НДОУ 220 ОАО «РЖД» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬ: МАШНЕВА И.Г. ИРКУТСК-2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологическое воспитание дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с 410 Воронцова Е.В.
Advertisements

«МЫ ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ!» СРЕДНЯЯ ГРУППА 1 «ЗВЕЗДОЧКИ» Воспитатель: Михрлиева Оксана Ахмедовна.
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА» средняя группа Воспитатели: Кравченко Л.Н. Семененко И.Д.
Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных.
Презентация Экологический кружок «В мире природы» в средней группе. ДОУ «Ягодка» г.Чкаловск Воспитатель:Шагалова Елена Константиновна.
Творческий отчёт по теме: «Умственное развитие дошкольниками средствами природы» Целовальникова Марина Дмитриевна Место работы: Муниципальное дошкольное.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
Творческий проект На тему Путешествие в волшебный мир воды Выполнили воспитатели: Романова Л.Д. Худякова Н.В.
Реферат Экологическое воспитание детей дошкольного возраста -формирование системы экологических знаний и представлений - развитие эстетических чувств -
« Наш дом- природа » Программа экологического образования дошкольников.
Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру Из опыта работы воспитателя МДОБУ Полянский детский сад Козыревой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Колокольчик» Экологическое воспитание как познание окружающего мира 2013 г.-2014г.
Земля наш общий дом
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с о/в 7 Шарипова Анна Павловна.
Калейдоскоп работы по экологии в группе «Дружная семейка» (опыт работы) МБДОУ 165 «Аленушка» воспитатели - Асфандиярова С.Г. Хинцинская В.В.
«Нам жить на этой Земле!» Архангельская Ирина Леонидовна воспитатель. МДОУ ЦРР детский сад 1 г.о. Орехово-Зуево Презентация информационно - исследовательского.
Программа экологического воспитания дошкольников «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С.Н.Николаева)
Предметно развивающая среда по экологическому воспитанию детей старшей группы6 «Солнышко» Выполнили: Булатова М.С. Квач Е.А.
Проект " Зеленый мир деревьев " Старшая группа ДОУ 50 общеразвивающего вида Воспитатель : Капнова Л.В.
Экологическое воспитание дошкольников разновозрастной группы на занятиях и в повседневной жизни.
Транксрипт:

НДОУ 220 ОАО «РЖД» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬ: МАШНЕВА И.Г. ИРКУТСК-2012 г.

« Мир окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума » В. Сухомлинский

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб …. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь : « не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит ». Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.

Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что : регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия ; регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.

В начале работы перед собой поставила цель : познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона ; приобщить к экологической культуре ; научить воспринимать природу целостно ; понимать доступные существенные связи между живыми организмами ; гуманно относится ко всему живому.

Задачи: Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. Знакомить детей с ростом, развитием размножением живых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными. Помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм, красок.

По результатам диагностики по экологии на начало года получили следующие результаты:

Основные направления : Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников. Познавательно - развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами ( акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.). Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Для работы по использованию регионального компонента была обогащена развивающая среда. Большое значение уделялось подбору материала для работы с детьми. С помощью родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Это такие альбомы : « Птицы нашего края », « Животные Иркутской области », « Деревья и кустарники », « Грибы и ягоды », создали коллекцию открыток о природе, подобраны иллюстрации о Байкале.

Рассматривание альбома « ДЕРЕВЬЯ »

Рассматривание альбомов « Птицы » и « Животные »

Для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации различных объектов по различным признакам собраны коллекции. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. У нас представлены коллекции камней, коллекция семян, изготовлен гербарий. Это те коллекции, которые могут собирать сами дошкольники и их родители ( камни, семена растений, сухие листья, ветки и т. д.).. Рассматривая коллекцию насекомых дети пришли к выводу, что чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причём часто среди них преобладают самые красивые, редкие виды. Для того, чтобы увидеть чучела и коллекции животных, надо ходить на экскурсии в музеи, на выставки. Таким образом, нами решается природоохранный аспект.

Коллекция камней с Байкала

Рассматривание коллекции камней

Изучение гербария

Коллекция семян

Коллекция ракушек

Коллекция насекомых

Рассматривание коллекции « Насекомые »

В совместной с педагогом деятельностью дети знакомились с зоной тайги и лесов, с условиями жизни в природной зоне, с растениями и животными. Использовали модели отражающие взаимосвязь растений и животных и условий жизни в тайге согласно программе « Развитие ».

Выкладывание схемы зоны « Тайги »

Были проведены такие занятия как « Лесные модники », « Зимние гости », « Птицы » и др. Все полученные знания дети закрепляли через дидактические игры « Кто где живёт ?», « Представь себя животным » и др. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Играя в дидактические игры, ребёнок может превратиться в лягушку, дерево, в рыбку, капельку, в ветер, в гору. Это используется для воспитания эмоционального отношения к природе, для формирования уважительного отношения к её представителям.

« Разложи животных »

Знакомство с природой родного края осуществлялось через экскурсии на прогулках, во время наблюдений. Экскурсии по территории дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Детям эти экскурсии приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе. Наблюдения в природе проводятся в то время, когда в природе наступают более яркие изменения, например во второй половине осени, когда идёт массовое опадение листьев, или зимой, чтобы посмотреть следы на свежем снегу и красоту зимнего леса. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Наблюдения в природе Наблюдения в природе

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы, рассказам детей. Собранная библиотека представлена различной литературой, которая меняется в зависимости от сезона. Есть уголок Байкала, где собраны иллюстрации, открытки, книги. Большая работа проводится по ознакомлению детей с Байкальскими сказками. Сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Для макета Байкала дети изготовили из солёного теста терпят. Посмотрели фильм о Байкале, послушали песни. Читались экологические сказки. Использование в воспитательном процессе экологических сказок позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников.

Книжный уголок

Чтение экологических сказок

уголок Байкала уголок Байкала

Рассматривание иллюстраций о Байкале

лепка нерпы лепка нерпы

Собрана мини - лаборатория, где хранятся оборудование и необходимые материалы для проведения опытов, специальная посуда ( стаканчики, баночки, трубочки, песочные часы, лупы ). Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в « учёных », которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

мини - лаборатория мини - лаборатория

Опыты, наблюдения, экспериментирование

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции. Во время этих акций была проведена эколого - оздоровительная работа по темам : « Трудная жизнь деревьев – горожан » - дети узнали, что деревья дают кислород, очищают воздух от пыли, снижают уровень звука ; « В гости к птицам » - узнали, что дерево для птиц – дом и столовая ; « Снегопад » - снег укрывает землю, как одеяло согревает всё, что под ним растёт, очищает воздух от пыли, грязи.

« Птичья столовая » – забота о зимующих птицах

« Укрывание снегом деревьев »

Было проведено анкетирование по экологии с родителями, где выяснила, что у большинства родителей есть комнатные растения дома, у некоторых домашние животные. Они вместе с детьми любят бывать в лесу, дети смотрят дома передачи о природе. Большинство родителей рассказывают о пользе лекарственных растений, ягод и др. В помощь родителям приготовила консультации, например о лечебных свойствах ягод : " Ягодка - смуглянка ", " Морковь в роли зубной щётки ", и т. д. Начата работа по созданию копилки « Бабушкины советы », где собираются рецепты лечебных напитков.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

После проведённой работы получили следующие результаты :

Спасибо за внимание !