Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ Родительское собрание.
Advertisements

Введение в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручением Президента Российской Федерации.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)
Обращение Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики ( Родительское собрание по выбору модуля учебного курса ОРК и СЭ) Составила: Дебденко И.В., учитель начальных.
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ Родительское собрание.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Министерство образования и науки о комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ Родительское собрание.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 3 – х классах ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»)
Введение в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ)
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Муниципальное образовательное учреждение «Урусовская общеобразовательная школа»
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Транксрипт:

Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ

Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе?

Нормативно – правовая основа Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ).

4 Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.

Содержание Отечество Семья Культурная традиция

ЦЕЛИ курса ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).

Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса ОРК СЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; школы; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Мифы, которые сопровождают введение нового предмета Миф 1 – в школу придут священнослужители. В статье 14 Конституции РФ говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции РФ, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности. 21 июля 2009 г., Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги.

Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии.

Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними. Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию.

Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. Образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно- нравственного развития.

Структура предмета Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, обычаи, традиции и верования. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который эта культура прошла; развитие различных исторических эпох, национальных культур. Такое широкое понимание человеческой культуры важно для процесса идентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ :

В УМК культура - религиозная и светская, пред- ставлена в традициях, ритуалах и обрядах древ- них людей и наших современников; в истории и языке; в архитектуре, искусстве, литературе, живописи, музыке; через быт людей, поскольку- он и есть реальная жизнь представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность, увидеть, услышать, осязать - почувствовать эту культуру. Мир быта людей - это вещи, которые их окружают; привычный образ жизни, каждодневное поведение, обычное протекании жизни в ее реально-практических формах. С другой стороны, быт, всегда находящийся в сфере практики, мир вещей неразрывно связаны с глубинными символами, с идеями, ценностями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох, культур, сообществ. Понятие культуры…

Поэтому в учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения людей, представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (язык священных книг, словесные формы – приветствия, прощания, обращения и т.д.) - все, в чем раскрываются те невидимые черты жизни, которые ярко характеризуют культуру той или иной группы, сообщества людей и по которым человек узнает своего или чужого. Такое понятие культуры тяготеет к этнографически- социологическому подходу, когда оно используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений. В отношения вступают реальные люди, представители культур, еще точнее: представители тех сообществ (народов, социальных групп), которых объединяет та или иная культура. А положение каждого конкретного человека в сообществе (его статус, социальная роль и т.п.) играют не последнюю роль в построении отношений с представителями других культур.

23

24

25

Муртазин М.Ф., Латышина Д.И. Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Урок 1 Россия наша Родина Урок 2 Колыбель ислама Урок 3 Пророк Мухаммад основатель ислама Урок 4 Начало пророчества Урок 5 Чудесное путешествие пророка Урок 6 Хиджра Урок 7 Коран и Сунна Урок 8 Вера в Аллаха Урок 9 Божественные Писания. Посланники Бога Урок 10 Вера в Судный день и судьбу Урок 11 Обязанности мусульман Урок 12 Поклонение Аллаху Урок 13 Пост в месяц рамадан Урок 14 Пожертвование во имя Всевышнего Урок 15 Паломничество в Мекку Уроки Творческие работы учащихся Урок 18 История ислама в России Урок 19 Нравственные ценности ислама Урок 20 Сотворение добра Урок 21 Дружба и взаимопомощь Урок 22 Семья в исламе Урок 23 Родители и дети Урок 24 Отношение к старшим Урок 25 Традиции гостеприимства Урок 26 Ценность и польза образования Урок 27 Ислам и наука Урок 28 Искусство ислама Урок 29 Праздники мусульман Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Урок 1 Россия - наша Родина Урок 2Культура и религия Урок 3 Культура и религия Урок 4 Возникновение религий Урок 5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели Уроки 6-7 Священные книги религий мира Урок 8 Хранители предания в религиях мира Уроки 9-10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния Урок 11 Человек в религиозных традициях мира Уроки Священные сооружения Уроки Искусство в религиозной культуре Уроки Творческие работы учащихся Уроки История религий в России Уроки Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Урок 22 Паломничества и святыни Уроки Праздники и календари Уроки Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Урок 27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Урок 28 Семья Урок 29 Долг, свобода, ответственность, труд Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Урок 1Россия - наша Родина Урок 2Что такое светская этика Урок 3Культура и мораль Урок 4Особенности морали Урок 5 Добро и зло Урок 6Добро и зло Урок 7Добродетель и порок Урок 8Добродетель и порок Урок 9Свобода и моральный выбор человека Урок 10Свобода и ответственность Урок 11Моральный долг Урок 12Справедливость Урок 13Альтруизм и эгоизм Урок 14Дружба Урок 15Что значит быть моральным Уроки Подведение итогов Урок 18Род и семья исток нравственных отношений Урок 19Нравственный поступок Урок 20Золотое правило нравственности Урок 21Стыд, вина и извинение Урок 22Честь и достоинство Урок 23Совесть Урок 24Нравственные идеалы Урок 25Нравственные идеалы Урок 26Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 27Этикет

Уважаемые родители, выбор за вами!