Тема 1.1. Характеристика физической рекреации. Понятие, структура и содержание физической рекреации Храмов В.В. Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
Advertisements

История формирования и развития физической культуры Учитель физической культуры МОУ СОШ 25 г. Сочи Шпет В.В.
{ Физическая культура. Физи́ческая культу́ра часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Значение физической культуры для укрепления организма и закаливания воли Физическая Культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Воспитание культуры здорового образа жизни Выполнил студент Группы 80201с Салимьянов Роман.
Ключевые компетенции на уроках физической культуры. Понятие и виды. Автор презентации: учитель физической культуры МОУ «СОШ 3 г.Ершова Саратовской области»
Спортивная деятельность в работе классного руководителя.
Формирование здорового образа жизни Подготовила: воспитатель Петрова Е.П.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
L/O/G/O Валеология – наука о здоровье!!!. Понятие здоровый образ жизни. Его составляющие. Методологические основы валеологии. Основные вопросы:
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
РОЛЬ ЗДРОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса Автор презентации: Лукьянова Маргарита Ивановна, профессор кафедры педагогики и психологии.
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Теория и методика физического воспитания. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.,Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-
Транксрипт:

Тема 1.1. Характеристика физической рекреации. Понятие, структура и содержание физической рекреации Храмов В.В. Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

План 1. Свободное время (досуг) как категория рекреологии. 2. Понятие «физическая рекреация». 3. Физическая рекреация – компонент системы «Физическая культура».

1. Свободное время (досуг) как категория рекреологии.

Хартия туризма Статья 1 1. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно, без ограничений передвигаться, кроме тех, которые предусмотрены законом, признается во всем мире.

Свободное время (досуг) обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.

Свободное время (досуг) досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд. Еще в конце XIX в. французский социолог Габриель Тард, читая свои лекции по экономической психологии, пророческим тоном провозглашал наступление эпохи досуга. "Экономическая жизнь человека, - отмечал он, - состоит не только из работы, но и досуга. И досуг, который экономисты почти полностью игнорируют, в определенном смысле даже более важен для изучения, чем работа, ведь досуг существует для работы, а работа для досуга"

История «Свободное время» происходит от латинского «licere» что означает «быть свободным», этот термин впервые появился в начале 14-го века. Во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Хотя к 1870 более современные технологии и профсоюз привели к уменьшению рабочих часов и разрешению на два официальных выходных - субботу и воскресенье.

История Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке. Рабочие стали копить свои зарплаты и собирать деньги к отпускам, что привело к увеличению организационных работ для проведения отпусков рабочего класса.

Свободное время (досуг) Понятие "досуг" как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий "досуг" и "рекреация".

Свободное время (досуг) Досуг - определенные занятия, которые индивид осуществляет по собственной воле - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности (французский социолог Дюмазедье). Рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений (А.С.Орлов). Рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т.е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация (Дж. Келли).

Свободное время (досуг) Следует отличать биологическую форму рекреационного поведения человека от его социальной рекреационной деятельности. Биологически активное поведение и творческая социальная деятельность - две плоскости анализа физической рекреации. В современном понятии физической рекреации явно просматривается действие социально -психологических и культурных факторов, влияющих на возникновение потребностей в организации своего досуга за счет использования двигательной активности.

Свободное время (досуг) Здоровье само по себе не может быть целью физической рекреации, оно является лишь таким состоянием человека, которое позволяет ему жить творческой жизнью. Физическая рекреация в сфере досуга - один из аспектов этой жизни.

Свободное время (досуг) Английский философ Бертран Рассел утверждал, что уметь с умом распорядиться досугом - высшая степень цивилизованности. Досуг составляет 30-35% свободного времени, но, по данным социологов, лишь 10-12% людей умеют разумно организовать свой досуг, занимаясь в спортивных секциях, культурно-образовательных учреждениях. Физическая культура в сфере досуга, дающая рекреативный эффект, занимает 38% у младших школьников и только 10% - у старших.

Свободное время (досуг) Воспитание культуры проведения досуга, использование двигательной активности, дающей рекреативный эффект, должно опираться на формирование у человека осознанного отношения к своему здоровью как необходимому элементу его полноценного развития. Физкультурная деятельность на досуге должна создавать оптимальные условия для творческого самовыражения, самореализации внутренних резервов занимающихся, невостребованных в должной мере в обычных условиях.

2. Понятие «физическая рекреация».

Общая характеристика В самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.

История Имея глубокую предысторию, тем не менее физическая рекреация стала предметом научных исследований в науке относительно недавно - с середины 60-х гг. XX в. Она - фрагмент изучения разных научных дисциплин (рекреалогии, теории физической культуры, курортологии, экономики, социальной психологии, культурологии), и дать ей какое- либо обобщающее определение пока достаточно сложно.

Общая характеристика Понятие «рекреация», образованное от латинского «recreatio», имеет несколько значений: восстанавливать, отдыхать, укреплять, освежать и др. Исторически данный термин так или иначе связывался со здоровьем человека, но, что важно отметить, понимание здоровья не ограничивалось лишь состоянием организма человека. Сегодня оно рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое и биологическое содержание. В соответствии с этим и принято выделять такие разновидности рекреации, как социальная, биологическая, психологическая, климато- географическая и др.

Физическая рекреация одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Это дает основание относить данную форму рекреации к физической.

Отличительные признаки ФР основывается на двигательной активности; в качестве главных средств использует физические упражнения; осуществляется в свободное или специально выделенное время; включает культурно-ценностные аспекты; содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты; осуществляется на добровольных, самодеятельных началах; оказывает оптимизирующее влияние на организм человека; включает образовательно-воспитательные компоненты; носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер; характеризуется наличием определенных рекреационных услуг; осуществляется преимущественно в природных условиях; имеет определенную научно-методическую базу.

Аспекты физической рекреации: 1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека. 2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом. 3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной деятельности и какие психические новообразования возникают у человека в результате этой деятельности. 4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии. 5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в какой мере она способствует созданию новых личностно- общественных ценностей. 6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства используются и кто ее организует (кадры).

Физическая рекреация это педагогически организованная двигательная активность, выступающая в форме действий (оперативная ФР), или в форме деятельности (кумулятивная и компенсаторная ФР), направленная на восстановление оперативно,- хронически, - или патологически сниженной работоспособности с использованием технологий физической культуры, на основе закономерностей стресс-реакции и механизмов адаптации в целом.

Общая концепция ФР системообразующий фактор – формирование оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. В связи с этим физическая рекреация рассматривается как органическая часть физической культуры. В данной концепции основной акцент делается на биологической стороне физической рекреации - воздействии на организм человека. Другие же стороны: познавательная, культурологическая, коммуникативная, развлекательная - рассматриваются как сопутствующие решению главной задачи.

3. Физическая рекреация – компонент системы «Физическая культура».

Основная понятийная база ФК Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части ФК Массовая физическая культура (оздоровительная физическая культура); Физическая рекреация; Лечебная физическая культура (физическая реабилитация); Спорт; Адаптивная физическая культура; Физическое воспитание.

Виды физической рекреации спорт для всех, активный отдых, рекреационно-оздоровительные системы, спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия, туризм.