Современный урок Инструментарий работы учителя в условиях введения ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализировать свои действия Обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание Самостоятельно принимать решения,
Advertisements

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
ФГОС в начальной школе: требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
ФГОС : ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут : анализировать свои.
Главные задачи современной школы в процессе модернизации и инновационного развития России - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного.
МОУ СОШ 2 им. М.А. Пронина г.о.Звенигород Презентацию подготовила: учитель начальных классов, Ященко И.В. Основные функции и характер деятельности учителя.
Основные вопросы: 1. Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока.
«Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ОО» «Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ОО»
У РОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Жукова Н.П. МОУ Гимназия 4.
ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»
Критерии современного урока в условиях введения ФГОС.
Презентация к уроку по теме: Современный урок в условиях реализации ФГОС
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС ООО.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Транксрипт:

Современный урок Инструментарий работы учителя в условиях введения ФГОС

2 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Ориентация на парадигму деятельностного развития Ориентация на парадигму деятельностного развития

3 Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объемами информации Коммуникативные компетенции креативность способность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объемами информации Коммуникативные компетенции креативность способность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация Нарастание динамизма и неопределенности Образование – институт социализации при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения. Классно-урочная система Коменского (знания) Во всем мире быстро изменяется парадигма образования! Из през. Л.Н, Феденко Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Актуальны: процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество, ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как»

Новые ФГОС изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный) изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов)

1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 3. На уроке реализуется деятельностный метод к обучению. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности: самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Критерии оценки современного урока: организована самостоятельная деятельность обучающихся; происходит смена видов деятельности; содержание имеет практико ориентированный характер; максимально используется воспитательный потенциал урока; педагогически целесообразно используются современные технические средства, технологии, приемы, методы; урок направлен на получение конкретного результата, урок результативен.

Ученик на уроке - Умения: Самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Ставить перед собой цель, принимать решение Самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Проконтролировать себя и свои собственные действия Адекватно оценить свои действия, выявить проблемы и скорректировать возникшие затруднения Согласовать свою позицию с другими людьми, общаться готовность ребёнка к саморазвитию

Учитель на уроке – Умения организовать на уроке условия для: свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Какие требования предъявляются к современному уроку? хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

Деятельностный подход Основная идея состоит в такой организации обучения, когда ребенок не просто усваивает готовое знание, изложенное учителем, а «открывает» новое знание в процессе своей собственной деятельности. Обучение обеспечивающее включение в учебно- познавательную деятельность, называют деятельностным подходом. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Специфика нового урока Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие ребенок осваивает т.е. приобретает некоторые способности. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Учебный материал Способы действия Достижение образовательных результатов на уроке (личностных, метапредметных, предметных) Необходим инструментарий! Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («выращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

ФГОС ВВОДЯТ НОВОЕ ПОНЯТИЕ– УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ на уроке ФГОС ВВОДЯТ НОВОЕ ПОНЯТИЕ – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ на уроке ДЛЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ: предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность» УЧЕБНОЙ СИТУАЦИЕЙ могут стать: задание составить: таблицу, схему, опорный конспект по содержанию темы; задание - подготовить сообщение, доклад, презентацию; найти способ решения проблемы и тп. ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ – НАУЧИТЬСЯ СОЗДАВАТЬ УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ

Проблемы создания на уроке учебной ситуации недостаточная методическая проработанность: проблемы создания на уроке учебной ситуации способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы- суждения, а по-буждения Не потому что нужно (когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу, учителя, не потому, что иначе поставят двойку, не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим, как это важно каким-то – пусть даже и всем на свете – незнакомым взрослым людям), а потому, что ему/ей сейчас, сию минуту, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что если это сделать, это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому /ей самой (он/она выиграет, мы вместе сделаем отличную книгу, которую покажем родителям, составленными мною карточками или картинками будут пользоваться мои друзья и говорить мне спасибо, и т.д

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Конструирование урока Методики Дидактика

Проблематика Поставленная задача требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? ?

Проектирование учебного процесса в условиях системно-деятельностного подхода означает: Проектирование 1 Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи 2 Отбор учебного материала 3 Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя. порядка взаимодействия учащихся). 4 Прогнозирование возможных действий детей.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Цель - изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель – выработка умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель - выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель - обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Цель - определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Этапы конструирования урока: 1. Определение темы учебного материала. 2. Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 4. Продумывание структуры урока. 5. Обеспеченность 6. Отбор содержания учебного материала. 7. Выбор методов обучения. 8. Выбор форм организации педагогической деятельности 9. Оценка 10. Рефлексия урока.

Примерная логическая схема построения урока в контексте новых стандартов Сформировать у учащихся по требность в овладении учебным материалом. По- казать значимость материала для дальнейшего изу- чения данного и других учебных Предметов. Учитель нацеливает учащихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического значения. Ставит условные вопросы: Над чем сегодня работаем на уроке? Для чего сегодня работаем? Как сегодня будем работать? К какому результату мы должны прийти? Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения. При необходимости, задают вопросы учите- лю, связанные с освое- нием данного материа- Ла. мотивационный Этап Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся 11

Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебного курса, возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы Система формируемых УУД Этап урока 1. Тема урока 2. Планируемые результаты 3. Тип урока, форма урока 4. Основные понятия, термины 5. Формы контроля, задания на проверку достижения планируемых результатов.

«Главное не умения, а умения ими пользоваться» академик А.А. Леонтьев.

Современные методы работы на уроке Несут инновационный характер; Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя: экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, выявление спорных вопросов, построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах, и многое другое.