6 класс Имена существительные: одушевленные и неодушевленные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Существительные Нарицательные(называютоднородныепредметы) Собственные Собственные(называютединичные(индивидуальные)предметы)
Advertisements

Существительные Нарицательные(называютоднородныепредметы) Собственные Собственные(называютединичные(индивидуальные)предметы)
Живая ли кукла? Русский язык 4 класс Программа Эльконина – Давыдова Учитель: Цурупал Т.Б. Омск.
Free Powerpoint Templates ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ.
Обращение Выполнила преподаватель русского языка школы 578 Приморского р-на Мясникова С.Ю.
1 Одушевленность и неодушевленность существительных.
Существительные. Имя существительное (существительное) часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что». Существительное называет предметы.
Урок-исследование в 6 классе (по УМК «Русский язык» под редакцией М.В.Панова. 5-9 классы) Учитель Райчева Елена Борисовна.
Имя существительное Содержание Общее понятие об имени существительном. Общее понятие об имени существительном Собственные и нарицательные имена существительные.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
-часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто?Что?
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 3 ГРУППЫ МЕЛИКОВА МУАЗЗАМОН. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ?
Добрый день, уважаемые гости и ребята!. роток каспта лсной водороль прилага т ельное расттельный сложиь лефон изагать обии и в в ть изл л жеен доой.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Презентацию выполнила: Геращенко Марина Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 90.
(ПОВТОРЕНИЕ). обобщить, систематизировать знания по орфографии, морфологии, лексике данной грамматической категории - имя существительное. уметь находить.
ТЕСТ ТЕМА: «ОБРАЩЕНИЕ». Обращение – это: а) слова, выраженные одушевленным именем существительным или другими частями речи в значении таких существительных.
«Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Часть речи - имя существительное. Род Вопросы Что обозначает, значение Число Склонение Падеж Собственные нарицательные.
Имя существительное Терновой Илья 3В класс. Кто? и Что? Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос.
Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Транксрипт:

6 класс Имена существительные: одушевленные и неодушевленные

Company Logo Существительные бывают Одушевленные служат названиями живых существ (людей, животных, птиц); Неодушевленные служат названиями неживых предмнетов, а также предмнетов растительного мира отвечают на вопрос кто? отвечают на вопрос что?

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Изначально в русском языке категория одушевлённости-неодушевлённости складывалась как семантическая (смысловая). Постепенно, с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпаданет с делением всего существующего в природе на живое и неживое. |

Показателем одушевлённости или неодушевлённости существительного являнется совпадение ряда грамматических форм. Одушевлённые и неодушевлённые существительные отличаются друг от друга формой винительного падежа множественного числа. У одушевлённых существительных эта форма совпаданет с формой родительного падежа, а у неодушевлённых существительных с формой именительного падежа.

Понаблюдаем и сравним ннет друзей вижу друзей (но: ннет столов вижу столы), ннет братьев вижу братьев (но: ннет огней вижу огни), ннет лошадей вижу лошадей (но: ннет теней вижу тени), ннет днетей вижу днетей (но: ннет морей вижу моря).

У имён существительных мужского рода (кроме существительных на -а, -я) это различие сохранянется и в единственом числед, например: ннет друга вижу друга (но: ннет дома вижу дом).

К одушевлённым существительным могут относиться существительные, которые по значению следдовало бы считать неодушевлёнными, например: «наши снети притащили мертвеца»; сбросить козырного туза, пожертвовать ферзя, купить кукол, разрисовать матрёшек.

К неодушевлённым существительным могут относиться существительные, которые по выражаемому ими значению следдовало бы отнести к одушевлённым, например: изучать болезннетворные микробы; нейтрализовать бациллы тифа; наблюдать зародыш в его развитии; собирать личинки шелкопряда, верить в свой народ; собирать огромные толпы, вооружать армии.

Рассмотрите данную ниже таблицу и сформулируйте правило о том, как точнее определить одушевленность- неодушевленность существительных. падежи существительные одушевленные неодушевленные И.п.лнетчикимальчикикнигитнетради Р.п.лнетчиковмальчиковкнигтнетрадей В.п.лнетчиковмальчиковкнигитнетради

Прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль. Спишите, расставляя знаки препинания. Одна из читательниц журнала «Русская речь(?)» зад..нет такой вопрос Как прав..ло, одушевленность и неодушевленность предмнета определяет..ся легко. Но какой вопрос нужно п..ставить к п..длежащему в предл..жжение Молодежная бр..гада отправилась на строительство спортивных об(?)ектов в Сочи? Редакц..я журнала дала такой отвнет Если слово в единствен..м ч..след обозначанет ко..актив людей то..здесь возможен вопрос кто (Кто выполнил план ? – Молодежная бригада). Его и надо п..ставить к п..длежащему в инт..рисующем ч..тательницу предл..жжение. Но грамматически слово «бр..гада» изменяетт..ся как неодушевленное (К этой работе привел..клип молодежные бр..гады, а не бр..гад).

Как вы пониманете утверждение, что «грамматически слово «бр..гада» изменяетт..ся как неодушевленное»? Почему приведенный вследд за утверждением пример подтвержданет его (см. таблицу в предыдущем слайде)?

Бригада, народ, коллактив, отряд, толпа, бактерии, муха, микробы. Запишите данные ниже существительные в винительном падеже множественного числа. Определите, с именительным или родительным падежом множественного числа совпаданет форма винительного падежа каждого из существительных. Обозначьте их буквами Н или О. К каким из неодушевленных существительных можно задать вопрос КТО?, а к каким из одушевленных – ЧТО? Почему?

Спишите, расставляя знаки препинания. Над существительными- обращениями поставьте букву О (одушевленное) или Н (неодушевленное) Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь, нагнувшись под мнетелью белой Никнут шелковые травы, пахннет смолистой сосной. Ой вы луга и дубравы я одурманен весной Ах, поля мои борозды милые хороши вы в печали своей! Я снова зздесь, в семье родной мой край, задумчивый и нежный! Прощай родная пуща прости златой родник Разбуди меня завтра рано о моя терпеливая мать! Где ты где ты отчий дом гревший спину под бугром Теплый вечер грызнет воровато луговые поемы и пни. Не тоскуй моя белая хата что опять мы одни и одни.

Отвнетьте письменно на вопросы: в каком стиле речьи употреблянется обращение к предмнетам как к живым существам? С какой целью это деланется?

2 Составьте (письменно) побудительные предложения с обращениями. Представьте себе, что вы обращанетесь с просьбой к пассажирам (автобуса, трамвая, троллейбуса, поезда). Какие слова вы употребите в качестве обращений к взрослым, днетям? Воспользуйтесь словами, которые служат для выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны и т.д.) 1 Составьте и запишите 4 предложения с обращениями, выраженными как одушевленными, так и неодушевленными существительными. Подчеркните обращения

Выпишите в левую колонку одушевленные существительные, а в правую – неодушевленные существительные: Шофер, аппарат, аттестат, внетеран, гирлянда, диспнетчер, катер, маляр, мичман, пиджак, плакат, почтальон, ровесник, трамвай, экскаватор, дуб, читатель, клоун, строитель, такси, дитя, море, мадам, трус, тополь. одушевленные неодушевленные