Педагогический ПРОЕКТ «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами школьных предметов курса «Филология» в урочной и внеурочной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познавательные УУД Сардарова Т.Ю.. Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение.
Advertisements

Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Универсальные учебные действия (УУД) и компетентность учащихся Универсальные учебные действия (УУД) и компетентность учащихся МБОУ СОШ 12.
Мастер-класс Деятельность – единственный путь к знанию.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
Педагогический совет Структура поурочного планирования при внедрении ФГОС.Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Формирование познавательных УУД на уроках математики Учитель математики средней общеобразовательной школы 3, г. Очёр Солодникова Ирина Валерьевна.
LOGO МОУ гимназии год Программа формирования универсальных учебных действий Выполнила: И.Г. Ерхова.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Виды универсальных учебных действий. Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Общепознавательные Общепознавательные Коммуникативные Коммуникативные.
Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся начальной школы Секция 2.
Транксрипт:

Педагогический ПРОЕКТ «Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами школьных предметов курса «Филология» в урочной и внеурочной деятельности» Автор и руководитель проекта: Панченко И.В., Автор и руководитель проекта: Панченко И.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 г. Томска

Актуальность проекта Ученик – это не кувшин, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь

противоречия: - между требованиями, предъявляемыми государством к итогам образования, и представлениями учащихся о необходимости знаний; - между требованиями, предъявляемыми государством к итогам образования, и представлениями учащихся о необходимости знаний; - между объемом учебного материала, закрепленным в образовательных стандартах, и объективными возможностями учащихся к усвоению. - между объемом учебного материала, закрепленным в образовательных стандартах, и объективными возможностями учащихся к усвоению. - между реализуемыми и возможными подходами к обучению в общеобразовательной школе. - между реализуемыми и возможными подходами к обучению в общеобразовательной школе.

Главная проблема, на решение которой направлен данный проект, - традиционные методы обучения не формируют познавательные универсальные учебные действия, призванные помочь детям научиться учиться.

Теоретическое обоснование проблемы В рамках ФГОС второго поколения разработана и внедряется «Программа развития универсальных учебных действий» (Асмолов А.Г.). Эта программа основана на трудах Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. В рамках ФГОС второго поколения разработана и внедряется «Программа развития универсальных учебных действий» (Асмолов А.Г.). Эта программа основана на трудах Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; умение строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задач; выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; смысловое чтение; смысловое чтение; выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие текстов разных стилей; умение адекватно передавать содержание текста; умение адекватно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров составлять тексты различных жанров

В число логических универсальных действий входят: анализ объектов с целью выделения признаков; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения; выбор оснований и критериев для сравнения; классификация объектов; классификация объектов; подведение под понятие; подведение под понятие; выделение следствий; выделение следствий; установление причинно-следственных связей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; построение логической цепи рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез; их обоснование. выдвижение гипотез; их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. ("Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли" А.Г. Асмолов). ("Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли" А.Г. Асмолов).

Цель проекта Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы через обновление процесса обучения средствами предметов курса «Филология» в урочной и внеурочной деятельности. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы через обновление процесса обучения средствами предметов курса «Филология» в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи проекта: Изучить теоретическую и практическую проработанность проблемы. Изучить теоретическую и практическую проработанность проблемы. Продумать использование методов и технологий для решения проблемы. Продумать использование методов и технологий для решения проблемы. Спланировать и провести диагностику обучающихся, входной, промежуточный и итоговый мониторинг по формированию познавательных УУД. Спланировать и провести диагностику обучающихся, входной, промежуточный и итоговый мониторинг по формированию познавательных УУД.

Задачи проекта: Спланировать взаимодействие с медицинской, психологической и логопедической службами школы. Спланировать взаимодействие с медицинской, психологической и логопедической службами школы. Проанализировать возможность вовлечения в образовательный процесс внешних учреждений культуры (вузы, библиотеки, музеи, театры и т.д.). Проанализировать возможность вовлечения в образовательный процесс внешних учреждений культуры (вузы, библиотеки, музеи, театры и т.д.). Продумать систему методов и приемов, формирующих познавательные УУД. Продумать систему методов и приемов, формирующих познавательные УУД.

Задачи проекта : Постепенно внедрять в образовательный процесс познавательные УУД ( Умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.) через систему методов и приемов. Постепенно внедрять в образовательный процесс познавательные УУД ( Умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.) через систему методов и приемов.

Задачи проекта : Отслеживать результаты усвоения познавательных УУД. Отслеживать результаты усвоения познавательных УУД. Продумать критерии оценки формирования познавательных УУД для учеников 5-9 классов по возрастным категориям. Продумать критерии оценки формирования познавательных УУД для учеников 5-9 классов по возрастным категориям.

Этапы реализации проекта Поисковый (июнь – сентябрь 2008) Поисковый (июнь – сентябрь 2008) Основной: реализация проекта ( ) Основной: реализация проекта ( ) Аналитический (2 полугодие уч. года) Аналитический (2 полугодие уч. года)

Основные направления реализации проекта Формирование УУД Выбор УМК Использование современных технологий Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность

Использование образовательных технологий для формирования познавательных УУД Познавательные УУД Образовательные технологии Методы и приемы мероприятия Наиболее продуктивные педагогические технологии для формирования познавательных универсальных учебных действий – игровая, проектная и исследовательская.

Игровая технология: Литературные викторины, литературные игры, театрализация, КНВ, гостиная

Конкурс творческих работ «Маму с праздником поздравим» (в библиотеке «Сибирская») Здравствуй, мамочка моя! Для тебя пишу я. Солнце жаркими лучами В этот день плеснуло. Будут ручейки звенеть И сосульки капать. Хочется мне песни петь, Чтоб тебя поздравить! Ты, мамуленька моя, Лучшая из всех. Буду радовать тебя – Пусть звучит твой смех! Шекунова Полина, Шекунова Полина, 5 б класс 5 б класс

Уроки-экскурсии «Жили да были» «Мифы звездного неба»

Проектная деятельность МОУ СОШ 44 г. Томска МОУ СОШ 44 г. Томска Весна! Весна! Весна! Весна! Как воздух чист! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Как ясен небосклон! Сборник стихотворений о весне Авторы – ученики 5-х классов Фото – Корольков Павел, Панченко И.В. Томск 2009 Томск 2009

Пришла весенняя пора, Капель играет звонко, И светит солнышко с утра! Когда такая красота Подобралась к нам скромно? И в лужах отражение Веселых наших лиц, Когда одно мгновение Прекрасней крика птиц. Весна – пора такая, Аж радостно до слез. И больше не бывает Оттенков мутных грёз. Геращенко Егор Геращенко Егор

Проект «Война в истории моей семьи» Из сочинения Самусева Ильи, 5 В класс: Великая Отечественная война, которую мы изучаем на уроках истории, оказывается, очень близко связана и с моей семьёй. Не так часто получается у меня с бабушкой и дедушкой поговорить по душам, расспросить их о прошлом. Но я знаю, пусть и не очень многое, об их жизни. Их детство пришлось на тяжелые военные годы. Их отец, а мой прадед, Иванов Иван Васильевич, был партизаном. Он воевал в тылу у фашистов. Выполняя задания, партизаны подрывали железные дороги и скрывались в лесу. Однажды ночью отряд, в котором воевал мой прадедушка, выполнял очередное задание. Они подорвали железнодорожное полотно и отошли в лес. А неподалеку проходил отряд немцев, которые охраняли эту дорогу. Они услышали взрыв и устроили облаву. В округе началась перестрелка, в которой прадеда убили. По воспоминаниям родственников, мой прадед был замечательный, добрый, верный и умный человек. Очень жаль, что он погиб.

Исследовательская деятельность

Школьные конференции, форумы

Чтение как универсальное учебное действие

Библиотека «Сибирская»: Литературная гостиная Ю. Буркин Н. Хоничев

Литературная гостиная: Т.А. Калёнова

В гостях у А.М. Волкова

Литературная викторина по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо» Когда и в каком городе родился Робинзон Крузо? Когда и в каком городе родился Робинзон Крузо? Какая фамилия была у Робинзона изначально? Какая фамилия была у Робинзона изначально? Кем хотел видеть отец своего сына? Кем хотел видеть отец своего сына? О чем мечтал сам Робинзон? О чем мечтал сам Робинзон? Что произошло в море во время первого плавания Робинзона? Что произошло в море во время первого плавания Робинзона? С кем познакомился Робинзон в Лондоне? С кем познакомился Робинзон в Лондоне? Как изменила лондонская встреча жизнь Робинзона? Как изменила лондонская встреча жизнь Робинзона? Как Робинзону удалось сбежать из плена пиратов? Как Робинзону удалось сбежать из плена пиратов? Как познакомился Робинзон Крузо с Пятницей? Как познакомился Робинзон Крузо с Пятницей? Как Робинзон Крузо спас Пятницу от людоедов? Как Робинзон Крузо спас Пятницу от людоедов? Как произошла встреча с англичанами на острове? Как произошла встреча с англичанами на острове? Сколько детей было у Робинзона Крузо? Сколько детей было у Робинзона Крузо? Продолжил ли Робинзон Крузо свои путешествия после возвращения с острова? Продолжил ли Робинзон Крузо свои путешествия после возвращения с острова?

Мониторинг Логопедическое обследование

Психологическое обследование учащихся

Предметная успеваемость

Диагностика сформированности познавательной учебной деятельности Уровни развит ия Диагностируемые признаки 5 класс 6 класс Готовно сть к приобре тению нового знания 0Отсутствует познавательный интерес, на уроке чаще пассивен, отказывается от участия в различных интеллектуальных состязаниях Любит узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета, задает уточняющие вопросы, соглашается на участие в различных интеллектуальных состязаниях ,5 2Иногда интересуется источниками и средствами для получения дополнительного знания, демонстрирует более глубокие знания по отдельным темам, часто задает вопросы, выходящие за рамки изучаемого на уроке, предлагает свое участие в конференциях, олимпиадах Всегда интересуется способами получения дополнительной информации, систематически участвует в интеллектуальных состязаниях, часто добивается положительных результатов, обычно не останавливается на достигнутом. 6 11,5

Оценка самостоятельности деятельности учащихся Параметры самостоятельности деятельности учащихся Конец 5 класса Конец 6 класса 1 четверть 7 класса Уровень усвоения учебного материала Самооценка Степень руководства учителем деятельностью ученика Организованность

Критерии оценки эффективности реализации проекта Оптимальный уровень сформированности познавательных УУД у учащихся к окончанию 9 класса, представленный в диагностиках. Оптимальный уровень сформированности познавательных УУД у учащихся к окончанию 9 класса, представленный в диагностиках. Результативность деятельности учащихся (качество знаний, уровень обученности учащихся, уровень социальной активности, уровень социализации учащихся) Результативность деятельности учащихся (качество знаний, уровень обученности учащихся, уровень социальной активности, уровень социализации учащихся) Портфолио личных достижений учащихся. Портфолио личных достижений учащихся. Успешное прохождение Государственной Итоговой Аттестации в 9 классе. Успешное прохождение Государственной Итоговой Аттестации в 9 классе. Мотивация обучаемых на дальнейшее получение образования, в том числе и профессионального. Мотивация обучаемых на дальнейшее получение образования, в том числе и профессионального.

Конечный продукт проекта (ожидаемый результат) Банк учебных проектов. Банк учебных проектов. Банк учебных исследовательских работ. Банк учебных исследовательских работ. Разработки уроков, сценарии мероприятий, направленных на формирование познавательных УУД. Разработки уроков, сценарии мероприятий, направленных на формирование познавательных УУД.

Спасибо за внимание Спасибо за внимание