Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Организационная модель деятельности образовательного учреждения.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
Афанасьева Е.А. методист МБОУ МЦ г. Иваново. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ Программа духовно- нравственного.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Модель внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы: Систему видов внеурочной деятельности учащихся,
Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Организация внеурочной деятельности в начальной школе 24 марта 2010 года Чуп Ольга Валерьевна, зав. кафедрой педагогики и дополнительного образования ККИДППО.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО Семинар для учителей начальных классов.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Роль и место внеурочной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Транксрипт:

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Федеральные документы Закон РФ «Об Образовании» Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2001 года 196 Сан ПиН Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года 373 Федеральный перечень учебников учебный год Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986)

Региональные документы О рекомендациях по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана ОУ, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 1-х классах в учебном году, письмо ДОН от /10-14 Об особенностях организации внеурочной деятельности в 1-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, письмо ДОН от /10-14 О комплектовании групп и ведении документов строгой отчетности при организации внеурочной деятельности в 1-х классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в учебном году, письмо ДОН от /10-14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373» Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, тематические лагерные смены, летние школы

Цель и общие задачи воспитания и развития учащихся начальной школы Национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Ценностные установки воспитания и развития российских школьников патриотизм социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество

Планируемые результаты воспитания и развития учащихся начальной школы Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (1-й класс) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2-3-й класс) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4-й класс) Достигается во взаимодействии с педагогом Достигается в дружественной детской среде (коллективе) Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности Оценка достижения результатов проводиться через неперсонифицированные мониторинговые исследования и отражается в портфолио младшего школьника.

Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС (организационный аспект) внеурочная деятельность Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно- оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Группы продленного дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня» Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога- психолога, старшего вожатого

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.

Модель дополнительного образования. образовательное учреждение может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей

Организационно УДОД могут стать ресурсными центров «узловая» модель филиал УДОД

Ресурсный центр Программа ВД учителя начальных классов/Аренда оборудованного кабинета в УДОД Программа ВД специалиста УДОД Например:

«Узловая» модель в УДОД собираются на занятия дети из различных ОУ по несколько человек

Филиал УДОД на базе ОУ организовывается филиал учреждение дополнительного образования, где реализуются программы педагогов дополнительного образования детей

Преимущества модели ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей предоставление широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико- ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня» создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; создание здоровьесберегающей среды, включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ

Школа полного дня Режим дня: Час здоровья Окружающий мир Математика Динамическая пауза Этика: азбука добра Изобразительное искусство Обед Игротека

Преимущества модели создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог- организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие) координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель

Направление /ответственный Учитель Учитель Ф/К Вожатый Психолог Спортивно- оздорови- тельное Кружок «Разговор о здоровом питании» 1 час/нед Секция «Олимпийское движение» 1 ч/н + 24 ч/каникулы Постоянно действующий тренинг «Психология для малышей» 1 ч/н Общекуль турное Экскурсионный кружок «Мой город» 4 ч/мес Социальное Клуб «Лидер» 24 ч/каникулы Адаптационный курс «Первые шаги в школе» 16 ч/сент.,окт Общеинтел лектуальное Кружок «Развивайка» 1 ч/нед Духовно- нравственное Клуб «Школьные традиции» 4 ч/мес Акции 2 ч/мес Внеурочная деятельность: 296 час

Преимущество оптимизационной модели минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений

Инновационно- образовательная модель разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами

система публичной оценки проектов учащихся образовательные технологии критическое мышление адаптационная модель выявления индивидуальных способностей методическое сопровождение индивидуальной троектории профессионального роста учителя Инновационно-образовательная модель

Преимущества модели высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности научно-методическое сопровождение их реализации уникальность формируемого опыта

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей !!!создано общее программно- методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. 2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени. 3. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. 4. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 5. Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня; программы по конкретным видам внеурочной деятельности), должны соответствовать определенной структуре. 6. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. 8. Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Любые выбранные образовательным учреждением формы должны быть представлены в программах внеурочной деятельности.

Типы программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.); образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 23 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности. К данному типу программ относятся программы кружков, секций, студий, творческих объединений учащихся. индивидуальные образовательные программы для учащихся могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности.

Структура рабочей программы (тип программы: комплексная/тематическая) 1. Пояснительная записка (информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на внеурочную деятельность, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; формулировка цели и задач; принципы, на которых строится данная программа, обоснование выбранных путей, средств, методов достижения цели; сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения; краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности)

2. Тематический план программы Наименование разделов/ модулей, тем Всего, час Количество часов Характеристика деятельности обучающихся 1234 Ау ди то рн ые Вне ауд ито рн ые Аудиторные Аудиторные Аудиторные Аудиторные Ау дит орн ые Вне ауд ито рны е И т. д И т. д. Итого:

3. Содержание программы (реферативное описание разделов/модулей, тем с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и разбивкой по каждому классу). 4. Предполагаемые результаты реализации программы (в данном разделе должны быть прописаны уровни воспитательных результатов внеурочной (первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися). 5. Формы контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др. формы как итог реализации каждого модуля). 6. Методические рекомендации (раздел не повторяет пояснительную записку, более конкретен, методичен, менее концептуален и основан на опыте работы по данной программе на разных этапах ее создания; отражает условия, необходимые для получения наилучшего результата; отмечаются наиболее важные по мнению автора моменты).

7. Описание материально-технического обеспечения программы п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* 2. Печатные пособия 3. Технические средства обучения 4. Экранно-звуковые пособия 5. Игры и игрушки 6. Оборудование кабинета (-ов)

При проведении анализа подходов пилотных образовательных учреждений к созданию моделей внеурочной деятельности выявлены типичные недостатки: 1. Большая информационная перегруженность программ внеурочной деятельности, несоответствие возрастным возможностям первоклассников. 1. Превышение объёма аудиторной работы. 1. Недостаточно конкретизированные планируемые воспитательные результаты.

4. Планируемые воспитательные результаты не дифференцированы по уровням их достижения. 5. Структура рабочих программ внеурочной деятельности не соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности (см. методический конструктор внеурочной деятельности школьников). 6. Не прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы (темы и содержание кружковой, клубной, факультативной, студийной работы и т.д. идентичны)

7. Предлагаемые формы контроля результатов не соответствуют возрастным возможностям и в большинстве случаев являются формами контроля учебных достижений (тестирование, олимпиады) 8. Отсутствуют способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика. 9. В большинстве программ отсутствует расписание проводимых занятий.

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Краеведческая деятельность Духовно-нравственное направление Кружок «Я – гражданин России» Краеведческий клуб «Родной край», экскурсии по краю. Подготовка и проведение праздников Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Спортивно- оздорови- тельная деятельность, основы безопасности жизнедеятель- ности Спортивно-оздоровительное направление Спортивная секция, беседы о ЗОЖ Клуб «Спасайкин», экскурсии по посёлку, в кабинет безопасности Спортивная акция «Мама, папа, я – спортивная семья» («интенсив» в каникулярное время)

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Социальная деятельность, трудовая деятельность Социальное направление Кружок «Рукоделие» Клуб «Забота» Акция помощи ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Уход за памятником в парке. Поздравление ветеранов с праздником

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Творческая деятельность Общекультурное направление Театральная студия Походы в театр, постановка спектакля в классе, в школе Постановка спектакля для детей детского сада, детского дома, для ветеранов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы: 1. Систему видов внеурочной деятельности учащихся, структурированную по направлениям (духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) и по уровням достижения воспитательных результатов 1-й уровень: приобретение социальных знаний 2-й уровень: опыт ценностного отношения к социальной реальности 3-й уровень: получение опыта самостоятельного общественного действия

Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы: 2. Расписание внеурочных занятий в отдельно взятых классах, в смешанных группах, а также расписание проведения «интенсивов» (если есть).

Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы: 3. Диагностику интересов учащихся по направлениям внеурочной деятельности ( Методика для изучения социализированности личности учащегося, позволяющая оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры учащегося, разработана профессором М. И. Рожковым; адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников, который позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности ценностно- смысловой ориентации в мире, составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)

Модель внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы: 3. Маршрутные карты (листы) учащихся. 4. Программы внеурочных занятий, заявленных в образовательной программе, составленные в соответствии: - с организационной формой проведения занятия (факультатив, студия, секция, кружок, клуб, мастерская и т.д.); - со структурой рабочей программы курса внеурочной деятельности; - с возрастными особенностями учащихся начальных классов (содержание программного материала, формы и виды контроля не должны вызывать умственную, физическую и психологическую перегрузку учащихся)