Методика организации исследовательской деятельности школьников
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся - одна из педагогических технологий. Процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построения субъективно нового знания. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.
Виды исследований Монопредметные Межпреметные Надпредметные В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используются моно предметные исследования.
Реализация исследовательских технологий предъявляет определённые требования к педагогу – организатору исследовательской практики:
-уметь определять темы для исследования; -ставить цели и решать исследовательские задачи; -выполнять функции соучастника исследовательской работы; -создавать педагогические и организационные условия для изучения учащимися различных источников информации с целью расширения осведомлённости по данной теме; -вести поиск возможностей проектирования основных этапов исследования : (цель ---что нужно делать? ---что для этого понадобится? ----какова последовательность действий? каков возможный результат? ---каковы возможные затруднения?).
Ученик, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависит тема исследования, сроки выполнения, а также немало важно, будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, ученик развивает такие важные качества: -творческое мышление; -ответственность; - умение отстаивать свою точку зрения. Из опыта работы знаю, что ученик поучаствовавший единожды в научно – практической конференции уже никогда не отказывается от работы над очередной темой. Подготовка научных проектов доставляет радость самоутверждения.
На городской конференции стали победителями: 1. Гюмуш Дарья Модели к урокам стереометрии 2005 г 2.Соловьёва Надежда Многогранники 2006 г 3. Варнкин Максим Экономические задачи 2006 г 4. Чернова Анна Применение интегралов 2006 г. Приняли участие в Кузбасской ярмарке «Образование. Карьера. Занятость.» : 1. Варанкин Максим Экономические задачи 2006 г 2. Гюмуш Дарья Модели к урокам стереометрии 2006 г 3. Соловьёва Надежда Многогранники 2006 г.
Получили Дипломы Фестиваля исследовательских работ и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимых Издательским домом «Первое сентября»: 1. Иванников Артём Задачи с использованием знак 2006 г абсолютной величины 2. Гюмуш Дарья Стереометрия класс 2006 г 3. Грица Шарлотта Построение графиков, содержащих знак модуля 2007 г 4. Шаболтаева Екатерина Уравнения с параметрами 2007 г 5. Низамова Криситина Криптография 2008 г 6. Шаболтаева Екатерина Решение систем линейных уравнений 2008 г 7. Грица Шарлотта Вычисление площадей 2008 г с помощью интегралов