П РЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : Л ИТЕРАТУРА ХIX-XX СТОЛЕТИЙ
В ВЕДЕНИЕ Для европейской литературы эпоха XIX века стала временем подлинного расцвета. Она прошла стадии романтизма, реализма и символизма, на каждом из этих этапов отразив особенности развития индустриального общества. XX век принес с собой совершенно новые тенденции, которые в корне изменили подход к писательскому ремеслу.
Ф РАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Р ОМАНТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Ф РАНЦИИ НАЧАЛ РАЗВИВАТЬСЯ НЕСКОЛЬКО ПОЗЖЕ, ЧЕМ В А НГЛИИ ИЛИ Г ЕРМАНИИ. П РИЧИНОЙ ЭТОМУ БЫЛО ДО НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ ЗАСИЛЬЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ КУЛЬТУРЫ СТРАНЫ.
П ОДЛИННЫМ ТИТАНОМ РОМАНТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СТАЛ В ИКТОР Г ЮГО. П ИСАТЕЛЬ И ПОЭТ ЧАСТО ОБРАЩАЛСЯ К ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕМАМ. В 1831 ГОДУ ОН ЗАКОНЧИЛ ОДИН ИЗ СВОИХ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ РОМАНОВ «С ОБОР П АРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ », КОТОРЫЙ ПРОБУДИЛ У ФРАНЦУЗСКИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ИНТЕРЕС К ГОТИКЕ И СРЕДНЕВЕКОВЬЮ.
В ИКТОР Г ЮГО
П ОСТЕПЕННО Г ЮГО ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСОМ, ВО ВРЕМЯ СОБЫТИЙ ГОДОВ ОН ВЫСТУПИЛ НА СТОРОНЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ ПРОТИВ Н АПОЛЕОНА III И ВЫНУЖДЕН БЫЛ ЭМИГРИРОВАТЬ. В ЕРНУТЬСЯ ВО Ф РАНЦИЮ ОН СМОГ ТОЛЬКО В 1870 ГОДУ.
Е ГО БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ РОМАНЫ : «О ТВЕРЖЕННЫЕ » (1862), «Т РУЖЕНИКИ МОРЯ » (1866), «93- Й ГОД »(1874) ПРОНИКНУТЫ ГУМАНИЗМОМ И СОЧУВСТВИЕМ К ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ.
К РУПНОЙ ПИСАТЕЛЬНИЦЕЙ РОМАНТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ БЫЛА Ж ОРЖ С АНД. Г ЛАВНОЙ ТЕМОЙ ЕЕ ТВОРЧЕСТВА БЫЛО НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОМАНЫ С АНД «К ОНСУЭЛО » ( ) И «О РАС » ( ).
Ж ОРЖ С АНД
Д ОВОЛЬНО СКОРО РОМАНТИЗМ СМЕНИЛСЯ РЕАЛИЗМОМ ЛИТЕРАТУРНЫМ СТИЛЕМ, КОТОРЫЙ СТАВИЛ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ПРАВДИВОЕ ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Т РИ КРУПНЕЙШИХ ФРАНЦУЗСКИХ ПИСАТЕЛЯ, С ТЕНДАЛЬ, Б АЛЬЗАК И Ф ЛОБЕР, НАЧИНАВШИЕ КАК РОМАНТИКИ, В СВОИХ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЕРЕШЛИ НА ПОЗИЦИИ РЕАЛИЗМА.
А НРИ М АРИ С ТЕНДАЛЬ
А НРИ М АРИ С ТЕНДАЛЬ БЫЛ ОФИЦЕРОМ В АРМИИ Н АПОЛЕОНА, ПРОВЕЛ ДОВОЛЬНО МНОГО ВРЕМЕНИ В И ТАЛИИ И ДО КОНЦА ЖИЗНИ СОХРАНИЛ СИМПАТИИ К ИМПЕРАТОРУ. О Н БЫЛ ПРОТИВНИКОМ МОНАРХИИ Л УИ Ф ИЛИППА, ПРОТЕСТ ПРОТИВ КОТОРОЙ ВЫРАЗИЛ В РОМАНАХ «К РАСНОЕ И ЧЕРНОЕ » (1831) И «К РАСНОЕ И БЕЛОЕ » ( ИЗДАН 1894). С ТЕНДАЛЬ МНОГО ПИСАЛ ОБ ИТАЛЬЯНСКОМ ИСКУССТВЕ, ПОСВЯТИВ ЕМУ РАБОТЫ «И СТОРИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ » (1817), «П РОГУЛКИ ПО Р ИМУ » (1829).
О НОРЕ ДЕ Б АЛЬЗАК
Н АИБОЛЕЕ ПОЛНО ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО РОМАНА ПОЛУЧИЛА СВОЕ РАЗВИТИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ О НОРЕ ДЕ Б АЛЬЗАКА. О Н СОЗДАЛ ОГРОМНЫЙ ЦИКЛ ИЗ 90 РОМАНОВ «Ч ЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ », РАЗБИТЫЙ НА 3 СЕРИИ : «Э ТЮДЫ О НРАВАХ », «Э ТЮДЫ ФИЛОСОФСКИЕ » И «Э ТЮДЫ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ». Б АЛЬЗАК СМОГ ДАТЬ НАИБОЛЕЕ РАЗВЕРНУТУЮ КАРТИНУ ФРАНЦУЗСКОГО БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА. Е ГО НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОМАНЫ «Г ОБСЕК » (1830) И «Ш АГРЕНЕВАЯ КОЖА » (1831).
Г ЮСТАВ Ф ЛОБЕР
В 1857 ГОДУ Г ЮСТАВ Ф ЛОБЕР ОПУБЛИКОВАЛ СВОЙ САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ РОМАН «М АДАМ Б ОВАРИ », ПОСВЯЩЕННЫЙ НРАВАМ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ Ф РАНЦИИ. Ч ЕРЕЗ ВСЕ ЕГО РОМАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕМОЙ ПРОХОДИТ ТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАДЛОМА ГЕРОЕВ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ПРОНИКНУТЫ ПЕССИМИЗМОМ. О СОБЕННО ЯРКО ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЕГО ПОЗДНЕМ РОМАНЕ «Б УВАР И П ЕКЮШЕ » ( ИЗДАН 1881) И СБОРНИКЕ «Т РИ ПОВЕСТИ » (1877).
Э МИЛЬ З ОЛЯ
Д АЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМ ПОЛУЧИЛ В РОМАНАХ Э МИЛЯ З ОЛЯ, КОТОРЫЙ ДОВЕЛ ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ДО ГИПЕРТРОФИРОВАННОЙ ТОЧНОСТИ И РАЗВИЛ В НАТУРАЛИЗМ. О Н СОЗДАЛ ЦИКЛ ИЗ 20 РОМАНОВ «Р УГОН -М АККАРЫ : Е СТЕСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕМЬИ ВО ВРЕМЕНА II ИМПЕРИИ »( ).
Г И ДЕ М ОПАССАН
В СЛЕД ЗА З ОЛЯ В СТИЛЕ НАТУРАЛИЗМА РАБОТАЛ Г И ДЕ М ОПАССАН, КОТОРЫЙ СОСРЕДОТОЧИЛСЯ НА КРИТИКЕ РЕЖИМА III РЕСПУБЛИКИ. Е ГО НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОМАНЫ «Ж ИЗНЬ » (1883) И «М ИЛЫЙ ДРУГ » (1885).
Ш АРЛЬ Б ОДЛЕР
В О 2- Й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ТЕЧЕНИЕ ДЕКАДАНСА, ПРОВОЗГЛАСИВШЕГО ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ КАКОЙ - ЛИБО СОЦИАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ ВО ИМЯ ПРИНЦИПА « ИСКУССТВО РАДИ ИСКУССТВА ». П ЕРВЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ДЕКАДАНСА БЫЛ ПОЭТ Ш АРЛЬ Б ОДЛЕР. В 1857 ГОДУ ОН ВЫПУСТИЛ СВОЙ САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ СБОРНИК СТИХОВ «Ц ВЕТЫ ЗЛА », В 1860 ГОДУ КНИГУ О НАРКОТИКАХ «И СКУССТВЕННЫЙ РАЙ ».
П ОЛЬ В ЕРЛЕН
Д ЕКАДЕНТСКУЮ ТЕНДЕНЦИЮ ПОДХВАТИЛ И РАЗВИЛ П ОЛЬ В ЕРЛЕН, ТВОРЧЕСТВО КОТОРОГО ПРОНИЗАНО МОТИВАМИ РАСПАДА И ГИБЕЛИ. В ЕГО ПОЭЗИИ СЛОВО ЛИШИЛОСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ. В 1874 ГОДУ ВЫШЕЛ ЕГО СБОРНИК «Р ОМАНСЫ БЕЗ СЛОВ », В 1881 ГОДУ «М УДРОСТЬ », В 1889 ГОДУ «П АРАЛЛЕЛЬНО ».
А НДРЕ Ж ИД
К РУПНЕЙШИМ ФРАНЦУЗСКИМ ПИСАТЕЛЕМ НАЧАЛА XX ВЕКА БЫЛ А НДРЕ Ж ИД. О Н СОЗДАЛ РОМАНЫ «И ММОРАЛИСТ » (1902), «П ОДЗЕМЕЛЬЯ В АТИКАНА » (1914) И «Ф АЛЬШИВОМОНЕТЧИКИ » (1926).В 1947 ГОДУ ЕМУ БЫЛА ПРИСУЖДЕНА Н ОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ.
М АРСЕЛЬ П РУСТ
Т РАДИЦИИ ДЕКАДАНСА РАЗВИВАЛ М АРСЕЛЬ П РУСТ. Г ЛАВНЫМ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ЦИКЛ РОМАНОВ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ » ( ТОМА 1 16, ).
Р ОМЕН Р ОЛАН
П ИСАТЕЛЬ И МУЗЫКОВЕД Р ОМЕН Р ОЛЛАН ОПУБЛИКОВАЛ ЦИКЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ БИОГРАФИЙ ВЕЛИКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА : «Ж ИЗНЬ Б ЕТХОВЕНА » (1903), «М ИКЕЛАНДЖЕЛО » (1905), «Ж ИЗНЬ Т ОЛСТОГО » (1911). Н АИБОЛЕЕ КРУПНЫМ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ РОМАН - ЭПОПЕЯ О ГЕНИАЛЬНОМ МУЗЫКАНТЕ «Ж АН -К РИСТОФ » ( ).
Л УИ Ф ЕРДИНАНД С ЕЛИН
О СОБОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ЗАНИМАЕТ Л УИ Ф ЕРДИНАНД С ЕЛИН, АВТОР РОМАНА «П УТЕШЕСТВИЕ НА КРАЙ НОЧИ » (1934). Е ГО СТИЛЬ ОТЛИЧАЛСЯ ЦИНИЗМОМ, МИЗАНТРОПИЕЙ И ГРОТЕСКНЫМ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕМ ЯЗВ ОБЩЕСТВА. С ЕЛИН СЧИТАЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЕМ СТИЛЯ ТАК НАЗЫВАЕМОГО « ГРЯЗНОГО РОМАНА ».
А НГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
О ДНИМ ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЭТ И ХУДОЖНИК У ИЛЬЯМ Б ЛЕЙК. В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РЕАЛЬНОСТЬ ПЕРЕПЛЕТАЛАСЬ С ФАНТАСТИЧЕСКИМ ИДЕАЛЬНЫМ МИРОМ, ЧТО ДОСТАТОЧНО ЯРКО ПРОЯВИЛОСЬ В ПОЭМАХ : «С ВАДЬБЫ АДА И РАЯ » (1790),«Ф РАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ » (1791), «Е ВРОПА » (1794).
Д ЖОРДЖ Б АЙРОН
Н АИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА БРИТАНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ДОСТИГЛА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОРДА Д ЖОРДЖА Б АЙРОНА. Н ЕСМОТРЯ НА ВЫСОКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, Б АЙРОН ПРОТЕСТОВАЛ КАК ПРОТИВ АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ КРУГОВ, ТАК И ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ А НГЛИИ. О Н НА СВОИ СРЕДСТВА ФИНАНСИРОВАЛ ИТАЛЬЯНСКИХ КАРБОНАРИЕВ И ГРЕЧЕСКИХ ПОВСТАНЦЕВ, ЧТО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, И ПРИВЕЛО ЕГО К ГИБЕЛИ. Н АИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭМА «П АЛОМНИЧЕСТВО Ч АЙЛЬД Г АРОЛЬДА » ( ) И РОМАН В СТИХАХ «Д ОН Ж УАН »( ).
В АЛЬТЕР С КОТ
В ПРОЗЕ РОМАНТИЗМ НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ПРОЯВИЛСЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В АЛЬТЕРА С КОТТА, КОТОРОГО ПО ПРАВУ МОЖНО НАЗВАТЬ ОСНОВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА. С КОТТ СОЗДАЛ ЦИКЛ РОМАНОВ, КОТОРЫЕ ОХВАТЫВАЛИ ИСТОРИЮ В ЕЛИКОБРИТАНИИ СО ВРЕМЕН КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ ДО СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА, А ТАКЖЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРИПЕТИИ В Ш ОТЛАНДИИ В XVIII ВЕКЕ. С АМЫМИ ЗНАМЕНИТЫМИ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ : «Р ОБ Р ОЙ » (1818),«А ЙВЕНГО » (1820), «К ВЕНТИН Д ОРВАРД » (1823).
Ч АРЛЬЗ Д ИККЕНС
Э ПОХА ВИКТОРИАНСТВА СТАЛА НАЧАЛОМ ПОСТРОМАНТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Э ТО ВРЕМЯ ДВОЙНОЙ МОРАЛИ И ОТКРЫТОГО ПРЕВОСХОДСТВА СУПЕРДЕРЖАВЫ НАД ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ ПОРОДИЛО ВИКТОРИАНСКИЙ РОМАН, ВЕРШИНОЙ КОТОРОГО СТАЛО ТВОРЧЕСТВО Ч АРЛЬЗА Д ИККЕНСА.
О Н ПЕРВЫМ ДАЛ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И БОЛЬШОГО ГОРОДА, БЕЗЖАЛОСТНОГО К СВОИМ ОБИТАТЕЛЯМ. Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОМАНЫ Д ИККЕНСА «О ЛИВЕР Т ВИСТ » (1838), «Д ЭВИД К ОППЕРФИЛД » (1850), «Х ОЛОДНЫЙ ДОМ » (1853).
У ИЛЬЯМ Т ЕККЕРЕЙ ПИСАЛ САТИРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ, БЕЗЗЛОБНО ПОДТРУНИВАЯ НАД НРАВАМИ БРИТАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Е ГО ПЕРУ ПРИНАДЛЕЖАТ : «К НИГА СНОБОВ » (1848) И «Я РМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ » ( ).
К ИПЛИНГ
А ПОФЕОЗОМ ВИКТОРИАНСТВА СТАЛ ПЕВЕЦ « БРЕМЕНИ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА » Д ЖОЗЕФ Р ЕДЬЯРД К ИПЛИНГ, АВТОР «П ЕСЕН КАЗАРМЫ » (1892) И «К НИГИ ДЖУНГЛЕЙ » ( ). В 1907 ГОДУ ОН БЫЛ УДОСТОЕН Н ОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ.
О СКАР У АЛЬД
М ОРАЛИЗАТОРСТВО ВИКТОРИАНСТВА РАНО ИЛИ ПОЗДНО ДОЛЖНО БЫЛО ВЫЗВАТЬ ОТВЕТНУЮ РЕАКЦИЮ, КОТОРАЯ ПРОЯВИЛАСЬ В ПОЯВЛЕНИИ БРИТАНСКОГО ДЕКАДЕНСА. З АЧИНАТЕЛЕМ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ СТАЛ О СКАР У АЙЛЬД, ПРОВОЗГЛАСИВШИЙ ПРИНЦИП « ЧИСТОГО ИСКУССТВА ». К ЧИСЛУ СОЗДАННЫХ ИМ ШЕДЕВРОВ ОТНОСЯТСЯ : РОМАН «П ОРТРЕТ Д ОРИАНА Г РЕЯ » (1891) И КОМЕДИЯ «И ДЕАЛЬНЫЙ МУЖ » (1895). В КОНЦЕ КОНЦОВ У АЙЛЬД БЫЛ ОБВИНЕН В АМОРАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ И ЗАКЛЮЧЕН В ТЮРЬМУ, ГДЕ ПРОБЫЛ 2 ГОДА. П ОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЬ ПОКИНУЛ А НГЛИЮ И ПОСЕЛИЛСЯ В П АРИЖЕ, ГДЕ И УМЕР.
С МЕРТЬ КОРОЛЕВЫ В ИКТОРИИ СОВПАЛА С НАЧАЛОМ НОВОГО XX ВЕКА И ПРИНЕСЛА С СОБОЙ ОТМЕНУ СТРОГИХ МОРАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ. Э ПОХА ВЕЛИКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ УХОДИЛА В ПРОШЛОЕ, И ЭТО СРАЗУ ЖЕ НАШЛО СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ КАК В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЯХ, ТАК И В ЛИТЕРАТУРЕ.
И МЕННО НА ЭТО ВРЕМЯ ПРИХОДИТСЯ РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА ДРАМАТУРГА Б ЕРНАРДА Ш ОУ. О Н ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ МНОЖЕСТВА ПЬЕС, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗ КОТОРЫХ «П ИГМАЛИОН » (1913) И «Д ОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА » (1919). В 1925 ГОДУ ОН БЫЛ УДОСТОЕН Н ОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ.
Б ЕРНАРД Ш ОУ
Д ЖОН Г ОЛСУОРСИ СОЗДАЛ РАЗВЕРНУТУЮ ПАНОРАМУ ЖИЗНИ БРИТАНСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА 1- Й ТРЕТИ XX ВЕКА. Е ГО ПЕРУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЦИКЛ РОМАНОВ «С АГА О Ф ОРСАЙТАХ » ( ).
Д ЖОН Г ОЛСУОРСИ
С ОХРАНИВШИЙ ВЕРНОСТЬ ДЕКАДЕНСУ, Д ЖЕЙМС Д ЖОЙС ИЗОБРАЗИЛ В РОМАНЕ «У ЛИСС »(1922) ПОЛНУЮ ИЗОЛЯЦИЮ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ БОЛЬШОМ ГОРОДЕ.
Н ЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Р ОМАНТИЗМ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛСЯ КАК ПРОТЕСТ ПРОТИВ ВЕЙМАРСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА, КОТОРЫЙ БЫЛ СВЯЗАН С ТВОРЧЕСТВОМ И ОГАННА В ОЛЬФГАНГА Г ЁТЕ. Г ЛАВНЫМИ ТЕОРЕТИКАМИ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ СТАЛИ БРАТЬЯ А ВГУСТ И Ф РИДРИХ ФОН Ш ЛЕГЕЛИ.
Ф РИДРИХ Ш ЛЕГЕЛЬ
А ВГУСТ ЗАНИМАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ, ОН АВТОР «Л ЕКЦИЙ ОБ ИЗЯЩНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ » И «Л ЕКЦИЙ О ДРАМАТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ » ( ), КОТОРЫЕ ЗАЛОЖИЛИ ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ РОМАНТИЗМА. П ЕРУ Ф РИДРИХА Ш ЛЕГЕЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ РОМАН «Л ЮЦИНДА » (1799).
Н ОВАЛИС
О ДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ РОМАНТИКОВ СТАЛ ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ Н ОВАЛИС, АВТОР СТИХОВ «Г ИМНЫ К НОЧИ » (1800) И ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА «Г ЕНРИХ ФОН О ФТЕРДИНГЕН » (1802).
Г ЕНРИХ ФОН К ЛЕЙСТ
Т ИТАНОМ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА СТАЛ ПОЭТ Г ЕНРИХ ФОН К ЛЕЙСТ, АВТОР КОМЕДИИ «Р АЗБИТЫЙ КУВШИН » ( ИЗДАНА 1811), ПОЭМ «П РИНЦ Ф РИДРИХ Г ОМБУРГСКИЙ » (1810, ИЗДАНА 1821) И «К ЕТХЕН ИЗ Г ЕЙЛЬБРОННА » ( ИЗДАНА 1810).
Г ЕНРИХ Г ЕЙНЕ
П ОДЪЕМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В Г ЕРМАНИИ ПОЛОЖИЛ КОНЕЦ РОМАНТИЗМУ, ИДЕАЛИЗИРОВАВШЕМУ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В Х ГОДАХ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПИСАТЕЛИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ В ДВИЖЕНИЕ «М ОЛОДАЯ Г ЕРМАНИЯ », ЧЛЕНЫ КОТОРОГО СТАЛИ ПИСАТЬ В СТИЛЕ РЕАЛИЗМА. Н АИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ РЕАЛИСТОМ СТАЛ ПОЭТ Г ЕНРИХ Г ЕЙНЕ, КОТОРЫЙ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ ВЫНУЖДЕН БЫЛ ПОКИНУТЬ РОДИНУ И ЭМИГРИРОВАТЬ В П АРИЖ.
В 1833 ГОДУ ОН ОПУБЛИКОВАЛ ВО Ф РАНЦИИ КНИГУ «Г ЕРМАНИЯ », В КОТОРОЙ ПОЗНАКОМИЛ ФРАНЦУЗОВ С НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРОЙ. Т ВОРЧЕСТВО Г ЕЙНЕ ОТЛИЧАЛА ЯРКАЯ САТИРА И ПРОТЕСТ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Е ГО ПЕРУ ПРИНАДЛЕЖАТ ПОЭМЫ : «Т АНГЕЙЗЕР » (1836),«А ТТА Т РОЛЛЬ » (1843), «Г ЕРМАНИЯ. З ИМНЯЯ СКАЗКА » (1844).
П ОДЛИННЫЙ РАСЦВЕТ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИШЕЛСЯ НА НАЧАЛО XX ВЕКА. В ЭТО ВРЕМЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛАЯ ПЛЕЯДА ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ, КОТОРЫЕ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОПРЕДЕЛИЛИ РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ. Э ПИЦЕНТРОМ ЭТОГО ЛИТЕРАТУРНОГО Р ЕНЕССАНСА СТАЛА А ВСТРИЯ.
Р АЙНЕР М АРИЯ Р ИЛЬКЕ
Н ЕМЕЦКИЙ СИМВОЛИЗМ СВЯЗАН С ИМЕНЕМ АВСТРИЙСКОГО ПОЭТА Р АЙНЕРА М АРИЯ Р ИЛЬКЕ. Е МУ ПРИНАДЛЕЖАТ СБОРНИКИ СТИХОВ «К НИГА ОБРАЗОВ » (1902), «К НИГА ЧАСОВ » (1905) И СБОРНИК НОВЕЛЛ «П ОСЛЕДНИЕ » (1902) Т АКЖЕ Р ИЛЬКЕ ПЕРВЫМ СДЕЛАЛ СТИХОТВОРНЫЙ ПЕРЕВОД НА НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК «С ЛОВА О ПОЛКУ И ГОРЕВЕ ».
Ф РАНС К АФКА
А ВСТРИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ Ф РАНЦ К АФКА РАБОТАЛ В СТИЛЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Е ГО ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ «П РОЦЕСС » ( ИЗДАН 1925) И «З АМОК » ( ИЗДАН 1926) СТАЛИ ПРОРОЧЕСТВОМ И ПРОТЕСТОМ ПРОТИВ НАРОЖДАВШЕГОСЯ ТОТАЛИТАРИЗМА.
С ТЕФАН Ц ВЕЙГ
П РОИЗВЕДЕНИЯ ДРУГОГО АВСТРИЙСКОГО ПИСАТЕЛЯ С ТЕФАНА Ц ВЕЙГА ПРОНИКНУТЫ ТОНКИМ ПСИХОЛОГИЗМОМ.О Н ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ «М АРИЯ С ТЮАРТ » (1931) И «М АГЕЛЛАН »(1937), СЕРИИ ОЧЕРКОВ «З ВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА », НОВЕЛЛ «А МОК » (1922),«С МЯТЕНИЕ ЧУВСТВ » (1927).
Г ЕНРИХ М АНН
В ЛИТЕРАТУРЕ Г ЕРМАНИИ ЭТОГО ПЕРИОДА ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ТВОРЧЕСТВО БРАТЬЕВ Г ЕНРИХА И Т ОМАСА М АННОВ. Г ЕНРИХ М АНН ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ РОМАНОВ «У ЧИТЕЛЬ У НРАТ »(1905), ТРИЛОГИИ «В ЕРНОПОДДАННЫЙ », «Ю НОСТЬ КОРОЛЯ Г ЕНРИХА IV» (1935) И «З РЕЛОСТЬ КОРОЛЯ Г ЕНРИХА IV» (1937).
Т ОМАС М АНН
П ЕРВЫЙ ЖЕ РОМАН Т ОМАСА М АННА «Б УДДЕНБРОКИ », ИЗДАННЫЙ В 1901 ГОДУ, ПРИНЕС ЕМУ ВСЕМИРНУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ. В 1924 ГОДУ ВЫШЕЛ В СВЕТ ЕГО РОМАН «В ОЛШЕБНАЯ ГОРА », В ГОДАХ ПИСАТЕЛЬ РАБОТАЛ НАД ЦИКЛОМ РОМАНОВ НА БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ «И ОСИФ И ЕГО БРАТЬЯ », В 1947 ГОДУ БЫЛ ИЗДАН РОМАН «Д ОКТОР Ф АУСТ ». В 1929 ГОДУ Т ОМАСУ М АННУ БЫЛА ПРИСУЖДЕНА Н ОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ.
Э РИХ М АРИЯ Р ЕМАРК
Э РИХ М АРИЯ Р ЕМАРК БУКВАЛЬНО ВОРВАЛСЯ В ЛИТЕРАТУРУ КАК АВТОР РОМАНА «Н А З АПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН » (1929), В КОТОРОМ ВПЕРВЫЕ БЫЛА ПРАВДИВО ОСВЕЩЕНА ВСЯ БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. В 1938 ГОДУ ОН ОПУБЛИКОВАЛ РОМАН «Т РИ ТОВАРИЩА », В 1946 ГОДУ ВЫШЛО В СВЕТ ЕГО НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РОМАН «Т РИУМФАЛЬНАЯ АРКА ».
Г ЕРМАН Г ЕССЕ
С ОВЕРШЕННО ОСОБОЕ МЕСТО В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЗАНИМАЕТ ТВОРЧЕСТВО ШВЕЙЦАРСКОГО ПИСАТЕЛЯ Г ЕРМАНА Г ЕССЕ. Е ГО НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ СЧИТАЮТСЯ : ФИЛОСОФСКИЕ РОМАНЫ «С ИДКАРТА » (1922), «С ТЕПНОЙ ВОЛК » (1927), «И ГРА В БИСЕР » (1943). В 1946 ГОДУ Г ЕССЕ БЫЛА ПРИСУЖДЕНА Н ОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ.
Р УССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В Р ОССИИ XIX ВЕКА ЛИТЕРАТУРА БЫЛА НЕ ПРОСТО ОДНИМ ИЗ СОСТАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ, НО И ПРЕДМЕТОМ ПОДЛИННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ. Р УССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВМЕСТИЛА В СЕБЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКОГО, МОРАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО АНАЛИЗА, ЧЕГО НИКОГДА НЕ БЫЛО В КУЛЬТУРЕ З АПАДНОЙ Е ВРОПЫ.
1- Я ПОЛОВИНА XIX СТОЛЕТИЯ СТАЛА « ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ » РУССКОЙ ПОЭЗИИ. В ЭТО ВРЕМЯ ЖИЛИ И ТВОРИЛИ А. П УШКИН И М. Л ЕРМОНТОВ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПОЭТИЧЕСКУЮ ШКОЛУ.
А ЛЕКСАНДР П УШКИН
А ЛЕКСАНДР П УШКИН ЗАНИМАЕТ УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО В РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. О Н СТАЛ НЕ ПРОСТО САМЫМ ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ, НО ПРЕВРАТИЛСЯ В СИМВОЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, НЕКИЙ МИФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. П РИЧЕМ РЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ГЕНИАЛЬНОГО ПОЭТА - НАСМЕШНИКА, ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА И ЛОВЕЛАСА ОКАЗАЛАСЬ СКРЫТА ПОД МАСКОЙ ИДОЛА. С РЕДИ ГРОМАДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОЭТА ОСОБОЕ МЕСТО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЗАНИМАЕТ РОМАН В СТИХАХ «Е ВГЕНИЙ О НЕГИН », «М АЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ », ПОЭМЫ «П ОЛТАВА », «К АВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК », «Р УСЛАН И Л ЮДМИЛА », ТРАГЕДИЯ «Б ОРИС Г ОДУНОВ », ИССЛЕДОВАНИЕ «И СТОРИЯ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА ».
М ИХАИЛ Л ЕРМОНТОВ
Т РАГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ П УШКИНА В 1837 ГОДУ СТАЛА МОМЕНТОМ ВЗЛЕТА ДРУГОГО КУЛЬТОВОГО РУССКОГО ПОЭТА М ИХАИЛА Л ЕРМОНТОВА, КОТОРЫЙ РАБОТАЛ В СТИЛЕ РОМАНТИЗМА. В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОН ПРОЧНО ЗАНИМАЕТ ВТОРОЕ МЕСТО ПОСЛЕ П УШКИНА. Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Л ЕРМОНТОВА ЯВЛЯЮТСЯ : ПОЭМА «М ЦЫРИ », РОМАН «Г ЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ».
Н ИКОЛАЙ Г ОГОЛЬ
Н ИКОЛАЙ Г ОГОЛЬ ПО ПРАВУ СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ТАЛАНТЛИВЫХ САТИРИКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В ЕРШИНОЙ ЕГО ТВОРЧЕСТВА СТАЛА ПОЭМА В ПРОЗЕ «М ЕРТВЫЕ ДУШИ », КОТОРАЯ ЖЕСТКО ВЫСМЕИВАЛА РОССИЙСКИЕ ПОРЯДКИ. Е ГО ПЕРУ ТАКЖЕ ПРИНАДЛЕЖАТ : КОМЕДИЯ «Р ЕВИЗОР », ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ «Т АРАС Б УЛЬБА », ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЦИКЛ «В ЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ » И МНОЖЕСТВО САТИРИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ И ПОВЕСТЕЙ.
Ф ЕДОР М ИХАЙЛОВИЧ Д ОСТОЕВСКИЙ
Ф ЕДОР Д ОСТОЕВСКИЙ СТАЛ ОСНОВАТЕЛЕМ ЖАНРА ФИЛОСОФСКОГО РОМАНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОН ДАЛ ТОНКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, РАСКРЫВ ВСЕ ЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫ ЕГО РОМАНЫ «Б ЕСЫ » И «Б РАТЬЯ К АРАМАЗОВЫ ».
Л ЕВ Н ИКОЛАЕВИЧ Т ОЛСТОЙ
Л ЕВ Т ОЛСТОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ВЕЛИКИХ РОМАНИСТОВ НЕ ТОЛЬКО В РУССКОЙ, НО И В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. С ВОЕ ТВОРЧЕСТВО ОН ПОСВЯТИЛ ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ПОСТУПКОВ ЧЕЛОВЕКА. Р ЕЗУЛЬТАТОМ ЕГО ПОИСКОВ СТАЛА СОБСТВЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНЦИПЕ « НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ ». Е ГО РОМАНЫ «В ОЙНА И МИР » И «А ННА К АРЕНИНА » ВОШЛИ В ЗОЛОТОЙ ФОНД ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
И ВАН Т УРГЕНЕВ
И ВАН Т УРГЕНЕВ ОТЛИЧАЛСЯ МЯГКИМ ЛИБЕРАЛИЗМОМ, ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭЛЕГАНТНОСТЬЮ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬЮ К З АПАДУ, ЧЕМ ВЫЗЫВАЛ НЕДОВОЛЬСТВО НЕ ТОЛЬКО РАДИКАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, НО ТАКЖЕ Т ОЛСТОГО И Д ОСТОЕВСКОГО. О Н СТАЛ ШИРОКО ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СБОРНИКУ РАССКАЗОВ «З АПИСКИ ОХОТНИКА ». В РОМАНЕ «О ТЦЫ И ДЕТИ »Т УРГЕНЕВ РЕЗКО КРИТИКОВАЛ НИГИЛИСТОВ И РЕВОЛЮЦИОННУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ.
А НТОН Ч ЕХОВ
А НТОН Ч ЕХОВ БЫЛ ВИРТУОЗНЫМ МАСТЕРОМ МАЛОЙ ФОРМЫ. О Н АВТОР НЕСКОЛЬКИХ СОТЕН ЮМОРИСТИЧЕСКИХ И ПЕЧАЛЬНЫХ РАССКАЗОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО КЛАССА. Т АКЖЕ Ч ЕХОВ ПРОСЛАВИЛСЯ КАК ДРАМАТУРГ - НОВАТОР, АВТОР ПЬЕС «Д ЯДЯ В АНЯ », «Ч АЙКА », «Т РИ СЕСТРЫ ».
П ЕРИОД С 90- Х ГОДОВ XIX ВЕКА ДО 1917 ГОДА ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК « СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК », КОГДА ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ БЫЛО ПРОНИКНУТО СИМВОЛИЗМОМ И МИСТИЦИЗМОМ.С РЕДИ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ СЧИТАЮТСЯ ТАКИЕ ПОЭТЫ :
К ОНСТАНТИН Б АЛЬМОНТ
В АЛЕРИЙ Б РЮСОВ
А НДРЕЙ Б ЕЛЫЙ
А ЛЕКСАНД Б ЛОК
О ДНОВРЕМЕННО СУЩЕСТВОВАЛО ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФУТУРИСТОВ, КОТОРЫЕ ТРЕБОВАЛИ СБРОСИТЬ ВСЮ « УСТАРЕВШУЮ » КУЛЬТУРУ С ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ. Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМИ ФУТУРИСТАМИ БЫЛИ В ЕЛИМИР Х ЛЕБНИКОВ И В ЛАДИМИР М АЯКОВСКИЙ.
В ЛАДИМИР Х ЛЕБНИКОВ
В ЛАДИМИР М АЯКОВСКИЙ
П ОСЛЕ ЗАХВАТА ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКАМИ МНОГИЕ ЛИТЕРАТОРЫ, СПАСАЯ СВОЮ ЖИЗНЬ, ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ПОКИНУТЬ СТРАНУ. Т Е ЖЕ, КТО ОСТАЛСЯ, ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ЛИБО СОТРУДНИЧАТЬ С РЕЖИМОМ, ЛИБО БЫЛИ ФИЗИЧЕСКИ УНИЧТОЖЕНЫ. В ЭМИГРАНТСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ФИГУРАМИ СТАЛИ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ И ВАН Б УНИН И В ЛАДИМИР Н АБОКОВ. В 1933 ГОДУ Б УНИНУ БЫЛА ВРУЧЕНА Н ОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ.
И ВАН Б УНИН
С РЕДИ СОВЕТСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ Б ОРИС П АСТЕРНАК, КОТОРЫЙ В 1958 ГОДУ БЫЛ УДОСТОЕН Н ОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ. К ОММУНИСТЫ ЗАПРЕТИЛИ П АСТЕРНАКУ ПОЛУЧИТЬ ПРЕМИЮ, И ОН ВЫНУЖДЕН БЫЛ ПУБЛИЧНО ОТ НЕЕ ОТКАЗАТЬСЯ.
Б ОРИС П АСТЕРНАК
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ