Структура и этапы создания экспертных систем. Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирую- щие знания специалистов в конкретных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспертная система компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться.
Advertisements

ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ. Отличия систем искусственного интеллекта от обычных программных систем ХарактеристикаПрограммирование в системах.
Экспертные системы (ЭС). Характеристика и назначение. Лекция 1.
ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ Экспертными системами называют сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и.
Информационные технологии в экономике «Искусственный интеллект» ВГУЭС Владивосток.
Экспертные системы.
Глава 5. Экспертные системы Базовые понятия. Методика построения. Статистический подход (пример).
Экспертные системы Общая характеристика экспертных систем (ЭС). Классификация инструментальных средств ЭС. Организация знаний в ЭС. Виды ЭС. Типы задач,
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1. Проблемная область искусственного интеллекта 2. Модели представления знаний.
Системный анализ процессов химической технологии Лекция 3 Преподаватель:профессор ИВАНЧИНА ЭМИЛИЯ ДМИТРИЕВНА РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.
ИК: Упр.знан.ИС Дисциплина: Интеллект. ИС Преподаватели: Лекции – Збарский Александр Михайлович Семинары – Павлековская Ирина Васильевна.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Тема 2. Базы данных, базы знаний, экспертные системы, интеллектуальные информационные системы.
3.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СИСТЕМА Успешное внедрение информационных технологий связано с возможностью их типизации. Конкретная информационная.
Выполнил: Григорьев Никита группа 2П. План: 1.ПодсистемыПодсистемы 2.Виды системыВиды системы 2.1 Информационной обеспечение 2.2 Техническое обеспечение.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Создан в октябре 2009г Состав: психологи (2,5 ст.), математики (2 ст.)
Технологии ИИ1 ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Лекция 5. Экспертные системы Продолжение.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Что такое программирование? Совокупность процессов, связанных с разработкой программ и их реализацией. В широком смысле к указанным процессам относят все.
Литература 1. Андрейчиков А.В, Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, – 424 с. 2. Гаврилова.
Транксрипт:

Структура и этапы создания экспертных систем

Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и предназначенные для обеспечения высокоэффективного решения неформализованных задач.

Состав и взаимодействие участников построения и эксплуатации экспертных систем К числу основных участников следует отнести: экспертную систему, экспертов, инженеров знаний, средства построения ЭС и пользователей.

Эксперт – это человек, пользующийся репутацией специалиста, умеющего находить правильные решения проблем в конкретной предметной области. Эксперт использует приемы и знания, чтобы сделать поиск решения более эффективным, и ЭС модулирует все его стратегии.

Инженер знаний – человек, как правило, имеющий познания в информатике, программировании, искусственном интеллекте и знающих, как надо строить ЭС. Инженер знаний опрашивает экспертов, организует знания, решает, каким образом они должны быть представлены в ЭС, и может помочь программисту в написании программ.

Средство построения ЭС – это программное средство, используемое инженером знаний или программистом для построения ЭС.

Три главных компонента, которые проявляются в каждой ЭС База знаний, механизм вывода пользовательский интерфейс

ЭС могут содержать следующие компоненты : подсистема извлечения знаний; БЗ; механизм вывода; пользовательский интерфейс; рабочая область; подсистема объяснения; подсистема верификации знаний.

Извлечение знаний представляет собой накопление, передачу и преобразование экспертиз решения задачи от экспертов или документированных источников знаний компьютерной программой для конструирования или расширения БЗ.

Потенциальные источники знаний эксперты; учебники; справочники; базы данных; исследовательские отчеты.

База знаний содержит знания, необходимые для понимания, формулирования и решения задач. факты специальные эвристики или правила проблемная ситуация и теоретические знания о проблемной области направляют использование знаний при решении специфических задач в отдельной области

Механизм вывода является мозгом ЭС, его также называют управляющая структура или интерпретатор правил. Этот компонент является в основном компьютерной программой, которая обеспечивает методологию для рассуждения об информации в БЗ и в рабочей области, а также для формулирования заключений. Она обеспечивает указания о том, как использовать знания системы при реализации агенды. Агенда - расписания запланированных действий в рабочей области, которая организует и управляет шагами, предпринимаемыми для решения задачи.

Механизм вывода интерпретатор планировщик выполняет выбранные позиции агенды, используя соответствующие правила БЗ поддерживает управление агендой

Пользовательский интерфейс ЭС содержат языковой процессор для дружественного, проблемно-ориентированного общения между пользователем и компьютером. Общение наилучшим образом выполняется на естественном языке. Иногда оно дополняется меню и графикой.

Рабочая область Это область, расположенная отдельно для описания текущей задачи, как определенно входными данными. Она также используется для запоминания промежуточных результатов. В рабочей области запоминаются промежуточные гипотезы и решения.

Подсистема объяснения Способность отслеживать ответственность и соответствие заключений их источникам является решающей и при проведении экспертизы, и при решении задачи. Подсистема объяснений может отслеживать такую ответственность и объяснять поведение экспертной системы.

Этапы создания экспертных систем 1.Идентификация; 2.Концептуализация; 3.Формализация; 4.Выполнение; 5. Опытная эксплуатация; 6.Тестирование.

Этап идентификации определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей

Этап концептуализации проводится содержательный анализ проблемной области; выявляются используемые понятия и их взаимосвязи; определяются методы решения задач.

Этап формализации выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.

Этап выполнения Осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС.