СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Символизм, акмеизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Выполнил Ревенко С.А. Веселовская средняя школа Символизм, акмеизм.
Advertisements

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ РУБЕЖА ВЕКОВ Эпоха сложных противоречий и напряжённых духовных исканий. Революционные преобразования и кризис неудач. Удовлетворение.
Урок по литературе в 11 классе на тему: « Античные образы в поэзии серебряного века. (На примере стихотворений В. Брюсова «Орфей и аргонавты» и А.Белого.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Акмеизм Предпосылки «Преодоление» символизма Преемственная связь с символизмом «Бунт» на «Башне» В. Иванова.
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
Акмеизм Николай Гумилев. Становление акмеизма 1900 г. – «ивановские среды» 1906 – 1907 г.г. – «кружок молодых» 1909 г. – «Поэтическая академия» 1911 г.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
«Серебряный век». Особым прорывом в поэзии и других видах искусствах стал «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» - конец 19 – начало 20 века, русский Ренессанс. Это было верхушечное,
Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
Акмеизм Акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) одно из модернистских течений в русской поэзии начала XX века,
Серебряный век Русской литературы. Выполнили: Сухарев Илья Сысолятин Алексей Сысолятин Алексей Стоякин Артем Стоякин Артем Терпугов Роман Терпугов Роман.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Транксрипт:

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Символизм, акмеизм

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье. Предположительно эта метафора была впервые употреблена Н. А. Бердяевым. Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом.

Поэзия серебряного века. Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими символистами»: Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус, В. Брюсов. В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».

Философская основа символизма. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется сверх рациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека. Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов. Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно привлекала поэтов Греция. Герои античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого. Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.

Музыкально-композиционные приемы. Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики. Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта, обратите внимание на повторяющиеся звуки. Какой музыкально-композиционный прием использован ? Чуждый чарам черный челн… Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.

Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике нового течения, первооснова творчества. Стихотворения символистов строятся, как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий. Неслучайно тексты К. Бальмонта, А.Белого, А.Блока привлекали многих многих русских композиторов таких как: С.Танеев, С.Прокофьев, И.Стравинский. В лирике символистов максимально использованы музыкально-композиционные приемы.

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма. Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и мрамора». Он описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы, гранит, утесы. Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него «целым миром из серебра». Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое», «зеркало ясных небес»

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей. Мощен Геракл,благороден Ментоний, Мудр многоопытный старец Нелей,- Ты же предвидел в священной дремоте Путь предстоящий, Орфей! Славь им восторг достижимой награды, Думами темных гребцов овладей И навсегда закляни Симплегады Гимном волшебным, Орфей!

В полном соответствии с пафосом монолитно- твердых, географических начал человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и звукопись. Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность, гармоничная уравновешенность, тяготение к риторическим способам организации стиха. «Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин

Образная символика лирики Брюсова. Мифологический герой Брюсова - избранник небес. В стихотворении «Одиссей» поэт возносит героя над толпой. Эта исключительность обусловлена тем, что он, как и Орфей, Одиссей, отравлен волшебным ядом искусства. Брюсов провозглашает безраздельную власть искусства над миром, его магическую, заклинающую силу.

« И всем богам я посвящаю стих…» В. Я.Брюсов На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики – («Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний»). На материале прошлых культурно - исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.

Пейзаж в лирике Брюсова. «Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…» В. Я. Брюсов Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря. Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»: «Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные, Гибнут в борьбе непокорные…»

Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие) Возник в 1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий

Поэтика акмеизма. Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Особенности поэтики акмеизма : Живописная четкость образов; Вымеренная композиция; Эстетизация детали; Стилистическое равновесие;

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» - называл акмеизм О. Мандельштам. Ключевые категории акмеизма. Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов культура была целью себе самой. Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества.

Н. С. Гумилев – поэт и теоретик акмеизма. Начал свой путь в литературе в период расцвета символизма, ориентировался в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез. Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты.

Сборники стихотворений Н.С. Гумилева год – «Путь конквистадоров» 1908 год – «Романтические цветы» 1910 год – «Жемчуга» 1912 год – «Чужое небо» 1915 год – «Колчан» 1918 год – «Костер» 1921 год – «Огненный столп»

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют. Он совсем не нравится мне, это Он хотел стать богом и царем, Он повесил вывеску поэта Над дверьми в мой молчаливый дом… («Память») Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.

Во втором сборнике «Романтические цветы» поэт поставил перед собой задачу постепенно свести поэзию на землю. В этой книге он по-прежнему говорит из-под маски. Маска Гумилева соответствует тому миру, где она появляется, то есть в Абиссинии это маска абиссинца, в Египте – египтянина, а в Турции – шейха… Больше того – он может превратиться в ягуара. И к людскому крался я жилищу По пустому сумрачному полю…

«Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий» Путешествие в неведомые страны было давней мечтой поэта. Еще будучи слушателем Сорбонны, он задумал побег в южные страны. Возможно, последней каплей, переполнившей его желание, были выставленные в Салоне полотна Гогена, от которых Гумилев пришел в восхищение. Он хотел быть похожим на художника, который сам сделал свою судьбу.

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», - ушел не только от европейского искусства, но и от европейской культуры и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок. Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое …»

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и земля, добро и зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги. В одном из стихотворений возникает образ парус, борющегося с морской волной, и отважного кормчего: И загорелый кормчий ловок, Дыша волной растущей мглы И - от натянутых веревок - Бодрящим запахом смолы.

Поэтика поздней лирики Гумилева. Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив бренности всего сущего – главный мотив его поздней лирики. Все проходит, как тень… («Пиза») Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь… «Канцоны»

Роль и значение поэзии «Серебряного века». Поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она возникла как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней новое слово, вернуть ей жизненную силу.Поэзия русского культурного ренессанса обогатила русскую культуру и излучает свою энергию и поныне.