Интернет-уроки Автор: Бушуева Е.В., заместитель директора по информатизации образовательного процесса МОУ СОШ с. Николаевка Партизанского района
С того момента, когда Интернет стал одним из компонентов современного образовательного пространства, использование образовательных web- сайтов стало во многом влиять на современное образование и культуру.
В связи с этим в ближайшее время предстоит изменение не только форм и содержания школьного образования, но и его целей, смысла, перспектив развития.
Проведение Интернет-уроков более чем оправданно: Они вызывают у учащихся положительный эмоциональный всплеск. Оценки за такие уроки, как правило, хорошие и отличные. Все большее количество учеников желают участвовать в Интернет- проектах. Успеваемость в целом по классам повышается.
Зачем ученикам Интернет-уроки? Дети не понимают, что Интернет- не развлечение, а средство получения знаний. Поэтому учителям следует в процессе преподавания максимально использовать возможности Интернет. Он должен стать источником знаний, таким же, как учебник. Интернет-уроки должны: научить молодежь более продуктивно использовать возможности Всемирной паутины. правильно сортировать информацию, дать им представление о том, что искать;
Зачем учителям проводить Интернет-уроки? 1. От того, насколько свободно учитель владеет компьютером, в скором будущем будет зависеть уровень образованности школьника 2. Самостоятельное повышение своей квалификации: Помимо очевидных преимуществ использования Интернет (методические пособия, программное обеспечение и т.д.), учитель просто должен идти в ногу со временем. Ведь сейчас многие учителя не смогут поддержать простой разговор с учеником, если он начнет использовать такие слова, как форум,чат, аватар и т.д. А это даже не сленг, а одни из основных терминов Всемирной паутины.
Как можно использовать Интернет на уроках: На уроках биологии, географии - возможность виртуального путешествия, использование фотографий, карт, схем, возможность получения дополнительной информации, доступ к архивам и библиотекам, общение напрямую с людьми, живущими в других странах. На уроках математики, физики, химии - возможность дистанционного образования, наблюдение процессов, происходящих в микромире, проведения тестовой проверки знаний, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения учащимися. На уроках литературы - как чтение первоисточников при отсутствии или невозможности достать нужную книгу, как возможность попасть в другую эпоху, прикоснуться к прекрасному. На уроках иностранного языка, русского языка. В качестве инструмента для тренингов, экспресс-опросов. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Для успешного проведения Интернет- урока учителю необходимо придерживаться следующих правил: Не доверять никаким рекомендациям и Интернет-адресам, пока сам все не перепроверишь. Сайт, в котором будет вестись работа, учитель должен знать досконально. Перед проведением Интернет-урока учитель должен иметь запасной вариант организации учебного занятия. Иначе Интернет может оказаться недоступным, и урок пойдет насмарку.
Этапы урока, которые нельзя проводить с использованием Интернет-технологий: Организационный момент Изучение нового материала Контроль знаний, если необходимо оценить умение "говорить" на заданную тему. Проверка домашнего задания На этапе обсуждения каких-либо насущных вопросов… - потому что живое общение ни один компьютер не заменит. - …или обсуждения результатов работы, когда дети рассказывают о том, КАК они действовали при выполнении задания. - Потому что полезно учиться не только на собственных ошибках, но и впитывать чужой опыт.
Интернет-уроки 1. Урок с использованием Интернет-ресурсов 2.Урок-тестирование 3.Интернет-урок с использованием конкретных ресурсов (работа по четкому плану) 4. Урок – поиск информации 5.Урок-семинар 6. Урок с последующим созданием проекта
1. Урок с использованием Интернет-ресурсов Интернет-ресурсы являются необходимым элементом при составлении плана урока и при проведении самого урока. Ссылки на Интернет-ресурсы в конце урока даются учащимся для просмотра или дальнейшей работы. ( Приложение 1. Образец урока с использованием Интернет-ресурсов.
2. Урок-тестирование Тестирование on-line Например, сайт «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ).«Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ).
3. Урок с использованием сохраненных веб- страниц Класс разбивается на группы (по количеству компьютеров); Каждой группе раздаются шаблоны для ответов (для экономии времени, затрачиваемого на ответ). В памяти компьютера находятся индивидуальные задания с необходимыми ссылками Если нет возможности пользоваться Интернетом на уроке в режиме реального времени, то учитель предварительно копирует Интернет-странички: (Приложение 3. Образец урока с использованием конкретных ресурсов.
4. Урок – поиск информации Возможно только при использовании Интернета в «реальном» времени. Предварительно ученикам даются определенное задание, адрес в Интернете, по которому возможно найти требуемый материал или ключевые слова для поиска Результаты поиска излагаются учащимися в виде устных или письменных сообщений. (Приложение 4. Образец Интернет-урока по поиску информации.
Вторая форма работы в Интернете предусматривает посещение сайтов различных культурно- просветительских, научных учреждений и производственных предприятий, т.е. виртуальная экскурсия. Требования к виртуальной экскурсии не отличаются от требований к проведению реальных экскурсий. Итоги экскурсии подводятся разными способами: обобщающая беседа, урок-конференция, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов. (Приложение 4. Образец Интернет-урока по поиску информации. 4. Урок – поиск информации
5. Урок-семинар Урок может проходить как урок-семинар, на котором школьники подбирают необходимый материал по ранее оговоренной теме в Интернете, как по заранее заданным учителем адресам, так и самостоятельно, а затем происходит всеобщее обсуждение найденных ресурсов. Найденная информация может сообщаться учащимися устно (но обязательно с предоставлением ссылок на сайты, с которых взята эта информация). Если информация как-то оформляется (письменно, в электронном виде), то важно, чтобы учащиеся не просто выводили на принтер найденные web-страницы, а, используя их, создали собственное информационное сообщение. Это достигается специальной формулировкой задания, например: «Пользуясь информацией (ссылками) расположенными на web- странице по адресу…, подготовьте сообщение о… объемом не более 2-х страниц». Ограничение объема не позволит механически скопировать чужую работу из Сети.
6. Урок с последующим созданием проекта Для проведения занятий создаётся тематическая база данных, которая оформляется в виде Интернет-страницы. Это позволяет собрать, систематизировать, классифицировать, красочно оформить достаточно большой по объёму материал и применять его многократно в своей работе. (Приложение 6. Образец Интернет-урока с последующим созданием проекта.
Высшей формой деятельности ученика является творчество. Разработка учащимися собственных web-страниц (разумеется, по заданию учителя и под его контролем) и размещение их в Сети еще одна форма использования Интернета на уроках. Пример Web-квестаWeb-квеста