Подготовила Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 12» г. Ноябрьска, ЯНАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вводные конструкции 8 класс. Оглавление Обращение Вводные конструкции.
Advertisements

Тема урока: Вводные слова.. Вводными называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию.
Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ!!!.
Двенадцатое февраля. Классная работа.. Вводные конструкции : Какие вы знаете вводные конструкции ?
Пример задания А 21: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ? Язык поэзии (1) как известно.
В ВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми: К ужасу хозяйки, гости явились раньше времени. На первом этаже, вероятно,
= Вводные слова и предложения. Знакомство с вводными словами и их признаками.
Отличия вводных слов от членов предложения.. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения. Он, может.
Урок русского языка в 8 классе Предложения с вводными конструкциями урок-исследование Учитель русского языка и Литературы МОУ «СОШ 1» г.Бузулука Колесникович.
Обращение и вводные конструкции Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» Кириленко.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ Вводные слова Вводные словосочетания Вводные предложения Вставные конструкции.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»
Урок решения грамматических задач по теме «Вводные слова» «ПРОВЕРЬ СЕБЯ, или ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ВВОДНЫХ СЛОВ»
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Вводные слова и предложения. . Вводные слова – это специальные слова или словосочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к сообщению,
А21 Вводные слова Отличайте вводные слова от членов предложения. Море казалось черным. Сегодня, кажется, будет дождь.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ СИНТАКСИС. СОДЕРЖАНИЕ Водные слова 1 Вставные конструкции 2.
Вводные слова Учитель русского языка и литературы: Буланова Н.Н.
Лингвистическая минутка Лингвистическая минутка Какое отношение «вводные слова» имеют к «воде» и «подводным камням»?Какое отношение «вводные слова» имеют.
УСПЕХ Толковый словарь живого великорусского языка. В.И.Даль: Успех – это удача, польза, счастье. Толковый словарь. С.И.Ожегов: Успех – 1. Удача в достижении.
Транксрипт:

Подготовила Ефремова Любовь Романовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 12» г. Ноябрьска, ЯНАО

Вводными называются слова, словосочетания и предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к сообщаемому или характеризует способ оформления мыслей. Вводные конструкции грамматически не связаны с членами предложения. 2

Основные группы вводных слов и словосочетаний по значению Значения Вводные слова и словосочетания 1. Различная степень уверенности/ неуверенности говорящего в том, что он сообщает. Без всякого сомнения, безусловно, бес­ спорно, быть может, верно, вероятно, видимо, возможно, в самом деле, в сущности, действительно, должно быть, кажется, конечно, может быть, очевидно, по- видимому, пожалуй, право, разумеется и др. 3

2. Различные чувства говорящего в связи с сообщением (радость, сожаление, удовлетворение и т.д.). К досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к стыду, к счастью, к удивлению, к ужасу, на беду, на радость, на счастье и др. 3. Указание на источник сообщаемого. Говорят, дескать, по-вашему, по мнению..., помнится, по- моему, по-нашему, по преданию, по сведениям..., по словам..., по сообщению..., по-твоему, сообщают и др. 4

4. Указание на порядок мыслей и их связь. В общем, во-первых, во-вторых и т.д., впрочем, в частности, значит, итак, кроме того, кстати, между прочим, наконец, наоборот, например, напротив, прежде всего, с одной стороны, с другой стороны, следовательно, стало быть, таким образом и др. 5. Указание на приёмы и способы оформления мыслей. Вернее сказать, вообще говоря, другими словами, иначе говоря, иными словами, лучше сказать, мягко выражаясь, одним словом, словом, что называется и др. 5

6. Призывы к собеседнику (читателю) с целью привлечь его внимание к сообщаемому. Верите (ли), видите (ли), вообразите, допустим, знаете (ли), извините, поверьте, пожалуйста, понимаете, предположим, представьте себе, согласитесь и др. 7. Указание на оценку меры того, о чём сообщается. Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, по меньшей мере. 8. Указание на степень обычности сообщаемого. Бывало, бывает, по обыкновению, по обычаю, случается. 9. Выражение экспрессивности высказывания. Кроме шуток, между нами говоря, надо сказать, по правде, по совести, по справедливости, признаться сказать, сказать по чести, честно говоря и др. 6

Знаки препинания при вводных конструкциях Правила и схемы Примеры 1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми независимо от места положения. [..., вв. слово,...]. [Вв. слово,...]. [..., вв. слово]. На Садовую, конечно, съездили и в квартире 50 побывали. (М.А. Булгаков) К сожалению, ничего сделать не могу... (М.А. Булгаков) Ничего сделать не могу, к сожалению. 7

2. Если в повторяющемся вводном словосочетании пропущено слово, то вместо второй запятой обычно ставится тире. [Вв. словосочетание...., вв. словосочетание...]. С одной стороны, мне хотелось побыстрее выехать из Москвы, с другой - задерживали срочные дела. 3. Между двумя вводными словами ставится запятая. [..., вв.слово, вв.слово,...]. Конечно же, по его мнению, он прав. 8

4. Союз а (редко - но) не отделяется от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а следовательно, а во-вторых, но стало быть и др. (Если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры - союз отделяется от вводного слова запятой). [..., а вв.слово,...]. (одно целое) [...,а, ВВ. СЛОВО,...]. (можно опустить) Он пренебрегает чужими советами, значит, всё равно поступит по-своему. Тишина на рассвете не успокаивал; а, наоборот, усиливала его волнении (К.Г. Паустовский) 9

5. После других союзов (кроме а, но) запятая перед вводным словом ставится. [и, вв.слово,...]. Река сплошь была занесена плавником. И, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега к другой. (В.К. Арсеньев) 6. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не отделяется. Дети, по-видимому утомлённые двухчасовой прогулкой, тотчас уснули. Дети, утомлённые двухчасовой прогулкой по- видимому, тотчас уснули. 10

Если вводное слово находится в середине обособленного оборота, то выделяется запятыми. Дети, утомлённые, по- видимому, двухчасовой прогулкой, тотчас уснули. 7. Небольшие по объёму вводные предложения имеют значения, близкие к значениям вводных слов и словосочетаний, и выделяются запятыми; распространённые - тире. [..., вв.предл.,...]. (= вв.слово) [... -вв.предл. -...]. На следующей неделе, как сообщают синоптики, в Москве ожидается потепление. Сама же барыня - говорили о ней не умеет отличить буженину от телятины... (М. Горький) 11

Запомните! В зависимости от контекста одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных, то в качестве членов предложения (чаще всего - сказуемых и обстоятельств). 12

Вводное слово Не вводное слово (к нему нельзя поставить вопрос; не является членом предложения; можно заменить другим вводным из той же группы по значению; можно изъять из предложения без потери смысла) (является членом предложения - кроме служебных частей речи; синоним - не вводное слово; нельзя изъять из предложения без потери смысла) 13

Наконец Вводное слово Не вводное слово Указывает на связь мыслей, порядок изложения (в значении «и ещё»); даёт оценку факта с точки зрения говорящего, употребляется для выражения нетерпения. Куда стекает время, всё то, что истекло? Куда оно уходит - и первое число, и пятое, десятое; и, наконец, тридцатое, последнее число. (Б. Слуцкий) Оставьте же нас, наконец! В значении «в результате всего», «по­сле всего», «напоследок». Бежал, бежал, наконец устал... (Гл. Успенский) Можно добавить частицу - то (наконец-то). Наконец-то мы добрались до Углича. 14

Значит Вводное слово Не вводное слово Выражает связь мыслей, указывает на вывод (= следовательно). Настоящее, значит, наступило тепло, если принялись таять лесные глубокие снега. (В.А. Солоухин) (= означает) Что значит ваш поспешный отъезд из Павловска? Жить - значит совершать добрые поступки. 15

Вообще Вводное слово Не вводное слово (= вообще говоря) Вообще, хотелось бы узнать об этом историческом событии подробнее. (= 1) в общем, в целом; 2) обычно, всегда; 3) совсем, ни при каких условиях) Мы вообще, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (В.А. Солоухин) Он вообще выглядел странно. Она вообще не хотела покидать свою деревню. 16

Однако Вводное слово Не вводное слово Является вводным, если стоит в середине или в конце предложения. Дороги, однако ж, не было видно. (В.М. Шукшин) Дороги не было видно, однако. (= но) в начале предложения Однако дороги всё ещё не было видно. 17

Запомните! Не являются вводными и, следовательно, не выделяются запятыми слова буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, вот, в конечном счёте, вряд ли, всё- таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, приблизительно, притом, решительно, тем не менее, то есть и др. 18

Вставные конструкции (слова, словосочетания, предложения) в отличие от вводных не выражают отношения говорящего к сообщаемому, а содержат различного рода добавочные замечания, сведения, попутные указания, относящиеся или ко всему предложению, или к словосочетанию, или к отдельному слову в нём и резко выпадающие из синтаксической структуры целого. 19

Вставные конструкции, как правило, находятся в середине или в конце предложения. На письме они выделяются скобками или тире. Например: Они собрались большой компанией - Ада, Лев, ещё Валериан, Серёжа, кажется, и Котик, и кто-то ещё, - и разработали уморительный план (поскольку идея была Адина, Лев называл его «адским планчиком»)... (Т.Н.Толстая) 20

УПРАЖНЕНИЯ 21

Определите синтаксические функции выделенных слов, словосочетаний и объясните условия их выделения/невыделения на письме 1. Между тем время приближалось к обеду. 2. В лице сиреневого джентльмена чего-то не хватает, по-моему. 3. Скандал, к удивлению Римского, ликвидировался как-то неожиданно быстро. 4. Сделав над собою усилие, фин директор отвернулся наконец от лунного окна и поднялся. 22

5. Кровь отлила от лица Никанора Ивановича. Он, дрожа, крестил воздух, метался к двери и обратно, запел какую-то молитву и, наконец, понёс полную околесицу нашла на меня тоска. Так, например, я стал боятся темноты. 7. Ехали, действительно, за город, но только не на экскурсию, а в клинику профессора Стравинского. 8. И тем не менее Максимилиан Андреевич очень спешил в Москву. 9. Словом, невзирая ни на какие трудности, нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой. 10. Прежде всего откроем тайну, которой мастер не пожелал открыть Иванушке! 23

11. Может быть, эти сумерки и были причиною того, что внешность прокуратора сильно изменилась. 12. Попал он, однако, к профессору Стравинскому не сразу Итак, прошло со времени подъёма процессии на гору более трёх часов Ну, конечно, как сообщила девица, первыми вы­ сучили Фанов и Косарчук Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил? 16. Впрочем, это не случится, к общему счастью, и первый, кто об этом позаботится, буду я. 24

17. «А вот это действительно умно!» - подумал Варенуха и спрятал конверт в свой портфель. (М.А. Булгаков) и Плужников понял, что это и есть клуб, в котором, по словам бойца, уже засели немцы. 19. Остаток времени старшина посвятил небольшой лекции, вводящей, по его мнению, бойцов в курс дела. (Б. Васильев) 20. Что может быть лучше для писателя, чем открытие новых областей поэзии вблизи себя Эти слова он, должно быть, слышал от кого- нибудь из деревенских стариков. (К.Г. Паустовский) 25

22. Правда, внешность Коровьева весьма изменилась. 23. «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом «б» (подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба», потому что при начале слова стоял милиционер). 24. Я так увлёкся чтением статей о себе, что не заметил, как она (дверь я забыл закрыть) предстала предо мною с мокрым зонтиком в руках и с мокрыми лее газетами. (М.А. Булгаков) 25. В Батурине - это большая деревня, но уж известно, что такое «барская деревня»! - в Батурине тихо. (И.А. Бунин) 26

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания 1. Скромный и тихий Василий Степанович решительно не знал что ему предпринять а между тем предпринимать нужно было что-то, и именно ему, так как он теперь оказался старшим во всей команде Варьете. 2. Бухгалтеру Василию Степановичу срочно предстояло выполнить две задачи. Во-первых съездить в Комиссию зрелищ и увеселений облегчённого типа с докладом о вчерашних происшествиях а во-вторых побывать в финзрелищном секторе... 27

3. Через полчаса совсем потерявший голову бухгалтер добрался до финзрелищного сектора надеясь наконец избавиться от казённых денег. 4. Это его почерк - наконец твёрдо сказал фин директор Гость не рядил Ивана в сумасшедшие проявил величайший интерес к рассказываемому и по мере развития этого рассказа наконец пришёл в восторг. 6. Проснувшись Маргарита не заплакала, как это бывало часто, потому что проснулась с предчувствием что сегодня наконец что-то произойдёт. 28

7. Вчерашний день таким образом помаленьку высветлялся но Стёпу сейчас гораздо более интересовал день сегодняшний и в частности появление в спальне неиз­вестного Положение Стёпы было щекотливое: во-первых иностранец мог обидеться на то что Стёпа проверяет его после того, как был показан контракт Дунчиль покачнулся и кажется хотел повалиться но чьи-то участливые руки подхватили его. 10. Верю! наконец восклик­нул артист и погасил свой взор. 11. Право стыдно Канавкин! 29

12. Ну, чего ты например засел здесь отец? обратился непосредственно к Никанору Ивановичу толстый с малиновой шеей повар Важное сведение по-видимому действительно произвело на путешественника сильное впечатление потому что он испуганно обвёл глазами дома как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту. (М.А. Булгаков) 14. Наша ворона была однако вполне обыкновенная земная без всяких таких сношений с запредельем добрая и разговорчивая, с задатками того, что мы называем ясновидением. (В.Г. Распутин) 30

15. Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения как я уже сказал но и нашей личности наших души ума нашей способности не поддаваться влияниям среды если она «затягивает» (Д.С. Лихачёв) 16. О старике этом звали его Родионов я ещё расскажу. 17. Мы спустились вниз вышли на улицу вошли в другую дверь. Она вела в большое пустое помещение все думали что тут раньше работали просвирни взобрались по пожарной лестнице на колокольню... (Ю.О. Домбровский) 31

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА 32

1. Найдите лишнее значение вводных слов: а) различные чувства; б) перечисление фактов; в) степень уверенности; г) источник сообщения или высказывания 1 вариант 33

2. Найдите лишнее значение вводных слов: а) большая или меньшая степень уверенности; б) порядок мыслей и их связь; в) сравнение; г) источник сообщения 2 вариант 34

3. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены) а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений. б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны. в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо. г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня 1 вариант 35

4. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены) а) Вечер был прохладный к счастью нашему светлый. б)Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным. в)К сожалению никогда не замечаешь с такой ясностью покоя в природе как в первый вечер после бури. г)Я не поблагодарила его и кажется побежала домой 2 вариант 36

5. Вводное слово наконец выражает: а) порядок мыслей; б) источник сообщения; в) степень уверенности; г) способ оформления мыслей 1 вариант 37

6. Вводное словосочетание иначе говоря выражает: а) порядок мыслей; б) источник сообщения; в) степень уверенности; г) способ оформления мыслей 2 вариант 38

7. Найдите вводное предложение: а) следовательно; б) как говорят в народе; в) итак; г) одним словом 1 вариант 39

8. Найдите вводное предложение: а) во-первых; б) к общей радости; в) как это часто бывает; г) вероятно 2 вариант 40

9. Найдите ошибку в оформлении вводного слова: а) По правде говоря, больше всего мне хотелось сейчас поехать на вокзал и взять билет. б) Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей. в) Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился. г) В воздухе пахло водой, травой – одним словом пахло ранним утром 1 вариант 41

10. Найдите ошибку в оформлении вводного слова: а) Нет слов пчеловодство - интересное занятие. б) Эти птицы сидели отдельно и казалось, с высоты наблюдали за общим порядком. в) Для: всех в, доме, кроме, может быть, Семёна, поступок Андрейки был неожиданностью. г) Всякое снисхождение окружающих нисколько не облагораживало нрав юноши, а напротив, он становился всё грубее 2 вариант 42

11. В каком предложении для оформления вводного предложения следует использовать скобки: а) По мнению врача больного выпишут через неделю. б) Окрестные горы можно сказать совершенно оголены от древесной растительности. в) Дядя Павел привечал всех бродячих собак а им здесь не было числа они жили у него и не чаяли в нём души. г) Полевая клубника я уверен уже поспела 1 вариант 43

12. В каком предложении для оформления вводного предложения следует использовать скобки: а) Поверьте совесть в том порукой супружество нам будет мукой. б) Вера Николаевна до сих пор не прочла ни одного романа ни одного стихотворения словом ни одного как она выражается выдуманного произведения. в) Лодки с трудом отличаемые глазом такими они казались маленькими дремали вдали. г) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи 2 вариант 44

13. Найдите ошибку в оформлении вводного предложения: а) Он хлопотал по делу, и, как это часта бывает, решительно ни шагу не сделал вперёд. б) Я слышал, как заскрипел снег около дома (это куда-то ушли старушки, и погрузился в сон. в) Сквозь цветы и листья, и колючие ветки, я знаю, старый дом глянет в сердце моё. г) Летом дни долгие, как говорят в народе, от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать 1 вариант 45

14. Найдите ошибку в оформлении вводного предложения: а) Человек поднял от газеты не очень довольное, как Левчуку показалось, лицо. б) Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но все же, как думал Андрей, как-то внезапно. в) Он почувствовал, что краснеет (что редко с ним случалось), и отвернулся от полковника. г) Алексей, читатель уже узнал его - пристально глядел на молодую крестьянку 2 вариант 46

1 вариант 2 вариант 1 б 2 в 3 б 4 б 5 а 6 в 7 б 8 в 9 г 10 б 11 в 12 в 13 б 14 г 47

Литература 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. – М.: Баласс, Кабанова Н.М. Тематические тесты по русскому языку. Подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис- пресс,