Концепции современного естествознания Концепция- определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Естествознание»
Advertisements

ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Современное естествознание (предмет и структура, особенности)
Концепции современного естествознания (КСЕ) Тема 1. Естествознание как феномен культуры Тема 1. Естествознание как феномен культуры Литература: В.П.Бондарев.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Преподаватель цикла естественнонаучных дисциплин ПКГХ.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Урок 8 Тема урока: Основные атрибуты природного бытия.
Давлятшина Люция Группа ИЗ Экология ( от др. греч ο κος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука ) наука о взаимодействиях.
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Транксрипт:

Концепции современного естествознания Концепция- определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на этот предмет, явление, процесс.

Задачи курса осмысление объективного содержания естественнонаучных теорий; анализ процедур проверки, подтверждения и опровержения научных законов и гипотез; выявление закономерностей познания; процессы дифференциации и интеграции знаний в данной предметной области; анализ движущих сил развития естествознания; перспективы развития естествознания; взаимодействие науки и производства, науки и государства; влияние естествознания на изменение общественного сознания.

Концепции современного естествознания Цель курса - ознакомить студентов с основными проблемами развития естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии ) в сравнении с гуманитарными дисциплинами (историей, языкознанием и др.). Программа курса отражает основной комплекс концепций науки XX- ХХ1 века, через рассмотрение которых раскрывает основные особенности современного этапа развития знания.

Концепции современного естествознания Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями естественнонаучных дисциплин. Требуется овладение аналитическими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания специфики современного этапа развития науки.

Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. Наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Уровни и этапы научного познания. Методы научного познания. Сциентизм и антисциентизм как типы осмысления науки. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Познавательные функции естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин.

Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы. Смена научных парадигм как ключевые моменты развития естествознания. Смена типов научной рациональности. Революции в развитии естествознания. Этапы развития естественнонаучного мышления. Социокультурные основания развития естествознания. Влияние исторических особенностей общественной практики, парадигм философского мышления, научной картины мира и т.д. на формирование исследовательских задач, форм приемов, методов и результатов естественнонаучного познания. Единство социокультурных и внутренних факторов развития науки. Особенности науки ХХ века. Научно-технический прогресс и развитие науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Феномен междисциплинарности. Современное естествознание и проблемы социума. Тенденция развития современного естествознания - формирование нового образа науки.

Тема 3. Современная научная космология. Космология и космогония. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космогонических теорий. Теория Большого взрыва. Эволюция Вселенной. Хаос. Космос. Метагалактика. Галактика. Модели происхождения Солнечной системы. Современные методы изучения Вселенной. Проблема бесконечности. Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре. Астрология: проблема статуса знания.

Тема 4. Образы физического мира. Химические преобразования вещества. Мир дискретных объектов физики - физика частиц. Модель частицы (корпускула). От физики Аристотеля к физике Ньютона. Детерминизм Лапласа. Мир непрерывных объектов - физика полей. От физики Декарта к физике Максвелла. Сущность классической механики и ее основные положения. Концепции мегамира и теория относительности. Сущность теории относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Концепции микромира и квантовая механика. Сущность квантовой механики и границы ее применимости. Физические величины. Измерения. Микро- и макро описания природы. Фундаментальные взаимодействия. Вероятность как атрибут сложных систем. Тепловое равновесие, неравновесное состояние. Химические явления и их сущность. Проблема химического элемента, проблема химического соединения.

Тема 5. Образы мира живого. Проблема происхождение жизни. Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико- химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни. Современные исследования проблемы происхождения жизни. Проблема направленности пред биогенеза. Проблема уникальности живого и совместимости факта существования жизни с фундаментальными законами современной науки. Современные представления о сущностных характеристиках живого.

Тема 6. Мир как система. Системный подход в современной науке. Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Биоритм. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.

Тема 7. Концепция эволюционизма. Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Многообразие биологических видов - основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.

Тема 8. Природа и общество. Экологическая и демографическая проблемы. Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах. Биосфера, ее эволюция, пределы устойчивости. Принципы взаимодействия организма и среды его обитания. Этапы взаимодействия природы и общества. Антропогенные воздействия на биосферу. Происхождение и сущность экологической проблемы. Экология как наука. Охрана природы. Модели разрешения планетарных проблем. Экологическая стратегия в развитии современной цивилизации. Учение о ноосфере В.И.Вернадского: основные положения, элементы научной утопии. Представления о возможности коэволюционного развития природы и общества. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Естественнонаучные аспекты проблемы народонаселения. Общебиологические механизмы регулирования численности популяций, их проявление у человека. Факторы экологического риска и здоровье человека. Пределы устойчивости биосферы. Роль естественнонаучных знаний в формировании концепции устойчивого развития природы и общества. Пути развития экономики, не разрушающей природу.

Тема 9. Человек в зеркале естествознания. Основные направлениям воздействия естественнонаучных знаний на социогуманитарные дисциплины. Понятие антропосоциогенеза. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Место вида Homo sapiens в иерархии живого. Проблема происхождения человеческого языка. Проблема передачи информации в человеческой цивилизации: генетический и лингвистический каналы информации, их особенности и общие свойства. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания в социобиологии. Биологические законы и общество. Эволюционный подход к проблеме происхождения морали. Происхождение альтруизма и эгоизма. Социобиология об агрессии как адаптивном свойстве. Особенности отечественной традиции рассмотрения соотношения природы и общества. Биополитика: мировоззренческие основания, основные положения и их интерпретация. Возможности применения научных данных о биологии человека в политике и бизнесе.

Тема 10. Проблема индивидуальности человека в современной науке. Индивидуальность - фундаментальная характеристика человека. Причины и суть популяционных различий внутри вида Homo sapiens. Роль среды и наследственности в формировании человека. Основные положения современной теории наследственности. Генотип и фенотип человека. Признаки качественные и количественные. Наследственно- средовая парадигма в исследовании поведения человека. Психогенетика - наука о человеческой индивидуальности: основные методы, результаты. Психогенетика о формировании интеллекта и асоциального поведения. Тест QI: смысл и ограничения. Тесты эмоционального интеллекта. Проблема соотношения генотипа индивида и генофонда человечества: столкновение интересов. Евгеника как наука и социальное движение о возможности улучшения человеческой природы. Судьбы евгеники в ХХ веке.

Тема 11. Ценностные регулятивы развития современного естествознания. Феномен идеологизированной науки, дилемма истин науки и ориентиров мировоззрения на примере развития биологии. Свобода научного поиска и проблема социальной ответственности ученого. Ценность человеческой жизни в контексте новых естественнонаучных данных. Биоэтика - новый тип этики: специфика и характерные черты. Изменение представления о пределах человеческого существования в свете современных научных данных. Проблема смерти: естественнонаучные, социально-этические и правовые аспекты. Человек как объект и субъект естественнонаучного познания: понятие «информированное согласие» в медицине, проблема конфиденциальности в медико-биологической практике. Ценность жизни. Естественное и искусственное с точки зрения современных возможностей науки и практики. Биотехнология: сущность, сферы применения, перспективы развития. Методы и возможности генной инженерии. Методика создания рекомбинантных молекул ДНК. Применение законов генетики в медико-биологической практике и в сельскохозяйственном производстве. Социально-этические проблемы применения новых научных технологий.