ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Advertisements

Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.
Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.
Спор об универсалиях
Теологическая философия средних веков. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Философия Средних веков Урок 3. Таблица «Периоды развития западной философии» Название периода Хронологические рамки Античная философия VI в. до н.э.
Философия Лекция 3 Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Типология ХФ 1. Патристика (от лат. Pater - отец): вв. н.э. 1. Патристика (от лат. Pater - отец): вв. н.э. 2. Схоластика (от лат. schola -
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Транксрипт:

ТЕМА 3 Средневековаяфилософия

План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм в средневековой философии. 4. Арабская средневековая философия

Основные этапы развития средневековой философии Средневековая философия V – XV вв. н.э. Период патристики V-VII вв. Период схоластики VIII-XVвв. Реализм Номинализм ? Об универсалиях

Вопрос 1. Основные черты средневековой философии. Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальность ю, основным предметом философских исследований являлся Бог) (главной причиной всего сущего, высшей реальность ю, основным предметом философских исследований являлся Бог)Догматизм Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии) Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии)Креационизм Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека) Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека)

Провиденциализм Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения Эсхатология Учение о конце света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении Учение о конце света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении Теодицея Признание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей Признание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей Превосходство веры над знанием Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога

Вопрос 2. Средневековая патристика. Патристика – учение «отцов церкви». Цель-формулировка основных догматов Апологетика Юстин Мученик, Тертуллиан Догматика Василий Великий, Аврелий Августин Гностицизм Васелид, Валентин Манихейство Мани

Гностицизм Основные идеи: Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений Делили людей на 3 категории: «плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди Противопоставление духа и материи

Апологетика Основные идеи: Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения «Верю потому, что абсурдно» Откровение – обнаружение Бога посредством деятельности сердца как органа религиозных переживаний

Манихейство Основные идеи: Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного и дьявольского) Путь спасения человека - аскетический образ жизни

Догматика Основные идеи: Аврелий Августин Блаженный («Исповедь», «О троице», «О граде Божьем») Цель и смысл жизни человека – познание Бога и презрение к себе Бог не только сотворил весь мир, но и продолжает творить его дальше Божественные свет – сила, способная высвечивать подлинную сущность вещей Источники знаний человека: опыт и вера (абсолютное превосходство веры над знанием)

Бессмертная душа обладает следующими свойствами: разум, воля и память. Тело – лошадь, душа – наездница Зло – результат свободной воли человека Субординация между институтами общественной жизни предопределена свыше: «град земной» и «град Божий». Теократический характер государства.

Вопрос 3. Средневековая схоластика. Средневековая схоластика «школьная философия» Распространение среди широких слоев населения Реализм Номинализм Вопрос об универсалиях – общих понятиях (человек, лошадь)

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Ансельм Кентерберийский Фома Аквинский Гильом из Шампо

Номинализм – (от лат. номен – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. – (от лат. номен – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Иоанн Росцелин, Уильям Оккам

Философия Фомы Аквинского. Крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики В 1878 г. учение Фомы Аквинского – томизм – решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма (сегодня неотомизм) Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля

Доказательства существования Бога Фомы Аквинского: Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему – Бог

Исследование проблемы познания Фомой Аквинским: Откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания Вера и разум дают истинное значение Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо

Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение Философия и теология – разные науки Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом Все остальное (Божественное откровение) может познать только теология

Пьер Абеляр Основные идеи: Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой Сформулировал теорию «двух истин», достигаемых с помощью веры и разума Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума

Уильям Оккам Основные идеи: Отделил философию от теологии Сформулировал принцип «бритвы Оккама»: Сущностей не следует умножать без необходимости

Вопрос 4. Арабская средневековая философия Аль-Кинди Аль-Фараби Ибн-Сина (Авиценна) Аль-Газали Ибн-Рушд (Аверроэс)

Спасибо за внимание! © Малькова Т.В., ЧелГУ МФ только для сайта