Поэзия серебряного века. Модернизм – путь к новой гармонии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литература Серебряного века Имена. Реалисты Андреев Леонид Николаевич ( ) Арцыбашев Михаил Петрович ( ) Бунин Иван Алексеевич ( )
Advertisements

Русскую литературу рубежа веков называют Серебряным веком – 1920 г.
Представители Серебряного века 11 класс. Реалисты Андреев Леонид Николаевич ( ) Арцибашев Михаил Петрович( ) Бунин Иван Алексеевич(1870-
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Серебряный век русской поэзии На рубеже XIX – XX вв. Подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 17 Данченко Е.И.
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Русская литература хх века. Тема урока: «Поэты Серебряного века». Литература. 11 класс. Т.Н.Зинович ТСОШ 2 ТСОШ 2.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 11 класс. Подготовила Берестовая Н. Г.
Русская литература XX века.
«Серебряный век» русской поэзии XIX век XX век 80-е – 90-е гг г. эпоха безвременья идеологизация всей жизни.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Транксрипт:

Поэзия серебряного века. Модернизм – путь к новой гармонии.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Серебряный век русской поэзии. Трудно говорить о такой безмерности! Откуда начать? Где закончить? И можно ли вообще начинать и заканчивать, если поэзия – это душа, а «Душа – есть всё – всюду – вечно».

ХРОНИКА КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ ЭПОХИ ХРОНИКА КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ ЭПОХИ На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений е начало эпохи экономического роста, реформы Витте начало царствования Николая II

КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ ЭПОХИ КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ ЭПОХИ С 1902 массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических 1903 второй съезд РСДРП русско-японская война первая русская революция 1906 создание I Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина 1914 начало Первой мировой войны 1917 Февральская революция; свержение самодержавия 1917 Октябрьская революция...

«Золотой век» русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряный - с луной. Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Всё воспринять и снова воплотить.

Серебряный век Это период расцвета русской поэзии в начале 20 века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая половина 19 века), термин ввёл Николай Оцуп. «Серебряный век» протекал с 1892 до 1921 годов.

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны это явление рубежа 80-х 90-х годов 19 века, то конец этого периода вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»: Стремительная динамика Драматизм Быстрая смена эстетических ориентиров Кардинальное обновление литературных приемов

РЕАЛИСТЫ Лев Николаевич Толстой ( ) Антон Павлович Чехов ( ) Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) ( ) Владимир Галактионович Короленко ( ) Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) ( ) Иван Алексеевич Бунин ( ) Александр Иванович Куприн ( ) Леонид Николаевич Андреев ( ) Евгений Иванович Замятин ( ) Алексей Михайлович Ремизов ( ) Иван Сергеевич Шмелев ( ) Борис Константинович Зайцев ( ) Михаил Петрович Арцыбашев ( ) Алексей Николаевич Толстой ( )

Модернизм Совокупность разнообразных течений в искусстве, порожденных кризисом европейской культуры и стремящихся решительно обновить культуру. Историческая почва – выражение кризиса гуманизма.

Цель: Создать культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества.

Деятельность. Выразили протест против художественных норм, канонизированных буржуазным обществом, и выступали против реализма, который понимали как натуралистическое копирование действительности.

Мировоззрение. Мир в восприятии модернистов жесток и абсурден, человек находится в неразрешимом конфликте с действительностью, поэтому испытывает постоянное чувство одиночества. Мировоззренческая основа – идеалистическая философия.

Особенности. В центре внимания художника – человеческая личность. В качестве идеального мира, где личность может себя реализовать, выступают как макромир (например, космические просторы), так и микромир (душа человека). Особое значение приобрело освоение новейших форм искусства, т.к. новые формы были призваны выразить неведомые возможности человеческого слуха, зрения, воображения, чувства, активизировать их силу, творящую новое бытие.

Художественные принципы. Субъективизм. Неприятие злобы дня. Иррационализм. Повышенное внимание к художественной форме.

Формы литературной жизни периода модернизма: Кружки. Салоны. Общества. Кафе. Театральные постановки. Периодические издания. Издательства.

Литературные течения. Символизм Акмеизм. Футуризм. Имажинизм.

Символизм Выражение общих идей, одинаково значащих всему человечеству (без классового ограничения) Новый стиль поэзии В основе изображения отвлечённый символ Обрабатывали классические мифы, легенды, сказания

Символизм Выражение идей посредством символов, в поэзии метафоричность, иносказательность, «поэзия намеков» - по словам Брюсова. Для символистов характерна эмоциональность музыкальность, демонстрация глубоких познаний в различных областях, пророческие ощущения обновления общества на рубеже веков. Прорыв в другой мир – «от реальностей к более реальному», от земных корней к мистической сущности. словарь

Поэты - символисты Иннокентий Анненский Константин Бальмонт Андрей Белый Александр Блок Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус Дмитрий Мережковский Фёдор Сологуб

БРЮСОВ Валерий Яковлевич ( ) русский поэт Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» «Городу и миру», 1903; «StejanoV» «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.

В. Брюсов Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене год

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич ( ) Русский поэт-символист В стихах – культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «Железному веку» первозданного, музыкальность. Переводы, статьи по проблемам искусства. Сборники «Горящие здания»(1900), «Будем как солнце» (1903)

Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России

Акмеизм Производное от «акме» - цвет, цветущая сила, высшая степень. Главной задачей акмеистов было преодоление символизма, уход от многозначности, метафоричности к точному значению слова. Слова на их щите: «Ясность, утверждение реальной жизни». Акмеисты отвергали мистику. Роза, лилия – это не символы, а цветы с запахом и цветом. словарь

Поэт, путешественник, воин… Н.С.Гумилёв

ГУМИЛЕВ Николай Степанович ( ) В 1910-е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология «сильного человека» воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще. Н.Гумилев

Анна Андреевна Ахматова Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении Горенко; 11 (23) июня марта 1966, русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик...

Молодую Ахматову называли русской Сапфо ( древнегреческая певица любви) Её поэзия – книга женской души.

Футуризм От латинского слова Futurum (будущее). Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить «искусство будущего», отрицали весь предшествующий опыт, проповедовали принцип «сановитого» слова, призывали к любованию словом вне всякого смысла. Занимались «словоновшеством», обращались к фольклорно- мифологическим началам, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры. словарь

Футуризм утверждал себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Это течение претендовало на построение нового искусства «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

Только мы лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности год, сборник «Пощечина общественному вкусу»

Владимир Маяковский (1893 – 1930)

Имажинисты Имажинизм (от фр. и англ. image образ) литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело. Основные признаки имажинизма: главенство «образа как такового»; образ максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

ИМАЖИНИСТЫ («Мезонин поэзии») Сергей Александрович Есенин ( ) Анатолий Борисович Мариенгоф ( ). Вадим Габриэлович Шершеневич ( ) Иван Васильевич Грузинов ( ) Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев) ( )

Сергей Александрович Есенин ( )

В центре творчества Есенина – сложный, многогранный образ Автора, русского человека, яркого представителя своего народа, «настоящего, а не свободного сына» своей родины. Это – поэт, родившийся в деревне, связанный с крестьянским общим мироощущением и жаждавший воплотить в жизнь прекрасные принципы идеального мира, в котором человек – неотъемлемая часть единой живой Природы. А.Н. Захаров

ПИСАТЕЛИ, НЕ ВХОДИВШИЕ В ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППИРОВКИ Иннокентий Федорович Анненский ( ) К.Р. (Великий князь Константин Константинович) ( ) Василий Васильевич Розанов ( ) Марина Ивановна Цветаева ( ) Максимилиан Александрович Волошин ( ) Владислав Фелицианович Ходасевич ( ) Борис Леонидович Пастернак ( )

Марина Ивановна Цветаева 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя 31 августа 1941, Елабуга, СССР) русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Потому что поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия …… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Так как стих был ярко индивидуален Поэзия занимает в культуре ведущее место

Лев Озеров "Двадцатые" Листва закипает, как наши двадцатые, Когда Маяковский с Асеевым в дружестве Писали стихи о любви и о мужестве, Неугомонные и угловатые; Когда Пастернак в бормотанье восторженном, Стремительном, миротворяще- встревоженном, Слагал свои строки и тут же выбрасывал, Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым; Когда над Есениным рдяными красками Пылали все зори рязанские истово, И Хлебников числа свои перелистывал И впроголодь пел, детворою обласканный. Листва закипает, как годы начальные, Уже отдаленные дымкой забвения, И новые к жизни идут поколения, Но листья кипят, будто годы те дальные, Те годы начальные, годы двадцатые: Мы нищие были, мы были богатые.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!