Дополнительное коррекционное занятие по жестовой речи в 11 классе I вида Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат I-II вида г. Улан-Удэ Учитель: ЮНДУНОВА Т.Д.
Особенности речевого развития неслышащих школьников: Снижение речевой мотивации; Бедность словарного запаса; Нарушение связной речи.
Особенности НЕНОРМИРОВАННОЙ жестовой речи: Особенности НЕНОРМИРОВАННОЙ жестовой речи: Механический перевод; Искажение выразительных средств; Смазанность, неточность жеста; Перевод части слова или перевод вне контекста; Нарушение последовательности слов во фразе.
Нормативный язык жестов максимально приближен к устной речи максимально приближен к устной речи o расширяет мировосприятие, o обогащает словарный запас, o развивает речевую активность, o приобщает богатству языка.
Тема урока : «Календарь. Время» (2 часа) Образовательные Коррекционно – развивающие Воспитательные ЗАДАЧИ
Образовательные: Обогащать словарь пространственно- временными понятиями; Учить грамотным жестовым обозначениям; Учить осмыслять слово в контексте; Учить анализировать сложное жестовое обозначение; Учить определять сходство и различие жестов; Учить вести диалог; Учить соотносить жест с артикуляцией.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви к русским народным приметам, поверьям; Воспитывать чувство любви к русским народным приметам, поверьям; Учить красиво и точно использовать жесты в стихотворении и песне. Учить красиво и точно использовать жесты в стихотворении и песне.
Коррекционно – развивающие: Развивать речевой и неречевой слух Развивать речевой и неречевой слух на материале урока; на материале урока; Развивать чувство ритма; Развивать чувство ритма; Развивать навык чтения с губ. Развивать навык чтения с губ.
Оборудование: - Индивидуальные слуховые аппараты; - Компьютер, проектор, интерактивная доска; - Словарь синонимов, толковый словарь; - Календарь; - Иллюстрации к временам года.
Ход урока: I.Организация начала: 1.Приветствие. 2. Проверка звукоусиливающей аппаратуры 3. Гимнастика для рук, пальчиковая гимнастика. 4. Артикуляционные упражнения Основная часть: II. Основная часть: 1. Тема урока 2. Первый этап - слова 3. Второй этап – словосочетания, диалог 4. Третий этап – сходство и различие жестов 5. Четвертый этап - смысловые предложения 6. Пятый этап – стихотворение, жестовая песня III.Организация окончания. 1. Обобщение 2. Оценка деятельности 3. Домашнее задание
I.Организация начала урока: Приветствие Проверка звукоусиливающей аппаратуры; Гимнастика для рук, пальчиковая гимнастика; Артикуляционные упражнения
II. Основная часть Система отработки и закрепления изучаемых жестов: Первый этап - Чтение слов (словарная работа); - Показ жеста; - Пояснение особенности жеста; - Повторение с отработкой правильности и четкости жеста; - Использование обратного перевода. Слова на уроке сконцентрированы вокруг определенной темы, - таким образом легче усваивается словарь.
Второй этап Второй этап Перевод словосочетаний жестами по цепочке; Перевод диалога «Месяцеслов» с выразительными средствами (паузы, мимика, четкая артикуляция);
Третий этап: Упражнения на сходство и различие жестов Пример: «время-возраст-период»,«день-свет-просто». Упражнения на прямой и обратный перевод; Составление словосочетаний. Этот этап приучает быть внимательным к жесту и точности его показа.
Четвертый этап Работа над фразой: простой сложной многозначность жеста. Пример: 1. «Вечная слава всем, кто отдал жизнь за свое Отечество!» (навсегда, навечно) 2. «Вечно приходится с тобой ссориться по пустякам» (всегда, постоянно)
Пятый этап Работа с текстами В систему работы включены: 1. Перевод стихотворения «Дни недели» С.Я. Маршака. 2. Перевод песни «Четверг» М. Леонидова. Это вырабатывает в жестовой речи: ритм, пластичность, эстетичность, эмоциональность.
III. Организация окончания урока: Обобщение Оценка деятельности Домашнее задание
Анализ урока Задачи урока реализованы; Материал урока усвоен; Общедидактические принципы соблюдены: Научность Направленность Последовательность, систематичность Сознательность и активность Доступность Наглядность Система отработки и закрепления жестов усвоена.
Результат: Умение держаться на сцене, грамотно подавать перевод стихотворений, песен; Обогащение словаря через жестовую речь (как вспомогательное средство овладения устной речью); Приобщение к национальному жестовому языку как самостоятельной лингвистической системе с набором лексических и грамматических средств для выражения смыслов и отношений между смыслами
Спасибо за внимание!