1. Учение о налогах: возникновение и эволюция. 2. Экономическая сущность налогов и их функции. 3. Элементы налога и налоговая терминология. 4. Классификация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эволюция налогообложения Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения.
Advertisements

Дисциплина Налоги и Налогообложение (введение в специальность)
Лекция 10. Предмет и система налогового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие налога и его признаки 2.Элементы налога 3.Функций налога 4.Виды налогов.
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
1 Стимулирующая функция налогов. Реализация стимулирования может происходить посредством системы налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов,
Нало́г обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических.
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
Жамбылский Политехнический Колледж. Предмет:Деньги.Финансы.Кредит. Тема:Налоги Выполнила:Эпп Диана Студентка группы 2УиА12-2.
Тема. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. 1.Понятие налогов и сборов и их экономическое содержание 2.Функции налогов 3.Элементы налога и их характеристика.
Возникновение и развитие налогообложения в России
Понятие налога Закрепить основные понятия и определения налоговой системы.
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Налоги Налоговая система «В этом мире всё условно. Безусловны только две вещи – смерть и налоги» Бенджамин Франклин, 1789 г.
Налоговая система России
Налоговая система совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.
Налоги в России Элементы налогов. Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:
Налоги и их функции. Налоги - обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемых государством.
1. Земельный налог. 2. Налог на имущество физических лиц.
Транксрипт:

1. Учение о налогах: возникновение и эволюция. 2. Экономическая сущность налогов и их функции. 3. Элементы налога и налоговая терминология. 4. Классификация налогов.

1. Учение о налогах: возникновение и эволюция. Налоги возникают и развиваются вместе с государством. Самой ранней формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

Позже возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VIIVI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1 / 10 или 1 / 20 части доходов.

Система налогообложения Древнего Рима В мирное время граждане не платили денежных податей, только в военное время жители Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Суммы налога определялись каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами, которым граждане Рима подавали заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Жители провинции были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Свидетельством зависимого положения была их обязанность платить налоги. При установлении и взимании налогов римская администрация часто прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис. Основными налогами в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (налог с оборота, налог на наследство и т. д.). Население вносило налоги деньгами, поэтому оно было вынуждено развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда, что способствовало урбанизации. Таким образом, уже в Древнем Риме налоги играли стимулирующую роль.

Система налогообложения Византии Многие налоговые традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Применялись в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Однако обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя повлекло за собой сокращение налоговой базы и, как следствие, финансовые кризисы.

Система налогообложения Европы В XVIXVII вв. в Европе появилось современное государство раннего периода новой истории. Теории налогов еще практически не существовало. Не было крупного постоянного налога, парламенты периодически выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к третьему сословию. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников для взыскания налогов, поэтому сбором налогов занимались, как правило, откупщики. В конце XVII начале XVIII в. в европейских странах начинается формирование административного государства, создаются соответствующий чиновничий аппарат и рациональная налоговая система, состоявшая из косвенных (в основном акцизов) и прямых (в основном подушных и податных) налогов. И только в последней трети XVIII в. в Европе начинают активно разрабатываться проблемы теории и практики налогообложения. Основоположником теории налогообложения считается шотландский экономист и философ А. Смит.

Система налогообложения Руси В отличие от Европы налоговая система Руси стала формироваться несколько позже. Только во время принятия в 988 г. христианства начала складываться финансовая система Древней Руси. Олег после своего утверждения в Киеве установил дань с подвластных племен, которая взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за ней. Постепенно был введен сначала нерегулярный, а затем более систематический прямой налог. Косвенные налоги были представлены различными торговыми и судебными пошлинами. В годы татаро-монгольского ига русские князья платили Золотой Орде дань под названием «выход», которая сначала собиралась баскаками (уполномоченными хана), а затем самими русскими князьями. Все удельные князья собирали дань в своем уделе самостоятельно и потом передавали ее великому князю для отправления в Орду. Кроме «выхода» существовала такая повинность, как «ям» содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой и обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам. Перечисленные поборы не позволяли Руси пополнять казну за счет прямых налогов, поэтому основным источником внутренних доходов стали пошлины.

В 1480 г. Иван III фактически начал заново создавать финансовую систему Руси, прекратив уплату «выхода». В это время были введены следующие налоги: «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей; налоги ямские, пищальные (используемые на производство пушек); сборы на дородовое и засечное дело и строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства). Иван Грозный ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон. В российском государстве существовала весьма сложная и запутанная система управления государственными финансами. Большинство прямых налогов поступало в приказ большого прихода, местные налоги находились в ведении территориальных приказов, царские земли облагал налогом приказ большого дворца, городские промыслы приказ большой казны, церковные и монастырские земли Казенный патриарший приказ. Попытку упростить и упорядочить эту систему предпринял царь Алексей Михайлович, который в 1655 г. создал Счетный приказ, ведающий сбором податей, проверяющий финансовую деятельность других приказов, анализирующий приходные и расходные книги, что позволило довольно точно определить бюджет российского государства на тот период.

При Петре I ( ) начала складываться достаточно стройная финансовая и налоговая политика российского государства, хотя крупномасштабные государственные преобразования и многочисленные войны вызывали постоянную нехватку финансовых ресурсов. При Петре I государство превращалось в светское общество, церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Бурному развитию промышленности предшествовала налоговая реформа. Появились новые налоги: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований, даже налог на бороды. Податная реформа завершается при правительствах Екатерины I и Петра II. В е гг. происходят ревизия, критика и пересмотр всех основ петровской налоговой системы. Уже 1 февраля 1725 г. Екатерина I утвердила предложения о сокращении подушной подати на четыре копейки. Однако подушная система была такой же формальной, как и подворная. Верховным тайным советом 8 февраля 1727 г. было принято постановление о подушной системе сбора податей и подписана целая серия указов, согласно которым подушная подать сокращалась на 23 копейки.

Основную долю в доходах казны (более 40%) составляли косвенные налоги. Важной вехой в становлении налоговой системы России того периода стала программа финансовых преобразований, разработанная М. М. Сперанским, которую в 1810 г. утвердил Государственный совет России. В конце XIX в. вместо подушной подати был введен налог с городских строений, большое значение придавали оброку плате крестьян за пользование землей (земельный налог согласно действующей в настоящее время налоговой системе России). Новые экономические виды деятельности порождали новые налоги.

Россия вступила в Первую мировую войну (1-го сентября 1914 г.), что губительным образом сказалось на финансовом благополучии государства. Для того чтобы покрыть военные расходы, правительство повысило налоги и сборы, ввело новые акцизы, прибегало к внутренним и внешним займам. Февральская революция (1917 г.) только усугубила положение. С 1917 г. начинаются новые экономические преобразования в России. Молодая Советская республика часто изменяет систему налогообложения. Так, в 1921 г. были введены промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. подоходно-поимущественный налог, налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. подоходный налог со ставкой 10, а затем 20% от прибыли предприятий. В 1921 г. вместо продразверстки был введен продналог, появились иностранные концессии, разработана система займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 г. действовал военный налог. В 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей. В 1960-е гг. были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату за фонд и нормируемые оборотные средства, но реформа налоговой системы в 1965 г. не пошла по пути отмены налогов. В 1970-е гг. сформировалась такая налоговая система, какой она была к 1991 г. (к моменту развала СССР).

2. Экономическая сущность налогов и их функции Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность, требующую средств. Кроме налогов у государства нет иных источников для финансирования своих нужд. В настоящее время во всех Развитых странах на долю налогов приходится 8090 % всех бюджетных поступлений.

Налоги обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. Финансовые отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

Фискальная Она проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его доходную часть.

Стимулирующая Она реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Также проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Перераспределительная Перераспределительная Она обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (главным образом чистого дохода) и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой в Централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. в бюджет государства в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Регулирующая Регулирующая По средствам налогов оказывается серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и, одновременно, ответственности за результаты производства.

3. Элементы налога и налоговая терминология Элементы налога родовые признаки, раскрывающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов. Налогообложение процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком. Объект налога (объект обложения) предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта (подоходный налог и др.). Носитель налога фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы.

Переложение налогов полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Источник налога доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения. Налоговая база (основа налогообложения) часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговый оклад сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Единица обложения единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.).

Налоговый период время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год. Налоговая система совокупность установленных и взимаемых налогов в той или иной стране, форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов. Налоговый иммунитет освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги. Налоговый кадастр опись объектов, подлежащих налоговому обложению. На их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта. Разновидностью налогового кадастра является земельный кадастр.

Налоговая ставка величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. В теории и практике налогов важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода построения налоговых ставок: o твердые (равные); o пропорциональные; o прогрессивные; o регрессивные.

Налоговые льготы полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных станок налога, отсрочка в уплате налогов и др. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов. Налогоплательщики юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие следующие признаки юридического лица: o независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц; o наличие имущества, обособленного от имущества участников; o право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; o право осуществлять от своего имени экономические операции; o право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика; o самостоятельная имущественная ответственность.

Физическое лицо гражданин (человек), участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.

Таможенная пошлина вид налога, взимаемого государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа. Таможенный тариф свод ставок таможенных пошлин с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара. Таможенная льгота преимущество в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам.

Резидент юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны. Нерезидент юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.

4. Классификация налогов Классификация налогов группировка налогов по различным признакам.

Косвенные налоги ( налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки): Косвенные налоги ( налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки): o НДС o Акциз Налоги отчислений, включаемых в себестоимость: Налоги отчислений, включаемых в себестоимость: o Экологический налог; o Земельный налог; o Налог на недвижимость; o Обязательные страховые взносы в ФСЗН; o Отчисления на обязательные страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний(Белгосстрах).

Налоги, уплачиваемые из прибыли: Налоги, уплачиваемые из прибыли: o Налог на прибыль; o Оффшорный сбор. Налоги уплачиваемые физическими лицами Налоги уплачиваемые физическими лицами: o Отчисления в пенсионный фонд; o Подоходный налог; o Земельный налог; o Налог на недвижимость; o Налог на доходы с дивидендов и приравненных к ним доходам.

Особые режимы налогообложения: Особые режимы налогообложения: o упрощенная система налогообложения; o единый налог с ИП и физических лиц, осуществляющий реализацию товаров и услуг; o единый налог для производителей с/х продукции; o налог на доходы от игорного бизнеса; o налог на доходы от лотерейной деятельности; o особенности налогообложения в СЭЗ. По способу изъятия: По способу изъятия: o прямые; o косвенные.

По полноте прав использования налоговых сумм: По полноте прав использования налоговых сумм: o закрепленные; o регулирующие. По целевому использованию: По целевому использованию: o общие; o специальные. Классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.