Методика формирования и оценки реализации ключевых компетенций в деятельности учащихся. Разработка учителя технологии МОУ Сигаевской СОШ Заварзиной Е.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Автор: Кувашова Людмила Владимировна учитель технологии МОУ «СОШ 54» город Новоуральск.
Достижение учащимися информационной компетентности в процессе изучения истории. Выпускная квалификационная работа учителя истории МОУ «СОШ 3» г.Гая Оренбургской.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Формирование экологической компетентности учащихся в процессе обучения географии.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Кластеры Кластер компетенций- набор тесно связанных между собой компетенций.
Реализация компетентностного подхода в образовании через организацию в образовании через организацию проектной деятельности учащихся проектной деятельности.
Формирование ключевых компетенций на уроках математики в поликультурном классе Выполнила: Анищенко Галина Ивановна.
К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Транксрипт:

Методика формирования и оценки реализации ключевых компетенций в деятельности учащихся. Разработка учителя технологии МОУ Сигаевской СОШ Заварзиной Е.П

Содержание 1. Титульный лист слайд 1 2. Содержание План разработки методики овладения учащимися ключевыми компетенциями необходимыми для успешности в жизни Логическая схема успешности Виды ключевых компетенций Схема реализации ключевых компетенций на уроках технологии Виды деятельности по компетенциям Диаграммы «Паучок» для овладения каждой компетенции Дизайн –анализ успешности овладения всеми ключевыми компетенциями по итогам года Итоговый дизайн-анализ оценки успешности учащихся с разбивкой компетенций личного совершенствования Мониторинг уровня овладения ключевыми компетенциями за год и по классам Методика овладения учащимися ключевых качеств личности, компетенций, необходимых для успешности в жизни Пирамида успешности на основе овладения компетенциями Описание методики формирования и оценки ключевых компетенций Результаты исследовательской работы Список литературы

План разработки методики овладения учащимися ключевыми компетенциями необходимыми для успешности в жизни. Цель. Повышение эффективности и качества образования и воспитания направленного на реализацию ключевых компетенций необходимых для успешности в жизни. Мотив. Как оценить реализацию компетенций и донести информацию до учащихся и учителей. Цели исследовательской работы. 1. Разработать методику оценки реализации ключевых компетенций учащихся необходимых для успешности в жизни 2. Применить разработанную методики в учебном процессе. 3. Заинтересовать детей применением данной методики для отслеживания своей успешности. 4. Заинтересовать учителей применением этой методики для анализа успешности детей на основе их деятельности на уроках.

Задачи. 1. Анализ ключевых компетенций возможных для реализации на уроках технологии. 2. Разработка схемы реализации ключевых компетенций на уроках технологии. 3. Разработка оценки успешности в баллах. 4. Разработка формы анализа успешности учащихся в реализации ключевых компетенций при выполнении проектов в виде оценочного листа. 5. Проведение бесед с учащимися о необходимости отслеживания своих качеств личности в процессе работы над проектами. 6. Исследование мнения учителей технологии о внедрении данной методики в проектную деятельность детей. 7. Корректировка предложенной методики, разбивка каждой компетенции на составляющие понятия. -разработка критериев успешности учащихся по каждой компетенции. по степени сложности -овладения ею учащимися. разработка итогового мониторинга успешности учащихся в овладении ключевыми компетенциями по классам. 8. Использование разработанной методики для анализа успешности деятельности детей на уроках Технологии 9. Проведение открытого урока с применением данной методики по оценке успешности учащихся в реализации ключевых качеств личности. 10. Итоги применения разработанной методики оценки реализации ключевых компетенций в деятельности учащихся на уроках. 11..Разработка электронной презентации для участия в районном фестивале инноваций в образовании..

Логическая схема успешности Для анализа успешности разработана: 1 Логическая схема успешности человека. 2. Шкала оценки по овладению компетенциями.в баллах. За основу взята пятибалльная оценка учебной деятельности детей. 5 баллов – если дети могут кого-либо научить отдельным видам деятельности по каждому качеству личности. Жизнь Цель Успешность. Задачи. Как достичь? Компетенции Учебно – познавательная. Общекультурная. Информационная. Коммуникативная. Социально-трудовая. Личного совершенствования. Ценностно – смысловая Как реализовать?. ТКРМ. Практическая деятельность Проектная деятельность Как оценить? 1 балл – имею представление. 2 балла – работаю с помощью учителя. 3 балла – работаю самостоятельно. 4 балла –умею применять в новой ситуации. 5 баллов - могу научить других

Анализ ключевых компетенций возможных для реализации на уроках технологии. Развитие технологий и изменение социальных условий. повлияло на цели подготовки молодого поколения к жизни Вместо трудового обучения предполагавшего подготовку- исполнителей производства возникла. технология целью которой является образование и самообразование инициативной творческой личности способной адаптироваться в современных условиях К качествам личности (компетенциям) которые необходимо развивать у учащихся относятся: 1) учебно-познавательная- целеполагание, планирование, анализ рефлексия, креативные навыки. ТКРМ 2) общекультурная - Знание и опыт деятельности общечеловеческой национальной культуры. Технологии предусмотренные программой. 3) информационная - поиск отбор, анализ, обработка, критическое осмысление информации. Работа с текстом, доклады. рефераты, проекты, набор текста на ПК. 4) коммуникативная – владение устным и письменным общением. Работа в парах, группах, беседы, дискуссии, защита проектов. 5) -социально-трудовая - анализ ситуации на рынке труда, действие в соответствии с личной выгодой. Оказание услуг и изготовление изделий для себя и для продажи. 6)- личного совершенствования. Освоение способов физического духовного, интеллектуального развития, знание правил личной гигиены, забота о здоровье. Освоение основ ухода за телом, волосами, ногтями, лицом. Синтез умений для теоретического и прикладного исследования с самореализацией своих устремлений и возможностей. 7) ценностно смысловая- представление учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём т. е. реализовать себя в различных ситуациях Примечание. 1. Виды ключевых компетенций рекомендованы А. Хуторским заместителем директора института общего среднего образования РАО, доктором педагогических наук.. 2. Синим цветом выделены виды деятельности используемые на уроках технологии.

Схема реализации компетенций на уроках технологии Цель. Повышение эффективности и качества образования направленного на развитие и самореализацию личности способной адаптироваться в современных экономических условиях. Задача. Овладение компетенциями (качествами личности) необходимыми для успешности в жизни. Выпускник Компетенции ТКРМ Практическая Проектная Анализ Выбор деятельность деятельность 1. Учебно - познавательная Вызов (интерес) Все разделы Интерес Предложения 2. Информационная программы учащихся Возможности. 3. Социально-трудовая Реализация смысла Наклонности. 4. Коммуникативная (осмысление) Психологические 5. Общекультурная особенности. 6. Ценностно- смысловая Рефлексия Социальные условия. 7. Личного (размышление) самосовершенствования 8. Ценностно- смысловая Успешность Целеустремленность

Виды деятельности по компетенциям в зависимости от сложности овладения. Баллы Виды деятельности.Баллы Виды деятельности. 1. Учебно- познавательная 1. Умение ставить цель. 2. Умение планировать. 3. Умение анализировать. 4. Умение логически мыслить 5. Способность к творчеству. 6.Социально- трудовая. (анализ ситуации на рынке труда) 1. Для себя. 2. Для родных. 3. Для общества. 4. Продажа с личной выгодой. 5. Продажа с общественной выгодой. 2. Коммуникативнввая, (устное общение) 1. Сообщение 2. Рассказ 3. Презентация 4. Диалог 5. Дискуссия 7. Личного совершенствования. (забота о здоровье, физическое совершенство) 1. Личная гигиена. 2. Утренняя зарядка. 3. Отсутствие вредных привычек 4. Занятия в спортивных секциях. 5. Правильное питание. 3. Коммуникативная (письменное общение) 1. Составление кратких конспектов. 2. Работа по инструкционным картам. 3. Составление тезисов. 4. Умение оформлять проект (реферат) 5. Умение составлять деловые документы (письмо, договор, эссе, резюме.) 8. Личного совершенствования (освоение способов духовного развития) 1. Культура поведения. 2. Соблюдение нравственных законов (умение отличать добро и зло) 3. Сохранение природы. 4. Ознакомление с культурой других народов. 5. Толерантность и патриотизм. 4. Общекультурная. (знание и опыт деятельности общечеловеческой национальной культуры, изготовление изделий.) 1. Простые изделия 2. По программе 3. С применением других источников. 4. С элементами творчества или национальным компонентом. 5. Творческие. 9. Личного совершенствования. (интеллектуальное развитие) 1. Занятия с логическими играми. 2. Интерес к различным видам деятельности. 3. Перенос ЗУН на другие области деятельности. 4. Синтез ЗУН для теоретического исследования. 5. Синтез ЗУН для прикладного исследования. 5. Информационная 1. Поиск информации в учебнике. 2. Поиск информации в дополнительной литературе. 3. Разработка электронных презентаций 4. Умение пользоваться электронной почтой. 5. Умение пользоваться интернет. 10. Личного совершенствования. (Самореализация, результаты НПК, олимпиад, конкурсов) 1. Школьные. 2. Районные. 3. Городские (кустовые) 4. Республиканские. 5. Российские.

Диаграммы «Паучок» для овладения каждой компетенции. Диаграмма выполнена на основе оценивания самим учащимся. По программе Из других источников С элементами творчества или национальным компонентом Простые изделия Творчество Общекуль турная

Умение пользоваться электронной почтой. Отбор и анализ инфор. из дополн. литературы. Умение создавать эл. презентации. Из учебника Интернет Информаци онная

Логика. Выводы. Планирование Анализ Цель Способность к творчеству Учебно- познават ельная

Для родных Для общества Для себя Продажа с личной выгодой Продажа с общественной выгодой Социально - трудовая

Краткие конспекты Инструкционные карты Деловые документы (Письмо договор) Тезисы Оформление проекта Коммункикати вная. Письменное общение

Рассказ Диалог Сообщение Дискуссия Презентация Коммуникат ивная Устное общение

Личное совершенствование сохранение здоровья. Здоровье Утрея.. зарядка Спортив. секции Нет вр едных привычек Личная гигиена Прав. питание.

Личное совершенствование. Освоение способов интеллектуального развития. Интеллекту альность Различны е. виды деятельн.. Логичск..игры Другие области. Теорет. исслед. Прикл.исс ледо.в.…в в

Личное совершенствование Освоение способов духовного развития. Нравственность Нравственно сть. Умение отличать добро и зло. Культура поведен ия. Ознакомл. с культурой народов.. Сохранен ие природы. Толерант ность.

Личного совершенствования. Самореализация. Результаты НПК, олимп. Районн ые Школь ные Городск ие. Росси йские. Республиканск.

Дизайн –анализ успешности овладения всеми ключевыми компетенциями по итогам года может быть использован в виде дополнительного оценочного листа к проектам. Логика. Выводы Учебник Допол.л итер. Эл. презент. Эл. почта Цен ост ь

Итоговый дизайн-анализ с разбивкой компетенций личного совершенствования Ценность и смысл Комм. Устн. об Учебно- познава Нравств енность. Здоровь е Самореал изац.ия. Интел лектуа льн. ть Коммун. письм.об. Информ ацион. Общекул ьтурная. Соц.- трудов.

Классы. 9 Правиль ное. питание. Толерантность.Креативные умения. Дискуссия.Деловые документы(пи сьмо, договор). Творческие.Интернет.Продажа ссобществ.в ыгодой. Синтез ЗУН для приклад. исслед. Российские 8 Отсутст. вредныхпр ивыч Ознакомл.с культурой. народов. Логическоемы шление. Выводы.. Диалог.Оформлен. проекта, реферата. Элементы творчества.На ционал. компонент. Электронная почта. Продажа с личной выгодой Синтез ЗУН для теорет. исследов. Республиканские. 7 Занятия. в спорт. секциях.. Сохранение природы. Анализ.Презентация.Тезисы Из других источников. Электроные презент. Для общества Перенос ЗУН на другие области. Городские( кустовые) 6 Утрен. зарядка. Соблюдениенра вственен.законо в. Планирование. Рассказ.Инструкционн ые карты. По программе.Дополнительн. Литерат. Для родных.Интерес к различным видам деятельн. Районные. 5 Личная. гигиена Культура поведения. Целеполагани е. Сообщение..Краткие конспекты. Простые.издел ия. Учебник.Для себя Логич. Игры.Школьные. Компете нции. Личн. соверше нст Забота о здоровье Личного совершенс Освоение способов духовного развития. Учебно- познавател ьная. Коммуник ативная. Устное общение. Коммуника тивная. Письменноеобщ ение. Общекульт урн. Изготовлене изделий. Оказание услуг. Информаци онная. Социал.- трудов Ситуац. на рынке труда Личн. совершенств ов. Интеллектуально сть. Личн. Соверш Самореализация Результаты НПК, олимпиад т.д.. по классам. Мониторинг уровня овладения ключевыми компетенциями за год и

Методика овладения учащимися ключевых качеств личности, компетенций, необходимых для успешности в жизни. Разработка учителя технологии МОУ Сигаевской СОШ Заварзиной Е.П. Средства.Методы.Результат. 1. Логическая схема успешности. Беседа.Мотивация учащихся на овладение компетенциями. 2. Шкала оценивания Объяснение.Формирование представления детей о том к чему надо стремиться для успешности в жизни. (баллы 4,5).. 3 Виды ключевых компетенций.Объяснение.Представление учащихся о ключевых качествах личности для успешности в жизни. 4. Виды деятельности по компетенциям Объяснение.Представление учащихся о видах деятельности, которые необходимо освоить. 5. Диаграммы «Паучок» по овладению каждой компетенции. Практическая работа) по заполнению диаграммы какой-либо компетенции. Формирование представления детей о способе самооценки своей успешности. 6. Диаграммы «Паучок» по видам деятельности каждой компетенции. Самоанализ успешности учащегося в овладении каждой компетенции по итогам изучения темы (раздела). Самооценка детей о результатах формирования своих качеств личности. Видение детьми положительной динамики в овладении видами деятельности. 7 Дизайн –анализ успешности овладения всеми ключевыми компетенциями по итогам года Самоанализ успешности учебной, практической, проектной и другой деятельности детей по итогам года. Наглядное представление учащимися перспективы своего развития в овладении ключевыми качествами личности.. 8 Мониторинг уровня овладения ключевыми компетенциями за год и по классам. Самоанализ успешности в овладении ключевыми компетенциями на основе всех видов деятельности ученика с 5-9 класс. Выбор своего вектора развития, личная ориентация ученика о перспективе своей работы над овладением видами деятельности по каждому качеству личности.. Пирамида успешности.Самоанализ результатов по овладению ключевыми качествами личности. Видение учащимися ценности и смысла жизни.

Пирамида успешности на основе овладения компетенциями. Личного совершенствования. Забота о здоровье. Личного совершенствования. Соблюдение нравственных законов Учебно- познавательная. Коммуникативная. Письменное общение Коммуникативная. Устное общение Общекультурная. Изготовление изделий. Информационная. Социально- трудовая Изучение ситуации на рынке. Личного совершенст. Интеллектуальность. Самореализация. результаты НПК, олимпиад, конкурсов. Ценность и смысл жизни. Жизнь – время. (суть происходящих изменений)

Описание методики формирования и оценки реализации ключевых компетенций Описание методики формирования, анализа и оценки ключевых компетенций Разработка учителя МОУ Сигаевской СОШ Заварзиной Е.П. Сущность методики формирования и оценки ключевых компетенций состоит в интересе детей к успешности в жизни и основана на их самоанализе и самооценке, в овладении видами деятельности по выработке каждого качества личности. Виды деятельности предложены по степени усложнения, что позволяет детям овладевать ими в зависимости от возраста. Для наглядного представления овладения каждым видом деятельности учащиеся выполняют самоанализ в виде диаграммы «Паучок» для того,чтобы видеть на каком уровне успешности они находятся и чему ещё надо научиться. Самооценка качеств личности производится по шкале успешности использующейся для оценивания учебного материала кроме балла 5. 1 балл – имею представление. 1 уровень 2 балла – работаю с помощью учителя. 2 уровень 3 балла – работаю самостоятельно. 2 уровень 4 балла –умею применять в новой ситуации. 3 уровень 5 баллов- могу научить других 3 уровень Для отслеживания своей успешности учащимся предложены формы анализа в виде графиков, которые они могут заполнять в конце изучения темы (раздела), после выполнения проекта или реферата, в конце года в виде мониторинга. Для большей наглядности предложена пирамида успешности. Результаты применения данной методики для детей. Выработка умения учащихся анализировать виды деятельности. Видеть перспективу ( спираль) своего развития, т. е. личностная ориентация. По результатам анализа делать выбор того, что им необходимо. На основании выбора ставить перед собой цель. В результате логического анализа у детей появляется целеустремлённость в овладении ключевыми компетенциями, что означает успешность при обучении в школе и в будущей жизни. для учителей. Предложена система формирования ключевых качеств личности для успешности в жизни. 2. На основании этой системы учителям предложена возможность создания мотивации учащихся к овладению ключевыми компетенциями при помощи: логической схемы успешности, анализа видов деятельности, анализа и самооценки на основании заполнения графиков по выработке каждой компетенции, дизайн - анализа по итогам выполнения проекта, (реферата), годового и итогового мониторинга с 5-9 класс. 3. Выбор формирования каждой компетенции может быть на усмотрение учителя, в зависимости от изучения темы или раздела. 4. Предложенную методику, при необходимой доработке, можно использовать при изучении любых предметов. для родителей. 1. Наглядное представление того, что необходимо детям для успешности в жизни. Примечание. На основании изучения мнения детей и учителей технологии данная методика вызвала интерес и может быть использована в учебном процессе.

Результаты исследовательской работы по разработке методики формирования у школьников ключевых компетенций (качеств личности) необходимых для успешности в жизни. На основе деятельностного педагогического анализа предусматривающего мотив, цель, задачи, была предложена структура работы над формированием у обучающихся школ ключевых качеств личности, в которую входит: 1. Анализ видов ключевых компетенций формируемых на уроках технологии. 2. Схема реализации компетенций. 3. Логическая схема успешности и шкала оценка компетенций. 4. Формы в виде диаграмм »Паучок» разбитые по отдельным видам деятельности касающиеся каждой компетенции. 6. Мониторинг в виде общего графика по отслеживанию своей успешности по классам к моменту окончания школы выпускником. 7. Результаты. 1. Разработана методика формирования и оценки ключевых компетенций необходимых учащимся для успешности в жизни. 2. Применена разработанная методика в учебном процессе для самоанализа детьми своей успешности в проектной и урочной деятельности. Работа учащихся с графиками на уроках и в проектной деятельности позволяют каждому учащемуся видеть перспективу овладения видами деятельности по каждому качеству личности, т.е. осуществляется личностно- ориентированный подход и индивидуальная спираль развития успешности ученика. 3. Разработанная методика одобрена учителями и учащимися Примечание.. Для формирования необходимых качеств личности у школьников необходимо применять метод беседы с примерами из жизни и ознакомить с данной методикой родителей учащихся.

Список литературы 1. Павлова М.Б.,Питт, Дж, Гуревич М.И. Мигунов В.А., Петряков П.А. Экспериментальная программа основной общеобразовательной школы (классы 5-9) Образовательная область «Технология». Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, Сборник нормативных документов. Технология/ сост. Э.Д. Днепров. А.Г. Аркадьев.- М, : Дрофа, Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по технологии // Школа и производство