Стекло – это материал, получаемый при остывании неметаллического расплава в виде аморфного, изотропного, хрупкого, в той или иной мере прозрачного тела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Студентка ФТД-2 Группы Т 094 Зайцева Виктория.
Advertisements

Силикатная промышленность. Силикатная промышленность- это отрасль производства, которая занимается переработкой соединений кремния. Она включает в себя:
Тема урока: Силикатная промышленность Учитель химии МОУ СОШ 3 г.Неи Шадрунова М.А.
8/11/ Силикатная промышленность и ее основные направления. 2.Керамика 3.Стекло 4.Цемент 8/11/2015.
Выполнил ученик 9 «А» класса Добринский Денис МБОУ гимназия 5 г. Воронеж.
Кремний Силициды Кислородные соединения кремния Оксид кремния Кремниевые кислоты Силикаты Силикатная промышленность Керамика Стекло Цемент.
Силикатная промышленность. Выполнила: ученица 9 А класса Николаева Елена.
Урок – выставка Силикатная промышленность: Вчера, сегодня, завтра.
Содержание Стекло-это Стекло-это История стекла
Кремний и его соединения. Кремний в виде кристаллов входит в состав горных пород в виде кристаллов входит в состав горных пород образует бесцветные кристалла.
Решение технических, технологических и экономических проблем; Создание новых материалов с заранее заданными свойствами; Замена металла в строительстве,
Художественная керамика России. Керамика (от греческого keramos- глина) - это все разновидности изделий, выполненные из глинистых материалов и кварцевого.
Силикатная промышленность. Силикатная промышленность Керамика Строительные материалы Предметы быта СтеклоЦемент.
Презентация по теме: Модель строения твёрдых тел.
Керамика изделия из неорганических материалов и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим.
Совеременное декоративное выставочное искусство Художественная керамика.
Свойства стекла Миронова Д.. Изготовление стекла Основой обычного стекла являются силикаты натрия и кальция, его формула Na2CaSi6O14, или Na2O*CaO* 6SiO2.
Второй Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта «Современные методы и приемы обучения» февраль - май 2014 года Электронное.
СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Учитель химии и биологии МОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа» Долгова Ангелина Вениаминовна.
Строительные материалы на основе природных соединений.
Транксрипт:

Стекло – это материал, получаемый при остывании неметаллического расплава в виде аморфного, изотропного, хрупкого, в той или иной мере прозрачного тела. Стеклообразное состояние – основная разновидность аморфного состояния. Стекло образуется при жидких расплавов после их переохлаждения. Естественное стекло известно человеку с древнейших времён. Наконечники стрел, ножи и т. п. изготовленные первобытным человеком из природного вулканического стекла (обсидиана), были найдены в самых различных местах земного шара. Возникновение стеклоделия связано, по-видимому, с развитием гончарного производства. Получение стекла сперва было, вероятно, случайным. Примером такой возможности является образование стекла в результате расплавления золы при пожаре зернохранилищ.

Производство стекла в Древнем Египте началось около лет до н. э. Из него делались различные украшения, амулеты. При раскопках были обнаружены дощечки, на которых записаны ассирийские названия разных стёкол и рецепты их изготовления. Во времена Птолемеев (4-1 вв. до н. э) в Египте существовало относительно развитое стекольное производство. Египет остался центром стеклоделия вплоть до наших дней; его стеклянные изделия выводились во многие другие страны. Стеклоделие было развито также в странах Ближнего Востока, в частности в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. С Древних времён стекло было известно в Китае, где в 5-3 вв. до н. э. стеклянные изделия появляются в довольно большом количестве. Первые письменные свидетельства об изготовлении стекла в Китае относится концу 3 в. В источниках 5 в. говорится об умении китайцев изготовлять стекло пяти цветов.

Примерно за 1200 лет до нашей эры уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготовлялись вазы, чаши, блюда, кубики, цветные мозаичные украшения. Переворот в технологии стеклоделия был вызван на рубеже н. э. изобретением метода выдувания полых стекло изделий. Этот метод вызвал крупные успехи в технике стекловарения. Тогда стали уверенно получать в назначенных количествах, научились изготовлять красивые сосуды большого размера и самой разнообразной формы.

Стекловидные вещества или стёкла – это переохлаждённые жидкости (расплавы), обладающие высокой вязкостью. Расплавы стёкол затвердевают не кристаллизуясь и не выделяя скрытой теплоты кристаллизации. Кристаллическое состояние тела характеризуется упорядоченностью его внутренней структуры. Кристаллические вещества имеют геометрически правильную, симметричную структуру – кристаллическую решётку, которая образована ионами, расположенными в непрерывно повторяющемся строгом пространственном порядке. Реальные стёкла состоят из «кристаллитов» (упорядоченной части) и из аморфного вещества (не упорядоченной части), т. е. признано, что стекло имеет аморфно кристаллитную структуру.

Сырьё: сода Na 2 CO 3, известняк CaCO 3 и чистый кварцевый песок SiO 2. Примерный состав натриевого стекла выражается формулой Na 2 O * CaO * 6SiO 2 Добавки: для цветного – соединения кобальта (синий), марганца (фиолетовый), хрома (зеленый); для хрусталя – оксид свинца; для непрозрачного – плавиковый шпат; для повышения прочности – оксиды бария, магния.

Твердый силикатный материал; Прозрачное; Химически стойкое; Водо –и газо – непроницаемое; Хрупкое; Проводит тепло и электрический ток.

Стекло и изделия из него подвергают художественной обработке для придания им декоративно – отделочных свойств. Пескоструйная обработка. На поверхность стекла, покрытого трафаретом или без трафарета, направляют струю песка с воздухом под давлением 5 – 6 атм. Песок, ударяясь о поверхность стекла, обдирает его. Таким образом получают матовое, матово – узорчатое и стекло «мороз». Резьба по стеклу. Путём обработки образованными кругами получают углубления на поверхности стёкла. Затем изделие полируют при помощи пемзовой эмульсии или химическим способом, т. е. попеременным погружением изделия в смесь плавиковой и серной кислоты и в воду. Получаемые после такой обработки изделия приобретают «игру» алмаза. Этим способом на стекле получают портреты, пейзажи узоры и любой другой тематический рисунок.

Роспись красками. Поверхность стекла расписывают специальными легкоплавкими силикатными красками в виде карандашей, затем стекло подвергают обжигу, при этом рисунок как бы прибавляется к стеклу. Химическая обработка стекла. Травление – обработка поверхности стекла плавиковой кислотой. Для того чтобы вытравить на стекле рисунок, его покрывают расплавленным воском, парафином или асфальтовым лаком, оставляя незакрытыми только те места, которые должны подвергаться травлению. Наносить защитный слой можно при помощи трафарета. Стекло погружают в ванну с кислотой для травления. Затем его вынимают, смывают остатки кислоты водой и удаляют защитный слой. При такой обработке вытравляется прозрачный углублённый рисунок (глянцевое травление). Для получения матового рисунка обработанное стекло подвергают действию паров плавиковой кислоты или травят его разбавленным раствором кислых фтористых солей аммония или калия. При небольших объёмах работ удобнее пользоваться пастами, состоящими из раствора кислой соли плавиковой кислоты, смешанного с тяжёлым шпатом до консистенции полужидкого теста.

Богемское стекло Дятьковское стекло Венецианское стекло Хрусталь Цветное стекло (витраж)

Богемия- это Чехия без территории Моравии. Там исстари варили чудесное стекло. Лучшим богемским стеклам, безусловно является мазер. Во всем виноват был олень, а может, король, преследовавший оленя. Король, страстный охотник, не позволил убежать красавицу оленю. А потом, когда благородное животное было повержено, король заметил, что находится в ущелье около горячего источника, бьющего из-под земли. После купания в нём король почувствовал, что усталость прошла. Тогда он приказал построить рядом с источником охотный домик. Короля звали Карл IV. Место вокруг охотничьего домика назвали Карловы Вары. Случилось это в 1358 г. Карловы Вары стали прекрасным курортом. В середине XIX века один из жителей курорта задумался над тем, как помочь богатым дамам тратить деньги их мужей. Этого человека звали Людовик Мозер, и был он отличным шлифовщиком стекла.

В 1857 году Мозер открыл в городе магазин дорогих стеклянных изделий. Расчёт оказался правильным – роскошное стекло покупали нарасхват. Тогда Мозер построил в Карловых Варах стекольный завод, пригласив для работы на нём лучших мастеров Рудных гор. Владелец завода обладал обширной коллекцией рисунков бокалов, из которых пили в своё время выдающиеся исторические личности. Например, Наполеон Бонапарт. Мозер стал воспроизводить на своём заводе исторические бокалы, одновременно придумывал новые формы. Но Людовик Мозер делал не только бесцветную посуду. Традиционными стали шесть основных цветов его изделий: топаз (коричнево-жёлтый), александрит (фиолетовый), розалин (розовый), эльдар (лимонный), берилл ( зеленый) и дымчато-серый. Русские туристы обычно покупали в Чехословакии наборы «неваляшек» -, окрашенных в шесть знаменных цветов. На другие мазеровские изделия у туристов не хватало денег. Мозер- очень дорогое стекло! Существовало всего четыре магазина в стране, где оно продавалось: в Праге, в Братиславе и два в Карловых Варах – в городе и на самом заводе.

Дятьковское стекло отличали высокие художественные достоинства, строгая гармония форм и декора, чистота, высокое качество отделки. В 1829 г. на первой всероссийской выставке мануфактурных изделий продукция хрустальной фабрики получила высокую оценку. Произведение дятьковских мастеров неизменно получали высокие награды на международных выставках. К концу прошлого столетия Дятьковская фабрика стала крупнейшим стекольным предприятием России, где впервые в истории отечественного стеклоделия были применены регенеративные печи, освоена варка рубинового и других цветных стёкол. В настоящее время Дятьковский хрустальный завод – один из самых мощных в мире.

Венецианское стекло, художественные, главным образом выдувные сосуды, часто с налепными деталями, а также бусы, зеркала и прочие изделия, производство которых началось с конца 13 в. в Венеции (преимущественно на острове Мурано), освоившей опыт художественного стеклоделия Сирии и Византии. Самые ранние из сохранившихся образцов В. с. (чаши и кубки 15 в. из цветного стекла с росписью эмалями) имеют формы, идущие от готики. С 1530-х гг. преобладают чрезвычайно тонкие, стройные по формам бокалы и вазы (порой в виде птиц, галер, морских чудовищ), цветные и бесцветные, с филигранью (стеклянными нитями, введёнными в массу стекла) или с кракелажем (узором из трещинок). В 17 в. и особенно в 18 в. изделия из бесцветного, агатового, коричневого с металлическими блёстками, мозаичного стекла (сосуды, люстры, зеркала с гравировкой) становятся вычурными, а их декор пёстрым. С середины 19 в. мастерские и завод, основанный также на острове Мурано, выпускают изделия по образцам 1617 вв., а с 1950-х гг. литые сосуды новых форм (работы П. Венини, Ф. Поли и др.).

Хрусталь (от греч.Krystallos – кристалл) – название особого вида стекла, в состав которого входит в значительных количествах окись свинца (или окись бария); изделия из хрусталя характеризуются значительной толщиной стенок, высокой степенью прозрачности, большим показателем преломления, что обусловливает яркий блеск, красивым звоном. Способы украшения изделий – гравировка (неглубокий матовый рисунок), огранка (широкая полированная грань), резьба (глубокие борозды), шлифовка. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями, хрустальные изделия отличаются необыкновенно яркой, многоцветной искрой света. Название «хрусталь» было дано по сходству с горным хрусталём. В 19 – 20 вв., наряду с преобладающим бесцветным, появляется цветной хрусталь (синий, красный).

Витраж – это декоративная орнаментальная или тематическая композиция, изготовленная из кусков разноцветного стекла, заполняющая оконный пройм. Искусство витража получило развитие в эпоху средневековья и достигло наибольшего расцвета в эпоху Возрождения. Слово «витраж» происходит от французского Witre – оконное стекло. Кроме разноцветного стекла использовались стёкла, расписанные красками. В настоящее время искусство витража начинает возрождаться. Особенно ярко проявляется это в Прибалтике.

(тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивающийся. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным. керамики водыгаза

высокой механической прочностью химической стойкостью термической стойкостью электроизоляционными свойствами

Химическая устойчивость фарфора зависит от плотности (отсутствия пор) и состава черепка. Отдельные элементы фарфора имеют различную устойчивость в отношении кислот и щелочей. Наиболее устойчивы кристаллы муллита. Из всех известных в технике типов стекла полевошпатовое стекло фарфорового черепка, насыщенное глиноземом и кремнеземом, более стойко к воздействию воды, кислот, щелочей и солей. Высокую устойчивость при воздействии кислот и щелочей имеет черепок с высоким содержанием глинозема и минимальной пористостью, которая характеризуется близким к нулю водопоглощением.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой Фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.каолинаполевого шпатакварцаглины Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).глинозёмомфлюсами Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью. кварцкаолин Фарфор покрывают глазурью или без глазури бисквитный фарфор.глазурью

Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.620Китае 1708 саксонским ЧирнгаузуБёттгеру Китайские мастера, особенности изготовления фарфора, старались держать в секрете. А основных секретных особенностей было всего только две. Первый секрет заключался в использовании чистой глины – каолина. Ее еще называли белой глиной или китайской глиной. А второй секрет был в том, что китайские гончары могли создать нужную температуру обжига. Высокая температура при обжиге изменяет физический состав глины, и та становится прозрачной и водонепроницаемой.