6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. 7. Открытая ладонь правой руки означала: « » 8. Этот смысл утрачен - осталось правило этикета.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось все в этой удивительной стране.

Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.

Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».(37 слов) Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин – художник народный, изучавший русскую природу, а потому ему нет равных в этой области.

Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова. В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив. В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.

В странах мира к кошке относились по- разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае - символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности.

1. В Абхазии некоторые очень красивые места на холмах считались нежелательными для жизни, потому что это «места черта», и, прежде чем начать строительство, брали горсть земли и шли к ведунье, чтобы она сказала, благоприятна эта земля или нет. 2. На Руси считалось, что дом ни в коем случае не может располагаться на месте старой бани или там, где когда-то случился пожар или пролилась чья-то кровь. Чтобы выбрать правильное место для строительства дома, из хлева выпускали молодую корову и смотрели, где она уляжется. (А.Гостева) У многих народов существует запрет на постройку дома на «нечистой» земле. Перед началом строительства нужно обязательно узнать, благоприятно ли выбранное место для человека или нет.

Какими приемами компрессии текста вы пользовались? обобщение исключение упрощение

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.

1 абзац: Выбор жизненного пути имеет первостепенное значение для судьбы человека. Об этом выборе человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свою личность.

2 абзац: Человек живёт ради самореализации, а потому ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит истинным смыслом его существование, будет полезно обществу.

3 абзац: Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека.

4 абзац: Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью.

абзаца Микротема 1Выбор жизненного пути имеет первостепенное значение для судьбы человека. Об этом выборе человек задумывается тогда, когда начинает осознавать себя частью общества и чувствует потребность реализовать свою личность. 2Человек живёт ради самореализации, а потому ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит истинным смыслом его существование, будет полезно обществу. 3Поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. 4Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью.

1)умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2)умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3)умение письменно передавать обработанную информацию.

Домашнее задание: Написать черновой вариант задания Как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Поиск смысла жизни делает человека Человеком с большой буквы, личностью».

Источники информации writingculture/writingculture-present.pdf writingculture/writingculture-present.pdf pdf raboty/item/3835/ raboty/item/3835/