КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ Тема 6.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институциональная теория фирмы. План лекции 1. Природа фирмы: неоклассический подход 2. Институциональный подход к природе фирмы 3. Ресурсы фирмы 4. Оптимальные.
Advertisements

Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Единица анализа: от товаров к трансакциям Процесс передачи прав собственности и защиты этих прав Организация.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
Лекция 5 Теория контрактов Схема Уильямсона Характеристика инвестиций неспецифичныеспецифичныеидиосинкратические Частота Разовая повторяющаяся Конкурентныеотношения.
Сбытовая политика представляет собой разработку комплекса практических мер по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж туристских.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 2 Участники деятельности фирмы доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Теория прав собственности. Определение прав собственности Права собственности Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Основы бизнеса в ИС 1. Лекция 3 Принципы и признаки бизнеса 3 Принципы бизнеса. 3.1 Бизнес и экономика. 3.2 Товарно-денежная форма деловых отношений.
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
ТЕМА «ВИДЫ И ФОРМЫ БИЗНЕСА» Презентация подготовлена учителем ФГОУ СОШ 4 МО РФ Латыповой О.Ш.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Формы и виды предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимают самостоятельно осуществляемую на свой риск деятельность,
Тема 4: Рынок и фирма 1. 2 Источники Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /под общей ред. д. э. н., проф.
Транксрипт:

КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ Тема 6

Деятельность экономических агентов можно рассмат­ривать как сеть обязательств. Обязательства бывают: взаимными и односторонними добровольными или по при­нуждению стороны могут сами следить за выполне­нием обязательств либо обращаться за помощью в специализиро­ванные органы Обязательство является сутью любого контракта, но не всякое обязательство есть контракт.

В традиционной юридической трактовке контракт определяется как добровольно заключаемое соглашение, основанное на взаим­ных обещаниях, к выполнению которых стороны могут быть при­нуждены в соответствии с нормами контрактного права. Ключе­выми элементами данной дефиниции являются добровольность и взаимность обязательств, а также единственность механизма при­нуждения.

Согласно классической теории контрактов для того, чтобы обещание стало обязательством, необходимо наличие трех элемен­тов: предложения (оферты), принятия предложения или согласия с предложением (акцепта) признания акцепта (момент заключе­ния договора).

В новой институциональной экономической теории Контракт это совокупность правил, структурирующих в про­странстве и во времени обмен между двумя (и более) экономи­ческими агентами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюде­ния.

Типы контрактов Формализованными называются контракты, в которых четко прописаны правила, структурирующие обмен (предмет соглашения, набор прав и обязанностей контрагентов, а также способ урегулиро­вания конфликтов и механизм принуждения к исполнению взятых обязательств). Пример: публичные договора присоединения, предлагаемые одним контраген­том, как правило крупным юридическим лицом, другим юридичес­ ким, а также физическим лицам (договор об открытии счета в банке, о поставке электроэнергии населению и т.д.).

Полный контракт в нем могут быть зафиксированы все значимые параметры соглашения, что возможно лишь на основании принятия предпосылки о нео­граниченной рациональности контрагентов. При наступлении всех возможных событий в контракте должно быть в явном виде опреде­ лено, каким образом должны вести себя стороны в том или ином слу­чае, какие издержки нести и какие выгоды получать.

Следует заме­тить, что в реальной жизни составление подобного контракта пред­ ставляется практически невозможным ввиду отсутствия у индивидов такого полезного качества, как совершенное предвидение.

Понятие идеальной полноты в теории может быть заменено по­нятием функциональной полноты, означающей ввозможность дост­ раивания контракта третьей стороной в случае возникновения спо­ров. Если в результате достраивания ввозможно точно определить на­мерения контрагентов, то такой контракт считается функционально полным

Классический контракт является полным и формализован­ным, предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации, гарантом его выполнения является госу-. дарство.

Возможные причины неполноты контракта. Положения контракта могут быть неясными и двусмысленны­ми из-за ограничений лексического аппарата. Контрагенты, ввиду ограниченной рациональности, часто упус­кают из виду важные переменные, относящиеся к выполнению контракта, особенно если они не могут с легкостью оценить влияние этих переменных на реализацию контракта. В подавляющем большинстве случаев стороны не могут знать вероятности наступления будущих событий. Выявление всей относящейся к делу информации, известной одной из сторон или неизвестной никому из участников контракта, приводит к увеличению выгод одной или обеих сторон, однако увеличивает также предконтрактные трансакционные издержки поиска информации и ведения переговоров, на которых рациональные агенты склонны экономить. Стороны могут счесть более выгодным не раскрывать друг другу информацию, что приведет к увеличению индивидуального выигры­ ша одного из контрагентов. Стороны могут намеренно заключать неполные контракты, пе­ рекладывая издержки по дополнению контракта на третью сторону.

Неоклассический контракт является неполным, предполага­ет непрерывность отношений сторон при возникновении конф­ликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения кон­тракта третья сторона.

Неоклассическая модель контрактации используется преимущественно при заключении долгосрочных контрактов, неизбежно содержащих пробелы, т.е. являющихся неполными.

По мере увеличения продолжительности и сложности контрак­тов В условиях, когда замена партнера становится практически неввозможной, неоклассические методы приспо­собления вытесняются «отношенческими», в предельном случае административными. При достаточно тесном взаимодействии контрагенты предпоч­тут решать споры между собой, не прибегая к помощи третьей сто­роны.

Это будет сделано по ряду причин Во-первых, обращение к внешнему арбитру, скорее всего, пошатнет доверие сторон друг к другу. Во-вторых, с увеличением сложности используемых акти­вов и других характеристик сделки во всех нюансах не сможет ра­зобраться даже квалифицированный эксперт. Многие относящие­ся к осуществлению обмена переменные оказываются неверифицируемыми третьей стороной. В-третьих, заключаемые в таких условиях контракты являются неполными, с большой неформа­лизованной составляющей, при их выполнении стороны основы­ ваются не столько на пунктах, написанных на бумаге, сколько на опыте всех предыдущих отношений

Отношенческий контракт является неполным, предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарант выполнения контрак­та один или оба контрагента.

Выбор контрагентами того или иного типа контракта зависит от характеристик осуществляемых трансакций.

Характеристика трансакций, влияющие на выбор типа контракта Первой характеристикой является уровень неопределенности необходимо выявить, во-первых, основной источник неопределенности и, во-вторых, поддается ли она структурированию, т.е. могут ли экономические агенты ожидать наступление будущих событий с неко­ей вероятностью или они действуют в условиях радикальной определенности.

Вторая характеристика трансакций степень специфичности активов Специфическим называется актив или ресурс, приобретаю­щий особую ценность в рамках данных контрактных отношений

Если доход от использования ресурса не превышает величины альтернативных издержек, то этот ресурс может рассматриваться как ресурс общего назначения (неспецифический). Если альтернативные издержки использования ресурса меньше извлекаемого из него дохода, но больше нуля, то это мало специфический ресурс. если альтернативные издержки пренебрежимо малы или равны нулю, то ресурс становится идиосинкразическим.

формы спе­цифичности активов: специфичность местоположения, специфич­ность физических активов, специфичность человеческих активов, специфичность целевых активов.

Специфичность местоположения возникает в связи с немобиль­ностью активов, обусловленной тем, что ввод в действие или пере­дислокация сопряжены со значительными затратами. Следователь­но, после первичного размещения таких активов стороны будут под­держивать отношения двустороннего обмена в течение всего срока их службы

Специфичность физических активов обусловлена необходимос­тью создания специализированного оборудования для снижения из­держек производства продукции. Примером мо­гут служить специальные цистерны или вагоны для перевозки гру­зов, обладающих существенными конструктивными особенностями, или заготовки для производства специализированных деталей.

Специфичность человеческих активов ввозможности получения определенных навыков на рабочем месте, которые имеют высокую ценность имен­но для данной фирмы. Положение главного бухгалтера или руководителя подразделения, позволяет при­обрести знания и опыт, необходимые для осуществления работы на конкретной позиции

Специфичность целевых активов производственные мощности общего назначе­ния, создаваемые при наличии перспективы продажи значительного количества произведенного с их помощью продукта определенному потребителю. напри­мер, расширение основных производственных сооружений для обес­ печения выполнения заказов конкретного покупателя.

инвестиции в специфические активы являются по­тенциально рискованными, поскольку подобные активы не могут быть в случае прерывания или преждевременного расторжения контракта перемещены для использования в других проектах без ущерба их экономической ценности. В условиях радикальной неопределенности контрагент, создавший специфические активы, становится потенциальным объектом вымогательства.

Третьей характеристикой, влияющей на выбор типа контракта, является частота трансакций. Для того чтобы издержки по созданию и поддержанию сложных механизмов управления были оправданы, необходима повторяемость трансакций, при которой возникает положительный эффект от масштаба. Можно выделить три уровня частоты сделок: разовые, случайные (или спорадические) и регулярные (или непрерывные).

Механизмы управления трансакциями. Заключая контракт, сто­роны определяют цену и количество обмениваемо­го блага, используемую технологию (обмена или производства) гарантии как средство защиты от оппортунистического поведения контрагента (прежде всего в форме вымогательства).

Одним из критериев повышения эффективности контрактных отношений является минимизация трансакционных издержек. Для достижения этого результата необходимо подобрать для каждой трансакции соответствующую структуру управления.

О. Уильямсон выделяет четыре типа структур управления кон­трактными отношениями: рыночную, трехстороннюю, двухсторон­нюю и одностороннюю

Рыночное управление наиболее эффективно при реализации трансакций, не требующих осуществления инвестиций в специфические активы. В этом случае защитой от оппортунистического поведения является легкость прерывания отношений.

Трехстороннее управление необходимо при осуществлении трансакций, эффективность которых повышается от исполь­зования специфических активов, что предопределяет важность непрерывности отношений.

Для решения про­блем стороны должны обратиться к помощи эксперта-арбитра, способного заполнить пробелы в договоре в каждом конк­ретном случае на основании принципов эффективности реализа­ции сделки и разрешения споров при непрерывности отношений сторон. Описанная ситуация соответствует рассмотренному ранее неоклассическому контрактному праву.

Для осуществления регулярно повторяющихся трансакций, требующих инвестирования в специфические активы, В этих условиях прекращение трансакций из- за возникновения спора будет связа­но с запретительно высокими издержками. используется: двусторон­нее управление, при которой сохраняется автономность участников сделки, и объединенного управления

стороны ориентируются на опыт взаимодействия, накоп­ленный за все время их отношений, что предопределяет примат неформальных договоренностей над формализованными пункта­ми контракта. характерно для отношенческой контрактации, в рамках которой ни суды, ни специализированный механизм разрешения споров с помощью третейского судьи не обеспечивают эффективной адаптации. необходимость появления системы частного улаживания конфликтов

При двустороннем управлении эффективной формой гарантии является создание института «заложников : выплата некоторой суммы (внесение предоплаты), ком­пенсирующей издержки пострадавшей стороны.

стороны заключают контракты осознанно и добровольно, декларируя свои намерения. Явным (эксплицитным) называется кон­тракт, заключение которого происходит в явном виде в устной или письменной форме. Оба контрагента так или иначе выражают свою готовность к сотрудничеству. Неявный (имплицитный) контракт - это молчаливое понимание и признание сторонами обязанностей, которое не подкреплено юридической или внешней защитой.

Неявные контракты можно разделить на соци­альные и конвенциальные Социальные неявные контракты предполагают знание надконституционных норм, традиции, обычаев определенного социума, и правил делового этикета, приня­того в различных странах, среди членов профессиональных сооб­ ществ. Стороны, вступающие в подобные контрактные отношения, могут лишь подразумевать, что были даны какие-либо обязательства, основываясь на представлениях о существующих в данном социуме нормах.

Имплицитные контракты, самовыполняюшиеся - и, сле­довательно, возможна экономия на издержках принуждения. Риск постконтрактного оппортунистического поведения также минима­лен поскольку исполнение обязательств гарантируется принадлеж­ ностью контрагентов к одной социальной (иногда профессиональ­ной) группе.

Конвенциальные имплицитные контракты имеют, как правило, основанием некий первоначальный договор, заключаемый в явном виде. Далее, по мере развития тесного сотрудничества, стороны в меньшей мере ориентируются на формализованную часть соглаше­ния, переходя на осуществление действий, логика которых основывается на совокупном опыте предыдущего взаимодействия

РЫНОК КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

выбор механизма управления трансакциями происходит с целью минимизации трансакционных и трансформационных издержек. неявно предполагается, что наиболее существенными оказываются издержки оппортунистического поведения в форме вымогательства, повышающиеся по мере увеличения степени специфичности активов.

Рыночный механизм управления контрактными отношения­ми (по О. Уильямсону) предполагает осуществление обмена неза­висимыми контрагентами, гарантиями против оппортунизма ко­торых служит легкость расторжения договора и (или) обращение пострадавшей стороны в суд.

рынок можно определить как особый тип обмена. отличительная черта: равенство продавцов и покупателей в выборе контрагента, предмета и про­порций обмена. рынок это множество симметричных избирательных об­менов, пропорции в которых регулируются механизмом цен.

издержки, сопровож­дающие данный тип обменных отношений: Издержки осуществления рыночного обмена состоят из издер­жек приобретения информации о партнере и предлагаемом им то­варе и затрат на создание механизмов для предупреждения и пре­сечения оппортунистического поведения контрагента.

Основной формой проявления оппортунизма в этих условиях является пре доставление некачественных товаров и услуг и несвоевременное возмещение издержек их производства.

Трансакционные издержки На предконтрактной стадии связаны: с необходимостью поиска добросовестного партнера; оценки (измерения) характеристик предлагаемого им товара (при­чем не только качественных, но и правовых).

Рациональные индивиды будут вести себя оппортунистически всякий раз, когда выгоды подобного поведения будут превосхо­дить выгоды от честной торговли. В условиях рыночного обмена вероятность проявления оппортунизма будет тем ниже, чем более полный договор удастся составить контрагентам

примеры правил и институтов, снижающих издер­жки обмена законы о защите товарных знаков и интел­лектуальной собственности, о защите прав потребителей, о рекла­ме, нормативные акты организаций, контролирующих функцио­нирование отраслевых рынков, правила и обычаи торговли, характерные для различных рыночных образований.

Генезис рынков. На заре человеческого развития господствовал тип обмена, характеризуемый персонифицированными отношения­ми сторон. Его отличительные черты : повторяемость, осознание всеми участниками обмена общих ценностей, отсутствие необходимости контроля и принуждения со стороны третьих лиц.

Со временем развивается специализация и разделение труда. Обмен становится разнообразнее, и число сделок растет. Более эффективным становится второй тип обмена неперсонифицированный, в рамках которого: снижается значение репутации и наличия общих ценностей

снижению риска в условиях неперсонифицированного обмена способствует появление посредников, устанавли­вающих частные правила и следящих за их выполнением: Во времена Средневековья возникают цеха, уставы которых четко регла­ментируют способы изготовления определенных товаров. Торговцы объединяются в купеческие гильдии и действуют согласно приня­тым кодексам.

В средневековой Англии ярмарки и рынки организовывались частными лицами, получившими королевскую привилегию. Более развитой формой централизованного рыночного обмена служили биржи.

историческая эволюция процесса рыночного обмена пять типов рынков: открытый публичный рынок, ремесленная лавка, ярмарка, биржа, универсальный магазин.

рынок можно доопределить как совокупность инсти­тутов, структурирующих отношения обмена посредством создания системы ограничений.

Открытый публичный рынок Бабуш­ки у метро, разносчики газиров­ки в парках. Основное удобство для покупателей - доступ­ность: продавец сам ищет, кому предложить товар: Снижаются издержки поиска партнера для совершения обмена. предполагает ввозможность торга и установле­ния цены на очень низком уровне, поскольку торговец не платит арендную плату, не закупает специализированное оборудование имеет ввозможность избежать уплаты налогов. снижается роль государства как гаранта обмена повышаются издержки специфи­кации и защиты прав собственности, издерж­ки переговоров

Единственной защитой от оппортунистического поведения продавца является легкость разрыва отношений. Это накладывает ограничение на ассортимент предметов обмена. Товары должны быть либо исследуемыми, либо малоценными.

ремесленные лавки издержки поиска альтернатив существенно выше: необходимо обойти несколько точек, чтобы найти интере­сующий товар. благодаря наличию определенного помещения, снижается веро­ятность оппортунизма в форме продажи некачественного товара. Гарантом качества выступает сам продавец, дорожащий своей ре­путацией, государство, третья сторона: профессиональные гильдии и ассоциации

Со­единение функций продавца и производителя позволяет сни­жать цену на товар (в том числе в результате торга). Данный тип рынка имеет сравнительные преимущества в обслуживании обменов, предметом которых становятся уникальные товары (напри­мер, предметы искусства) или товары, требующие пред- и после­ продажного обслуживания.

Ярмарка тип рынка, на котором уместен торг про­ давца и покупателя, что повышает издержки переговоров и заклю­чения контракта. сравнительно низ­ки издержки поиска альтернатив: в известное время, в определенном месте собираются продавцы различных товаров.

наличие опреде­ленных правил торговли, за выполнением которых обязан следить организатор. Он обеспечивает зашиту покупателей и продавцов, может являться в некоторой степени гарантом качества выставляемых товаров репутация организатора ярмарки может оказывать существенное влияние на ассортимент покупаемых товаров (в сомнительном месте он будет такой же, как на открытом публичном рынке).

Дополнительной защитой от оппортунизма является легкость смены партнера (одного из многих продавцов стандартных товаров), а также гарантии государства (на нынешнем этапе развития общества).

Биржа структура, позволяющая снижать практически все виды трансакционных издержек благодаря разработке стандартных процедур торга. На бирже возможна торговля товаром, которого еще нет в наличии например, заключать контракты на поставку будущих урожаев пшеницы несколько гарантов обменов. Биржевые комиссии устанавливают четкие, заранее известные правила для всех покупателей и продавцов и наказывают за их невыполнение.

Самым действен­ным способом предотвращения и пресечения оппортунистического поведения является лишение доступа на площадку. Регламента­ция касается даже уровня цен (при большой амплитуде торги мо­гут быть приостановлены). В настоящее время важна роль государства как гаранта обменов на бирже. (лицензирование профеесиональных участников)

универсальный магазин четко зафиксиро­ванные правила торговли, отсутствие ввозможности торга, что снижает до минимума издерж­ки ведения переговоров и заключения контрактов. снижение из­держек поиска альтернатив.

Дирекция универсама в большей степени, чем устроите­ли ярмарки, отвечает за качество продаваемых товаров. покупатель чаше ориентируется на репутацию магазина, чем на репутацию отдельных продавцов, это заставляет дирекцию стиму­лировать добросовестную работу последних гарантии государства, поскольку между по­ купателем и продавцом заключается функционально полный кон­тракт в виде чека

Вывод: одновременное существование всех пяти ти­пов рынков связано с наличием сравнительных преимуществ в снижении трансакционных издержек, зависящих от правил про­ведения обменов. Этим также определяется спектр предметов об­мена, торгуемых на тех или иных рынках

ФИРМА КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

В новой институциональной экономической теории фирма рассматривается не как внутри себя неделимая целостность, А как совокупность индивидов, объединенных для достижения оп­ределенной цели, но вместе с тем имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Фирма это множество асимметричных неизбирательных обменов, в которых координация деятельности индивидов осу­ществляется посредством команд.

Отличительной чертой фирмы является вытеснение механиз­ма цен как способа координации деятельности индивидов. Внут­рифирменное управление осуществляется с помощью приказов исполнителям : собственникам человеческих активов передис­локации капитальных активов в соответствии с распоряжениями лиц, принимающих решение

Передача права принятия решений индивиду или отдельно­му органу не все собственники являются одно­временно хорошими предпринимателями. Добровольный отказ от ряда правомочий компенсируется заранее оговоренным способом. Фиксация уплачиваемой суммы за использование каждого факто­ра производства дает ввозможность их владельцам, не склонным к риску, переложить бремя на собственника фирмы.

Взгляд на фирму как на сеть контрактов позволяет проанали­зировать преимущества от наделения одного из контрагентов функцией контроля над остальными.

Децентрализованное производство Если у одного собственника недостаточно ресурсов для произ­водства блага, то потребитель вынужден заключать контракт со множеством индивидов, в свою очередь, взаимодействующих меж­ду собой. В этих условиях обостряется проблема координации производственной деятельности и формирования согласованных ожиданий контра­гентов, а также растет вероятность возникновения споров по по­воду распределения доходов.

Фирма потребитель для получения блага должен заключить только один контракт с продавцом-производителем. Отношения производства также упрощены : поскольку правами собственности на все используемые ресурсы обладает один индивид, не возникает проблемы распределения доходов в соответствии с предельной производительностью факторов производства. Упрощается контроль

Центральным агентом становится один из собственников ре­сурсов, который обладает сравнительными преимуществами в ре­ализации функции посредника по отношению к другим собствен­никам. Его положение может определяться местом в технологи­ческом процессе, обладанием специфическими знаниями или информацией, способностью брать на себя бремя риска, осуществлять предпринимательскую деятельность или вести переговоры с клиентами и партнерами.

Таким образом, фирму можно доопределить как сеть долгосроных двухсторонних контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль ввиду обеспечения координации посредством команд.

Размеры фирмы По мере расширения фирмы, диверсификации производства, увеличения объема осуществляемых трансакций с внешней средой предприниматель может оказаться неспособен направлять использование факторов производства наилучшим образом. Действия собственника фирмы будут рациональны, однако в условиях неполноты информации и несовершенства познавательных способностей он может оказаться не в состоянии принять оптимальное решение.

при создании фирмы наряду со снижением одних типов трансакционных издержек наблюдается рост других. Он будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой.

Различным типам фирм соответствует то или иное распреде­ление пяти основных правомочий. Место и роль индивида в команде определяется в соответствии с обладанием одним или несколькими из следующих правомочий:

право на остаточный доход (остающийся после осуществления выплат остальным участникам); право на осуществление контроля над остальными участ­никами; право заключать договоры со всеми остальными участниками; право изменения членства в команде; право продажи всех правомочий сразу и каждого в отдельности.

Частнопредпринимательская фирма является примером клас­сической фирмы, собственник которой обладает одновременно всеми пятью правомочиями.

Функции собственности и управления в частнопредпринима­тельской фирме объединены, следовательно весь риск ложится на одного индивида и величина его дохода будет определяться ры­ночной конъюнктурой, предпринимательским талантом и способ­ностью контролировать работу остальных членов команды. Наде­ление индивида правом на остаточный доход предотвращает про­явление оппортунизма с его стороны.

Вместе с тем концентрация права на остаточный доход у един­ственного собственника приводит к обострению проблем возник­новения оппортунистического поведения со стороны других участников команды.

Неввозможность осуществления контроля за большим количеством исполнителей предопределяет небольшой размеp частнопредпринимательских фирм. У частнопредпринимательской фирмы могут возникнуть трудности с привлечением внешних инвестиций, поскольку гарантией выступает только имущество заемщика.

Проблема обостряется, если центральным агентом выступает собственник специфического человеческого капитала: с его уходом рыночная стоимость предприятия резко падает. недостатком является необходимость выполнения одним человеком нескольких функций. Ограниченность познавательных способностей индивида может стать причиной его некомпетентности.

сферы деятельности, в которых частнопредпринимательские фирмы будут наиболее эффективны: там, где значителен потенциал экономии на масштабе и разнообразии производства, сравнительно высока отдача от самоконтроля, высоки издержки внешнего контроля.

В партнерстве совокупность правомочий принадлежит не одному, а нескольким индивидам, причем реализация права на их передачу может быть ограничена. право на остаточный доход принадлежит теперь всем владельцам специфических ресурсов и при­дает форму участия в прибыли.

Существует риск обострения проблемы безбилетника: члены команды, не идентифицирующих себя с общим делом, могут счесть возможным экономить собственные усилия, при этом на каждого из них будет приходиться незначительная доля потенциальных потерь

уменьшение риска проявления оппортунистического поведения осуществление взаимного контроля участ­ ников команды.

увеличение количества партнеров имеет и поло­жительные стороны. По мере роста партнерства ослабевают фи­ нансовые ограничения

вариантом снижения ост­роты проблемы является неформальная специализация некоторых членов на реализации отдельных правомочий. В то же время ста­бильность существования организации может быть поставлена под угрозу в связи со стремлением одного из партнеров занять доми­нирующее положение, что приведет к ухудшению положения в фирме других ее членов.

Равноправие обычно наблюдается между собственниками спе­цифического человеческого капитала, поэтому партнерства часто встречаются в сфере научной, артистической, интеллектуальной деятельности.

В самоуправляющейся фирме (производственном кооперативе) всеми правами наделены собственники как специфических, так и общих ресурсов. Вместе с тем они могут реализовывать свои пра­вомочия, только являясь работниками предприятия, что суще­ственно сужает временной горизонт принимающих решение ин­дивидов.

Работники предприятия используют активы только в процессе производства, поэтому члены кооператива предпочтут распределение прибыли между собой осуществлению инвестиционных проектов

они будут препятствовать найму новых работников. Ввозможность участия в прибыли всех членов самоуправляющейся фирмы теоретически означает согласованность их мотивации. Вместе с тем в краткосрочной перспективе индивид может найти для себя более выгодным снизить уровень усилий. Вероятность оппортунистического поведения повышается, если нет эффективных форм внутригруппового контроля, отсутствуют санкции за отклонение от общепринятых норм поведения.

Самоуправляющаяся фирма имеет сравнительные преимущества в условиях, когда ее рабочие разделяют общую систему ценностей, созданную, например, распространяемой идеологией. В противном случае у фирмы с подобной структурой правомочий возникнут проблемы с накоплением капитала и коллективным отлыниванием.

У членов неприбыльной фирмы (некоммерческой организации) отсутствует право на остаточный доход, поскольку получаемая прибыль не распределяется. Право на контроль может реализовыватъся как всеми членами организации, так и назначаемым управлящим.

В отсутствие права на остаточный доход необходимы другие факторы, позволяющие предотвратить оппортунизм участников некоммерческой организации.

Ими становятся взаимовыгодность сотрудничества и персонализация отношений. В этих условиях постоянство состава участников является специфическим активом.

пример рассмотрим потребительский кооператив и кредитные союзы. Они возникают, как правило, путем объединения средств хорошо знающих друг друга людей, чьи отношения складываются на взаимном доверии и неформальных нормах поведения.

Вместе с тем распределение правомочий в данной организа­ции может стать причиной неэффективности контроля за деятель­ ностью управляющего, а следовательно, создать предпосылки к воз­никновению оппортунистического поведения с его стороны, выражающегося в присвоении части остаточного дохода.

данные организации отличаются высоким уровнем издержек и большей продолжительностью сроков службы управляющих, медленными темпами роста, обусловленного предпочтени­ем низкодоходных и малорисковых вложений.

В государственной фирме права на остаточный доход и на кон­троль оказываются размытыми. Государственная собственность подразумевает, что ключевыми правомочиями обладает население (налогоплательщики).

избиратели, как правило, делегируют свои полномочия представителям орга­нов власти, которые в свою очередь назначают чиновников для надзора за деятельностью государственного предприятия. Чинов­ник координирует действия наемного управляющего. право на остаточный доход факти­чески не могут реализовать ни собственники, ни избираемый пред­ставитель власти, ни чиновник, ни управляющий.

Собираемые платежи за предоставление услуг поступают в бюджет и могут лишь частично идти на покрытие издержек функционирования предпри­ятия.

затруднено как создание стимулов у управляющего к приложению оптимального уровня усилий и принятию эффективных решений, у собственников к контролю за деятельностью высшего менеджмента. Если предприятие оказывается убыточным и субсидируемым, уверенность, что издержки будут покрыты в любом случае, а риск банкротства невелик ввиду значимости производимой про- дукции еще больше снижает стимулы рабочих и управляющих.

Отсутствие права на доход в денежной форме делает предпоч­тительным получение неденежного удовлетворения в соответствии с функциями полезности поручителей и исполнителей.

Создание комфортных условий для работы и отдыха управляющих и служащих хотя и приводит к по­вышению непроизводственных издержек, может никак не отра­виться на цене, уплачиваемой конечным потребителем

государственные предприятия имеют сравнитель­ ные преимущества в тех областях, где необходимо осуществление долгосрочных инвестиций, а результат оказывается неопределен­ным и права собственности на него сложно специфицировать, на­пример, в сфере фундаментальных исследований. Кроме того, осу­ществление некоторых видов деятельности (оборона, охрана по­рядка) требует высокой достоверности угрозы наказания и признания легитимности власти и создания соответствующих иде­ологических установок.

Регулируемая фирма Применение различных методов регули­ рования, как правило, приводит к снижению прибыли фирмы и ее перераспределению в пользу других экономических агентов, что ограничивает право собственников на присвоение остаточного дохода. Распределение остальных правомочий зависит от размера предприятия. Если речь идет о крупной корпорации, то право на контроль будет принадлежать управляющему.

Собственники, об­ладающие правом на остаточной доход в ограниченной форме, бу­дут более терпимо относиться к оппортунистическому поведению менеджеров, выражающемуся в принятии неэффективных реше­ний, ведущих к необоснованному увеличению производственных и непроизводственных издержек.

В открытой корпорации специфическим ресурсом является физический капитал. Именно его владельцы, акционеры, претендуют на право получения остаточного дохода. рост размеров предприятия приводит к неввозможности реализации этого права небольшой группой хорошо знающих друг друга людей, для управления крупной компанией требуются специфические знания и навыки, поэтому в этих условиях право собственников на управление сводится к праву контроля за высшими менеджерами, которым также передается право на изменение членства в команде.

Преимущества такой организационной формы состоят в огра­ниченной ответственности акционеров, что является немаловажным стимулом для мобилизации крупных сумм рискового капитала в условиях высокого уровня неопределенности. В открытой кор­порации шире временной горизонт, поскольку при выбытии одного из членов команды не происходит изъятия специфических ресурсов. Разделение права на остаточный доход, связанного с несением риска, и права на управление может привести к уве­рению экономической эффективности в рамках сложной организационной структуры.

Подобная специализация позволяет переложить риск на нейтрально относящегося к нему индивида, каковым является поручитель (владелец акций), и делегировать право принятия решений исполнителю, обладающему специфи­ческими знаниями или информацией.

Вместе с тем распыление права на остаточный доход среди акционеров и делегирование ими права управления высшим менеджерам создает определенные трудности в организации контроля за действиями последних. В этих условиях прибыль, скорее всего, не дос­тигнет максимального уровня, поскольку менеджеры будут стараться завышать уровень непроизводственных издержек, не принимать рискованные решения, экономить собственные усилия.

ввозможность получения дополнительной информации об эффективности действий менеджеров в виде косвенных сигналов с фондового рынка. При снижении уровня дивидендов со временем падает и доверие акционеров к решениям управляющих, на­чинается массовый сброс акций, что влияет на их курсовую сто­имость. Это имеет ряд негативных последствий для менеджеров всех уровней: снятие с должности, снижение статуса в связи с по­глощением компании, создание плохой репутации на рынке ме­ неджерских услуг. Последнее может быть также эффективным средством обеспечения взаимного контроля управляющих

Появление открытой корпорации связано с развитием техно­логии массового производства, осуществляемого в условиях зна­чительной экономии на масштабе.